Изобразительное искусство
Класс: 6-А, 6-Б
Дата: 28.02.2019 г.
Урок 24.
Тема урока: Образные возможности освещения в портрете.
Цели урока:
Образовательные: формировать знания об особенностях творчества в отечественной культуре и культуре других стран художников-портретистов, о богатстве выбора образных возможностей в изобразительном искусстве, о различном освещении и его значении в создании художественного образа; развивать эмоциональную сферу, умение чувствовать произведения искусства.
Развивающие: развитие искусствоведческих знаний и творческих способностей, развитие познавательных потребностей, интересов и склонностей; развитие пространственных представлений, совершенствование умений последовательного ведения работы;
Воспитательные: воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, усидчивость, аккуратность.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся воспринимать изменение образа человека при естественном освещении, постоянство формы и изменение восприятия при естественном освещении; знакомятся с образными возможностями освещения в портрете, с изменениями образа человека при искусственном и естественном освещении; осваивают приемы выразительных возможностей искусственного освещения для характеристики образа, направления света сбоку, снизу, при рассеянном свете; учатся воспринимать контрастность освещения;
Регулятивные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности; планировать деятельность, выбирать способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки;
Познавательные: раскрывать в себе способность видеть по новому, в обычном необычное, неожиданное. Осваивать навыки работы графическими материалами;
Коммуникативные: соблюдать нормы коллективного общения; проявлять активность в решении творческих задач; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; излагать свое мнение в диалоге.
Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; познавательную активность; осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают; понимают эмоциональное состояние других людей; идут на взаимные уступки в разных ситуациях, критически осмысливают свое поведение.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация «Образные возможности освещения в портрете», мультимедийное оборудование; наглядный материал; художественные материалы.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация опорных знаний.
Зачем нам нужно электричество?
И кто придумал фонари?
Ведь у людей есть свет магический,
Зажгись, весь мир, гори!
Что за магический свет? О чем говорит поэт? Свет человеческой души! Этот свет можно почувствовать, но как же его увидеть?
Художники помогают нам увидеть свет человеческой души и используют они для этого образные возможности освещения: свет солнца и луны, свет электрический и от свечи, то есть источники искусственного и естественного освещения.
Попробуем разобраться, как же освещение влияет на живописное изображение.
3. Изучение нового материала
Великий русский художник Илья Ефремович Репин особенно глубоко задумался о точном световом соотношении предметов, освещенных солнцем, живущих в единой свето-воздушной среде, когда жил и работал во Франции. Здесь он увлекся изображением людей и пейзажей под открытым небом.
В начале 1876г. Репин вернулся в Россию, и тогда же летом создал одну из самых поэтических своих работ, прелестную маленькую картины «На дерновой скамье» - групповой портрет семьи художника. Пленэрная живопись, свободная, полная своеобразного изящества, свидетельствовала о профессиональном мастерстве молодого художника, а по настроению, полному тихой радости и спокойствия, картина, вероятно, отражала душевное состояние ее автора, только недавно оказавшегося на родине после нескольких лет разлуки.
Среди портретов И.Е. Репина в особую группу можно выделить портреты членов семьи живописца. В них он много экспериментирует, поскольку пишет их «для себя». Один из самых известных таких портретов – «Стрекоза», написанный художником на даче под Петербургом в 1884 году. На портрете Репин изобразил свою старшую дочь Веру Репину.
Все пространство на полотне – и сам воздух, пестрое, в легких складочках, платье девочки – словно пропитано солнцем. За спиной ребенка – ясное летнее небо, чуть подернутое белизной облаков. Внизу на холсте чуть обозначены тонкой кистью высохшие травинки луга. Полотно достаточно активно по колористическому решению, но оттенки цвета – пастельные, нежные.
Перед вами знаменитая картина Яна Вермеера из Делфта «Молочница», или «Служанка с кувшином молока». Свет в его картинах поразителен тем, что он убедительный, естественный, глубоко связан с предметами. Молочница окутана светом и тенями. Присмотритесь к теням в картине – они синие, в них так много синего и голубого, что синий передник молочницы сияет торжествующей синевой. Слева ее силуэт выделяется на фоне затененной части стены, а справа ее силуэт темен, и его фоном становится освещенная стена. Продуманный, подчеркнутый контраст. Художник помещает фигуру в живую световую среду – она существует!
А теперь рассмотрим портрет прославленного русского портретиста Валентина Александровича Серова «Девушка, освещенная солнцем». Этот портрет словно дышит светом и свежестью, воспевая юность и красоту, чувство радости бытия. Он будто бы соткан из солнца и воздуха, наполнен не только увлеченность новой техникой живописи, но и особой одухотворенностью, поэтичностью. Игра цветовых пятен в картине напоминает мозаику – так живописную форму любил строить Врубель, а Серов тогда как раз находился под обаянием его творчества и в какой-то мере стремился повторить манеру его письма.
Физкультминутка Жил да был один налим, Медленные движения соединенными Два ерша дружили с ним. ладонями, имитируя плавание. Прилетали к ним три утки Взмахи ладонями. По четыре раза в сутки И учили их считать: Согнуть кулачки. Раз – два – три – четыре – пять. Разгибать пальцы. |
4. Творческая практическая деятельность
Свет от источников искусственного освещения значительно отличается от дневного. Искусственное освещение располагают сравнительно близко к объекту, и они (источники) создают наиболее резкий контраст между освещенной и теневой сторонами.
Рассмотрите фотографии. На каждой из них вы увидите, что электрический свет падает с разных точек: спереди рассеянный свет (изображение становится более плоским), боковое освещение, свет снизу (усиливается контраст), источник света дальше (дает более равномерные тени).
Задание (с. 121). Выполните наброски (пятом) с изображением головы в различном освещении, используя гуашь - три краски – темную, теплую и белую.
5. Итоги урока. Рефлексия.
Полюбуйтесь двумя бессмертными произведениями русского художника Орнеста Адамовича Кипренского. картина "«Ворожея со свечой» является своеобразным подготовительным этюдом к картине «Сивилла Тибуртинская», изображающей прекрасную и мудрую античную прорицательницу, предсказавшую императору Августу появление Христа. Свет от свечи завораживает, и магия окутывает наше воображение.
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал …
Я научился …
Было интересно …
Полученные знания пригодятся мне …
3