СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Образные возможности освещения в портрете". 6 класс. Изобразительное искусство

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М. Неменского на тему "Образные возможности освещения в портрете", III четверть.

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Образные возможности освещения в портрете". 6 класс. Изобразительное искусство»

Изобразительное искусство

Класс: 6-А, 6-Б

Дата: 28.02.2019 г.

Урок 24.

Тема урока: Образные возможности освещения в портрете.

Цели урока:

Образовательные: формировать знания об особенностях творчества в отечественной культуре и культуре других стран художников-портретистов, о богатстве выбора образных возможностей в изобразительном искусстве, о различном освещении и его значении в создании художественного образа; развивать эмоциональную сферу, умение чувствовать произведения искусства.

Развивающие: развитие искусствоведческих знаний и творческих способностей, развитие познавательных потребностей, интересов и склонностей; развитие пространственных представлений, совершенствование умений последовательного ведения работы;

Воспитательные: воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, усидчивость, аккуратность.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся воспринимать изменение образа человека при естественном освещении, постоянство формы и изменение восприятия при естественном освещении; знакомятся с образными возможностями освещения в портрете, с изменениями образа человека при искусственном и естественном освещении; осваивают приемы выразительных возможностей искусственного освещения для характеристики образа, направления света сбоку, снизу, при рассеянном свете; учатся воспринимать контрастность освещения;

Регулятивные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности; планировать деятельность, выбирать способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки;

Познавательные: раскрывать  в себе способность видеть по новому, в обычном необычное, неожиданное.  Осваивать навыки работы графическими материалами;

Коммуникативные: соблюдать нормы коллективного общения; проявлять активность в решении творческих задач; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; излагать свое мнение в диалоге.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; познавательную активность; осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают; понимают эмоциональное состояние других людей; идут на взаимные уступки в разных ситуациях, критически осмысливают свое поведение.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация «Образные возможности освещения в портрете», мультимедийное оборудование; наглядный материал; художественные материалы.


Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.


2. Актуализация опорных знаний.

Зачем нам нужно электричество?

И кто придумал фонари?

Ведь у людей есть свет магический,

Зажгись, весь мир, гори!

Что за магический свет? О чем говорит поэт? Свет человеческой души! Этот свет можно почувствовать, но как же его увидеть?

Художники помогают нам увидеть свет человеческой души и используют они для этого образные возможности освещения: свет солнца и луны, свет электрический и от свечи, то есть источники искусственного и естественного освещения.

Попробуем разобраться, как же освещение влияет на живописное изображение.


3. Изучение нового материала

Великий русский художник Илья Ефремович Репин особенно глубоко задумался о точном световом соотношении предметов, освещенных солнцем, живущих в единой свето-воздушной среде, когда жил и работал во Франции. Здесь он увлекся изображением людей и пейзажей под открытым небом.

В начале 1876г. Репин вернулся в Россию, и тогда же летом создал одну из самых поэтических своих работ, прелестную маленькую картины «На дерновой скамье» - групповой портрет семьи художника. Пленэрная живопись, свободная, полная своеобразного изящества, свидетельствовала о профессиональном мастерстве молодого художника, а по настроению, полному тихой радости и спокойствия, картина, вероятно, отражала душевное состояние ее автора, только недавно оказавшегося на родине после нескольких лет разлуки.

Среди портретов И.Е. Репина в особую группу можно выделить портреты членов семьи живописца. В них он много экспериментирует, поскольку пишет их «для себя». Один из самых известных таких портретов – «Стрекоза», написанный художником на даче под Петербургом в 1884 году. На портрете Репин изобразил свою старшую дочь Веру Репину.

Все пространство на полотне – и сам воздух, пестрое, в легких складочках, платье девочки – словно пропитано солнцем. За спиной ребенка – ясное летнее небо, чуть подернутое белизной облаков. Внизу на холсте чуть обозначены тонкой кистью высохшие травинки луга. Полотно достаточно активно по колористическому решению, но оттенки цвета – пастельные, нежные.

Перед вами знаменитая картина Яна Вермеера из Делфта «Молочница», или «Служанка с кувшином молока». Свет в его картинах поразителен тем, что он убедительный, естественный, глубоко связан с предметами. Молочница окутана светом и тенями. Присмотритесь к теням в картине – они синие, в них так много синего и голубого, что синий передник молочницы сияет торжествующей синевой. Слева ее силуэт выделяется на фоне затененной части стены, а справа ее силуэт темен, и его фоном становится освещенная стена. Продуманный, подчеркнутый контраст. Художник помещает фигуру в живую световую среду – она существует!

А теперь рассмотрим портрет прославленного русского портретиста Валентина Александровича Серова «Девушка, освещенная солнцем». Этот портрет словно дышит светом и свежестью, воспевая юность и красоту, чувство радости бытия. Он будто бы соткан из солнца и воздуха, наполнен не только увлеченность новой техникой живописи, но и особой одухотворенностью, поэтичностью. Игра цветовых пятен в картине напоминает мозаику – так живописную форму любил строить Врубель, а Серов тогда как раз находился под обаянием его творчества и в какой-то мере стремился повторить манеру его письма.


Физкультминутка

Жил да был один налим, Медленные движения соединенными

Два ерша дружили с ним. ладонями, имитируя плавание.

Прилетали к ним три утки Взмахи ладонями.

По четыре раза в сутки

И учили их считать: Согнуть кулачки.

Раз – два – три – четыре – пять. Разгибать пальцы.


4. Творческая практическая деятельность

Свет от источников искусственного освещения значительно отличается от дневного. Искусственное освещение располагают сравнительно близко к объекту, и они (источники) создают наиболее резкий контраст между освещенной и теневой сторонами.

Рассмотрите фотографии. На каждой из них вы увидите, что электрический свет падает с разных точек: спереди рассеянный свет (изображение становится более плоским), боковое освещение, свет снизу (усиливается контраст), источник света дальше (дает более равномерные тени).

Задание (с. 121). Выполните наброски (пятом) с изображением головы в различном освещении, используя гуашь - три краски – темную, теплую и белую.


5. Итоги урока. Рефлексия.

Полюбуйтесь двумя бессмертными произведениями русского художника Орнеста Адамовича Кипренского. картина "«Ворожея со свечой» является своеобразным подготовительным этюдом к картине «Сивилла Тибуртинская», изображающей прекрасную и мудрую античную прорицательницу, предсказавшую императору Августу появление Христа. Свет от свечи завораживает, и магия окутывает наше воображение.


Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал …

Я научился …

Было интересно …

Полученные знания пригодятся мне …

3