Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к группе "Зимующие птицы".
Цели: Формировать представления о зимующих птицах, их особенностях.
Задачи:Научить детей пересказывать текст с опорой на наглядный материал;
Продолжать знакомить детей с зимующими птицами: их название, строение, питание, где живут;
Учить отгадывать загадки;
Умение составлять описательные рассказы о птицах;
Использование в речи имен существительных во множественном числе.
Воспитывать в детях заботливое отношение к птицам, желание помочь в трудные зимние дни.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес.
— Ребята, а каких птиц в зимнем лесу мы никогда не встретим? (перелётных).
— Давайте их вспомним (журавли, кукушка, утки, гуси, ласточка, грач, скворец, соловей).
— Почему мы их никогда не встретим? (Потому что для них в зимнем лесу нет корма. Они улетели в теплые края).
— Как птицы улетели в теплые края? (клином, стаей, по одиночке…).
Показ видеофильма о перелетных птицах. В зимнем лесу. Беседа о зимующих птицах.
— А мы с вами отправимся в зимний лес.
Пришла Зимушка-зима, много снега намела
Падают снежинки, белые пушинки…» (Дети выполняют движения под текст).
Дети садятся на стулья за столы.
— Посмотрите сколько в лесу птиц.
— Кого вы видите в лесу?
— Какие это птицы? (зимующие).
— Почему они так называются?
— А как вы думаете, птицам в лесу хорошо? (Нет, им холодно и голодно). Холод не страшен, а голод — страшен.
Сытая птица выживет даже в трескучий мороз. Одни птицы живут в лесу, а другие возле человека.
— Как мы можем помочь птицам? (Повесить кормушки).
— Что мы положим в кормушку, какое лакомство? (зернышки, крошки хлеба, семечки, сало, семена шишек, пшено, ягоды рябины и калины).Давайте с вами повесим кормушку с лакомством.
Игра «Подбери красивое слово к птице».
(красногрудый снегирь, длиннохвостая сорока, шустрый воробей,
важная ворона, черноголовая галка, вертлявая синица.)
— Дети, у вас на столах лежат разрезные картинки «Зимующие птицы».
Соберите её, назовите птицу и расскажите о ней.
(Ответы детей.)
Каждый ребёнок рассказывает по своей разрезной картинке.
Пальчиковая гимнастика:
«Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей.
Дятел в пестрых перышках Всем хватило зернышек».
Образование сложных слов.
Посмотрите какие все птицы разные, давайте скажем:
Если у птицы красная грудка, то она красногрудая,
длинный хвост — длиннохвостая,
черные глаза — черноглазая,
быстрые крылья — быстрокрылая,
любит трудится — трудолюбивая,
громкий голос — громкоголосая,
белые бока — белобокая,
длинный клюв — длинноклювая,
черные крылья — чернокрылая.
Игра «Верно – не верно».
Если утверждение правильно, то дети отвечают: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечают: «Не верю».
— Клесты выводят птенцов зимой.
— У синицы жёлтое брюшко.
— У воробья большой сильный клюв.
— У свиристели на голове большой хохолок.
— У сороки длинный чёрный хвост.
— Поползень – это длинноносая птица.
-—Для птиц самое страшное зимой – это голод.
— Клесты любят семена шишек.
—Дети как вы думаете, зимой птицам трудно? (Да.) Почему? Зимой всё под снегом, а когда после оттепели наступают морозы, ветки деревьев обледеневают и птицам трудно добывать пищу и т.п.
А как мы можем им помочь в это нелёгкое время? (Нужно птиц подкармливать, для этого нужно мастерить кормушки. Птиц можно подкармливать различными семенами: подсолнуха, тыквы, пшена и др.)
— У кого дома есть кормушки? Какие птицы прилетают к ним? Из чего можно сделать кормушки? (Показ всевозможных вариантов кормушек.)
— Кормушки должны быть удобными. Кормить птиц надо регулярно. Корма должно быть немного.
—Мы тоже с вами можем помочь зимующим птицам, сделать для них угощение – пряники из различных семян.
—Если мы с вами позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках.
В конце подводится итог занятия.