Конспект беседы
в старшей группе на тему:
«Животные жарких стран»
Задачи:
- расширять представления детей о внешнем виде, жизни, повадках животных;
- продолжать развивать монологическую речь (составлять рассказ-описание о животных по схемам);
- воспитывать любознательность, интерес к разнообразию природного мира.
Оборудование: ,презентация «Африка» картинки с изображением животных жарких стран, ноутбуки с дополнительным аудиоматериалом.
ХОД НОД:
Деятельность воспитателя: Сегодня на занятии мы будем говорить об Африке и ее многообразии представителей животного мира.
Это карта мира. (слайд № 2) На ней изображены материки. Материки – это очень большие участки суши, расположенные на нашей планете и окруженные со всех сторон водой, то есть морями и океанами.
На Земле 6 материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида.
Нас сегодня интересует Африка. (слайд № 3) Африка – это второй по величине материк, после Евразии. Африка – самый жаркий материк планеты. Там редко идут дожди, поэтому большую часть Африки занимают саванны и пустыни, в которых обитает большое разнообразие животных: жирафы, зебры, львы, слоны, бегемоты, обезьяны, а в реках Африки водится много крокодилов.
Вообще, Африка очень интересный материк….
Послушайте какой есть хороший стих про Африку
“Африка! Африка!
Волшебная страна.
Отправимся мы в Африку,
Давно нас ждет она.
Увидим в жаркой Африке,
Как звери там живут…
Скорее едем в Африку, джунгли нас ждут!”.
Изображая на карте Африку, использовали много желтого цвета.
Как вы думаете, что обозначает желтый цвет?
Деятельность детей: ответы детей.
Деятельность воспитателя: Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. Африка делиться на пустыню, тропики, саванну (слайд № 4)
Что такое пустыня, как вы думаете?
Деятельность детей: пустыня от слова пусто, пустынно.
Деятельность воспитателя: Совершим небольшую прогулку по пустыне.
Посмотрите, что вам напоминает пустыня? Похожа она на море?
Деятельность детей: Да.
Деятельность воспитателя: Вот эти небольшие возвышенности похожие на холмы называются барханы. (слайд № 5) Здесь дуют горячие ветра, и песок как - бы перетекает с одного места на другое.
А еще ребята в пустыне годами не бывает дождей.
Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения?
Деятельность детей: ответы детей.
Деятельность воспитателя: Оказывается, могут. (слайд № 6) Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками. Как же они обходятся без воды?
Деятельность детей: ответы детей.
Деятельность воспитателя: У них очень длинные корни. Если забраться на 15-этажный дом, то корни их достанут до земли.
Зачем растениям такие длинные корни?
Деятельность детей: доставать воду, которая глубоко под землей.
Деятельность воспитателя: Кажется, в пустыне не может быть животных. Но есть одно очень выносливое животное, которое живет в пустыне, послушайте мою загадку и отгадайте о ком она?
“Зверь я горбатый,
Нравлюсь ребятам”.
Кто это?
Деятельность детей: верблюд. (слайд № 7)
Деятельность воспитателя: Верблюда называют кораблем пустыни. Почему, как вы думаете?
Деятельность детей: движения плавные, как у корабля.
Деятельность воспитателя: Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. Почему им не жарко в пустыне?
Деятельность детей: Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей.
Деятельность воспитателя: Когда ветер поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками.
Здесь почти не бывает дождей. Днем очень жарко, иногда дуют яростные ветра, иссушая все вокруг. Но после захода солнца температура резко падает и становится очень холодно.
Днем в пустыне жарко! Так жарко, что можно поджарить яичницу на раскаленных солнцем камнях. Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени тем, кто оказывается в пустыни. И им может встретится небольшое озеро, по берегам которого растут финиковые пальмы (показ слайда № 8).
Это – оазис с плодородной почвой, где вокруг источников или вдоль рек растут сады
А сейчас вы видите - Африканскую саванну (слайд № 9)
Чем покрыта земля в саванне?
Деятельность детей: травой.
Деятельность воспитателя: Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Называются они Баобабы (слайд 10).
Часто в саванне, можно услышать грозный рык. Что за зверь рычит?
Деятельность детей: лев (слайд № 11).
Деятельность воспитателя: Это царь зверей – лев.
Ребята лев может быть незаметным, так - как он прячется среди желтой сухой травы.
Почему льву важно быть незаметным?
Деятельность детей: он хищник, выслеживает добычу
Деятельность воспитателя: В саванне очень трудно спрятаться, там нет густых зарослей. Как же животные спасаются от хищников? Например зебры.
Деятельность детей: быстро бегают.
Деятельность воспитателя: Загадка: “Что за коняшки, на всех тельняшки”
Деятельность детей: зебра. (слайд № 12)
Деятельность воспитателя: Вот львица охотится на зебру. Зебра убегает с большой скоростью. Однако, львица тоже хорошая бегунья и может догнать зебру. Что делать зебре?
Деятельность детей: защищаться.
Деятельность воспитателя: Средство защиты зебр – удар копытами. В полете, зебра бьет врага задними ногами. Такой удар может сильно навредить хищнику.
Зебра очень игрива, грациозное животное, каждая покрыта полосками и они не повторяются.
Воспитатель загадывает загадку:
“Тут входит голову задрав
Не потому, что важный граф
Не потому, что гордый нрав
А потому, что он
Деятельность детей: жираф (показ слайд № 13).
Деятельность воспитателя: В саванне живет самое высокое животное на земле. Почему же жираф выглядит гордо и важно?
Деятельность детей: у него длинная шея, ноги.
Деятельность воспитателя: Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом. Зачем ему такая шея?
Деятельность детей: легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья.
Физминутка «Я по Африке иду…»
Я по Африке иду - (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф - (руки вверх, потягивание).
У меня над головой - (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать -(приседания,
Чтобы фиников набрать.
Вот вельвичия, турист - (руки поочередно вытягивают вперед):
Левый лист, правый лист -(руки в стороны).
А огромный серый слон - (круг руками)
Посылает нам поклон - (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим - (ходьба на месте)
И на место поспешим -(садятся на свои места).
Деятельность воспитателя: В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят:
И петь не поет
И летать не летает…
За что же народ
Его птицей считает?” (Б. Заходер)
Кто же это?
Деятельность детей: страус (слайд № 14)
Деятельность воспитателя: Почему же его считают птицей?
Деятельность детей: у страуса есть крылья, но служат ему украшеньем.
Деятельность воспитателя: А еще у страусов есть одна интересная особенность он, когда боится, опускает голову к песку.
Есть очень много рогачей
В зоопарке и в лесу
У всех рога на голове
А у него лишь на носу
Деятельность детей: носорог (слайд № 15)
Деятельность воспитателя: Огромен носорог от двух до четырех метров в длину, весит до 4 тонн. Его тело покрыто толстой кожей грязно-серого цвета. А что у него на лбу?
Деятельность детей: рог.
Деятельность воспитателя: А вот Африканские гиганты. Узнали вы их?
Деятельность детей: слоны, (слайд № 16)
Деятельность воспитателя: Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона?
Деятельность детей: нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится.
Деятельность воспитателя: Самое удивительное у слона – хобот. Что делает им слон?
Деятельность детей: с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет.
Деятельность воспитателя: А какой уголок Африки мы еще не видели.
Деятельность детей: тропики.
Деятельность воспитателя: Правильно тропики. (слайд № 17) В тропиках живет много обезьян, почему?
Деятельность детей: обезьяны живут в тропиках потому, что там растет много деревьев, пальм, кокосовые, банановые, финиковые.
Деятельность воспитателя: Обезьяны прыгают, лазают, по деревьям перепрыгивают с пальмы на пальму, цепляясь за лианы. У них очень интересная и веселая жизнь. Давайте вспомним, что было нарисовано на карте коричневым цветом? (показываю горы)
Это – Килиманджаро. (слайд № 18). В переводе с суахили это язык народов Африки, сверкающая гора, а как вы думаете почему? В солнечных лучах она сверкает.
Здесь берут свое начало многие реки Африки: Нил, Конго, Замбези, Лимпопо.
“А по реке плывет бревно
Ох, и злючее оно
Тем, кто в речку угодил
Нос откусит…”
Деятельность детей: крокодил (слайд 19)
Деятельность воспитателя: В Африканских реках водится много крокодилов. Они подстригают свою добычу в воде. Когда зебры, антилопы подходят к водопою они на них набрасываются. Крокодилы очень сильные животные. По берегам рек растут лимоновые и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы, бананы. (слайд № 20)
И в заключении поиграем в игру (дидактическая игра «Какой, какая…»)
Слайд 21. У льва большая грива, значит он какой? (большегривый)
Слайд 22. А у страуса тонкие ноги, значит он какой? (тонконогий).
Если страус ест только траву, значит он какой? (травоядный)
Слайд 23. Крокодил плавает в воде, значит он какой? (водоплавающий)
Слайд 24. У жирафа длинная шея, значит он какой? (длинношеий)
Слайд 25. У слона длинный нос, значит, он какой? (длинноносый)
Слайд 26. Крокодил нырнул в воду, а потом из воды… (вынырнул)
Слайд 27. Страус зарыл голову в песок, а потом он ее оттуда. (вырыл)
И передвигаются все по-разному.
Как передвигается крокодил? (плавает, ходит)
А носорог? (ходит)
А черепаха? (ползает)