Конспект занятия на тему: «Лето» для детей 4-7 лет
Цель: активизация словаря по теме «Лето» у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Коррекционно –образовательные:
обобщить и уточнить представления детей о лете;
расширить представления детей о растениях луга, леса, поля, о жизни
насекомых;
углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе;
закреплять навык звукового и слогового анализа;
учить правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные
предложения;
совершенствовать умение образовывать имена существительные ед. и мн. числа в Р. п., подбирать антонимы.
Коррекционно –развивающие:
развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности;
развивать логическое мышление;
продолжать развивать умение координировать речь с движением.
Коррекционно – воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать речевой этикет: умение слушать, не перебивать товарища.
Форма проведения : подгрупповая
Ход занятия:
1.Организационный момент
Дети, отгадайте загадку:
В чистом небе солнце светит ярко,
можно искупаться: очень жарко.
Нравится мне время года это.
Угадали? Ну, конечно это ...
лето.
2.Основная часть
Давайте мы сегодня поговорим о лете. Сколько месяцев у этого времени
года? Назовите первый месяц, второй, третий. Какой месяц перед июлем? А какой между июнем и августом?
Какое лишнее слово в этом ряду? (июнь, июль, лето, август)
Упражнение «Подбери признаки».
Лето прекрасное время года. А какое солнце летом? (яркое , теплое,
горячее, ласковое).
Небо голубое, высокое, светлое ...,
Трава мягкая, нежная, свежая, молодая, зеленая ...,
Птицы сытые, веселые, радостные, проворные ... ,
Вода в реке голубая, прозрачна
я, теплая, приятная ... .
Почему вода в реке теплая?
Игра «Выделение первого звука в слове».
Послушайте слово, назовите первый звук в этом слове, запомните свое
слово.
Солнце, небо, облако, дождь, трава, цветы, бабочки, птицы, радуга, самокат, велосипед, река.
Вспомните свое слово и первый звук в слове. У кого был первый звук в
слове
Упражнение «Составь предложение».
Вспомните свое слово и придумайте предложение со своим словом.
У нас получился рассказ о лете. А я закончу рассказ: «Как хорошо
летом!»
Физ. минутка. «Речка».
Вы сказали , что летом солнце яркое, жаркое. Кто хочет искупаться в реке?
Выходите в круг.
К речке быстрой мы спустились, наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре
вот как славно освежились.
А теперь поплыли
дружно. Делать так руками нужно:
Вместе раз, это брасс.
Одной, другой это кроль.
Все как один плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой.
Упражнение «Наоборот» (подбор антонимов).
Летом много насекомых и паучков и они все такие разные.
Комар маленький, а бабочка ... ( большая).
У бабочки усики длинные, а у пчелы короткие.
У осы крылья узкие, а у шмеля широкие.
Муха вредное насекомое, а пчела полезное.
Стрекоза большая, а мошка маленькая.
Муравей полезное насекомое, а комар вредное.
У шмеля спинка мохнатая, а у осы гладкая.
У комара спинка тонкая, а у шмеля толстая.
У мухи ножки короткие, а у кузнечика длинные.
У пчелы ножки толстые , а у комара тонкие.
У стрекозы спинка узкая, а у жука широкая.
Какие вы молодцы! Давайте поиграем.
Упражнение «Один–много» ( с мячом ).
Я вам называю одно насекомое, а вы мне много.
Оса–много ос, жук–много жуков ...
(пчела, кузнечик, бабочка, стрекоза,
комар, муха, муравей, шмель).
Игра «Тут, конечно, каждый знает ...».
Летом много развлечений для детей. Какие летние игры вы знаете?
Дети отвечают и по кругу передают мяч (футбол, теннис, бадминтон, игры с песком, катание на велосипеде, самокате, роликах, плавание и т. д.).
Чем еще нас радует лето? Летом вокруг много цветов.
Если они растут на лугу они (какие ?) ...луговые,
В поле–полевые, в лесу –лесные, в саду–садовые.
Какие полевые и луговые цветы вы знаете?
Дети отвечают и по кругу передают мяч (медуница, одуванчик, мак, колокольчик, василек, лютик, ромашка, ветреница, незабудка, ландыш).
Стихотворение «Я рисую лето» П. Прануза.
Я рисую лето–а какого цвета?
Красной краской- солнце, на газонах розы.
А зеленой – поле, на лугах покосы.
Синей краской– небо и ручей певучий.
А какую краску я оставлю туче?
Я рисую лето–
очень трудно это ... .
А нам лето нарисовать совсем не трудно. Я вас превращаю в художников.
Какую краску вы выбираете? Почему? (Я возьму зеленую краску, потому что летом зеленая трава. А я возьму красную, потому что летом
цветут красные маки. Я возьму белую краску, потому что летом белые облака и т.д.)
Какая у нас красивая картина получилась!
Вы просто молодцы!
Какие слова-признаки вы знаете про лето?
Какие изменения в природе вы знаете?
Итог занятия.
Наше занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили? Что бывает летом?
Все молодцы! Работали очень хорошо! Я вами довольна?