СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по образовательной области Развитие речи "Перелетные птицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект занятия по тематической неделе - Птицы

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по образовательной области Развитие речи "Перелетные птицы"»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Мошковский детский сад №3 «Улыбка» комбинированного вида










Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в старшей группе



Тема: «Перелетные птицы»











Выполнила: Свистельникова Анна Алексеевна













Цель: формирование представлений у детей о перелетных птицах через активные формы и методы деятельности детей.

Задачи:

  1. Обогащение словарного запаса детей.

  2. Обучение воспитанников составлению рассказов-описаний с помощью опорных карточек-подсказок (пиктограмм).

  3. Расширение представлений об окружающем мире, его основных сезонных изменениях, растениях, живых обитателях.

  4. Формирование у детей социальной активности, умение выражать собственное мнение, объяснять свою точку зрения.

  5. Общее развитие познавательных процессов.

Форма занятия: фронтальная, индивидуальная.

Продолжительность: 25 минут.

Участники: воспитанники старшей группы (5-6 лет)

Оборудование и материалы:

Карточки с изображениями перелетных и зимующих птиц; игрушечные овощи и фрукты; кукла-бибабо Дятел; мячик; лист из цветной бумаги.

Методические приемы

  • Использование сюрпризного момента с выступлением перчаточной куклы.

  • Чередование групповой и индивидуальной работы.

  • Применение наглядных материалов, раздаточных картинок, игрушек.

Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

  1. Организационный





  1. Основной













  1. Заключительный

Вводная беседа с элементами театрализованного представления


Игра с мячом «В теплые края летит…»

Физминутка.

Рассказ о перелетных птицах с помощью пиктограммы.

Игра «Какая прилетела?»

Дидактическое упражнение «Четвертый лишний».

Поэтическая пауза.


Рефлексия



5 мин.




15 мин













5 мин.



Ход занятия

Воспитатель просит занять детей свои места, обращая их внимание на то, что в группе откуда то появился необычный конверт (который был заранее закреплен на видном месте). Педагог читает письмо вслух. В нем написано: «Дорогие ребята! Пишет вам Осень. Помогите мне, пожалуйста! Уже совсем скоро закончится мое время, сменит меня сестрица Зима. Нужно мне проверить леса, поля, птиц, зверей. Все ли они успели подготовиться к приходу морозов, метелей, стужи. Мне одной все не успеть, нужны помощники! Если вы согласитесь ими стать, то пришлю я к вам своего верного друга, он все объяснит».

Дети соглашаются помочь Осени, в группе начинает звучать задорная музыка. На ширме появляется кукла-бибабо Дятел, игрушка говорит:

«Здравствуйте, девочки и мальчики! Как же я рад встретиться с вами! Вы узнали меня?»

Педагог читает загадку-обманку:

Целый день в лесу стучу

Все деревья я лечу.

Доктор леса, но не врач

Угадали? Я же - …

Кукла продолжает монолог: «Ох, какие вы внимательные, сообразительные! Сразу догадались, что не про моего друга грача эта загадка! А как вы думаете, можно ли сейчас встретить в лесу грача?»

Дети отвечают, объясняют ответ.

Дятел: «Правильно, грач уже улетел в теплые страны. А еще нам надо с вами вспомнить других перелетных птиц. Которые гостят у нас только летом. Вот о чем просила меня попросить вас Осень. Кого вы знаете?»

Игра с мячом «В теплые края летит…»

Все дети рассаживаются по кругу, воспитатель берет мяч и говорит: «Я знаю, что в теплые края улетел грач, а вы кого вспомните?» Игра продолжается до тех пор, пока звучат новые названия.

Дятел: «Ох, потрудились маленькие помощники! Всех моих лесных соседей вспомнили. Правильно, все они уже улетели, никого холода не испугают. Полечу я, передам Осени от вас привет, расскажу, что всех перелетных птиц мы вспомнили, никого из них теперь не встретить.»

Дятел прячется за ширму.

Физминутка

Дождик осенью стучит: кап-кап, кап-кап!

Солнышко за тучкой спит: бай-бай, бай-бай!

Урожай мы весь собрали: ох-ох, ох-ох!

И гулять пореже стали: бр-ррр, бр-ррр!

Рассказ о перелетных птицах по пиктограмме

Педагог обращает внимание детей на картинки, говорит: «Ребята, давайте поиграем с вами в интересную игру! На этих картинках нарисованы хитрые значки, которые помогут нам рассказать о перелетных птицах. Попробуем вместе!

Показывает первую картинку, просит сказать, что на ней нарисовано. Постепенно все картинки вывешиваются на доску. Воспитатель достает карточку с нарисованным дятлом, просит вспомнить загадку о нем, которую она читала в начале занятия. Все вместе вспоминают стихотворение-обманку.

Воспитатель предлагает рассказать о птице по опорным картинкам-схемам. Дети по очереди рассказывают о дятле (внешний вид, где живет, чем питается, чем отличается от других птиц) Воспитатель напоминает, что дятел – птица зимующая, его можно встретить круглый год. Просит взять детей по одной картинке с перелетными птицами, рассказать о каждой по схеме. Желающие рассказывают.

Игра «Какая прилетела?»

Все карточки с перелетными птицами переворачиваются картинкой вниз. Поднимается одна, наугад. Дети узнают птицу, называют ее. Воспитатель предлагает придумать слово, которое можно сказать про эту птичку (быстрая, стремительная, перелетная, яркая, пестрая).

Дидактическое упражнение «Четвертый лишний»

Воспитатель называет четыре птички, три перелетные и одну зимующую. Например: ласточка, дятел, скворец, дрозд. Дети должны назвать ту, которая лишняя (не улетает в теплые края).

Поэтическая пауза

воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой «Ветрено», обсуждает его с детьми. На доску вывешивает несколько картинок осени:

ранняя (сентябрь)

золотая (октябрь)

поздняя (ноябрь)

просит детей определить то время года, о котором рассказывает поэтесса и то, которое за окном сейчас.

Завершение занятия (рефлексия)

Воспитатель просит детей вспомнить о чем они говорили на занятии. Какое настроение у детей, рады ли они что сумели помочь Осени, кто приходил к ним в гости. Затем воспитатель достает Осенний листочек вырезанный из бумаги и просит его отнести Осени ответ от ребят. Благодарит детей за помощь.







Приложение 1: набор дидактических карточек «Перелетные птицы»
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!