СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект обучения грамоте на тему "Текст. Признаки текста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект обучения грамоте на тему "Текст. Признаки текста"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)







Конспект урока обучения грамоте


Тема. Текст. Признаки текста.








Выполнила: Широнина Анастасия Сергеевна
Студентка 4 курса, группы 41 Ш
Проверила: Бобылёва Наталья Викторовна








Рязань, 2019

Класс: 1
Тема: текст, признаки текста.
Цель: сформировать представление обучающихся о том, что такое текст.
Задачи:
образовательные:
- уметь отличать текст от предложения;
- знать, чем отличается текст от предложения;
Познавательные УУД:

- умение находить ответы на вопросы, используя учебник, иллюстрации;

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

развивающие:

- развивать речь;
- развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение);
- развивать психические познавательные процессы (память, мышление);
Коммуникативные УУД:

- умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно формулировать задачи урока после предварительного обсуждения;

- совместно оценивать результат учебной работы; работать по заданному алгоритму, образцу, данному в учебнике;

воспитательные:

- воспитывать ценностные ориентиры к тексту, его признакам;
- воспитывать доброжелательное отношение к труду, учению.

Личностные УУД:

- умение анализировать результаты учебной деятельности; объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе;

- умение адекватно воспринимать требования учителя.






Ход занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!
У нас сейчас обучение грамоте, достаём азбуку, ваши тетради, канцелярские принадлежности.
Не забываем, что мы с вами настоящие ученики, сидим правильно, спинку держим прямо.

- То, что я сейчас вам говорила, как это можно назвать одним словом?

Приветствие учителя.





Речь.

Актуализация знаний

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение М. Ходякова:
Если на деревьях листья пожелтели.
Если в край далёкий птицы улетели.
Если небо хмурое, если дождик льётся.
Это время года осенью зовётся.
- О чём оно?
- Хорошо. Из чего состоит это стихотворение?
Найдите последнее предложение.
- Из скольких слов оно состоит?

- Давайте составим схему этого предложения. Как мы оформляем предложение? С какой буквы начинаем писать, что ставим в конце?
Сколько слогов в третьем слоге? Дайте звуковую характеристику этому слову.





- Хорошо, молодцы.
- Посмотрите на доску.

1. Наступила осень. 2. Наступила осень.
Зелёные листья пожелтели.
Дорожки парка покрыл
золотой ковёр. Как красива
природа осенью!
- Скажите, где у нас выражена одна мысль? Какая?

- А где несколько? Какие?



- В этих предложениях говорится про одно и то же или в каждом про своё?

- Иногда нам бывает нужно высказывать одну мысль, и тогда мы строим одно предложение. А бывает, что мы хотим продолжить свою мысль. Тогда мы создаём несколько предложений, в которых продолжаем говорить об одном и том же. Получаются связанные друг с другом предложения.
- А как в науке называют несколько предложений, которые раскрывают мысль?



Слушают стихотворение.




Оно о том, что наступила осень.

Из предложений про осень.
«Это время года осенью зовётся».
Это предложение состоит из 5 слов.
Составляют схему предложения.

Мы начинаем писать с заглавной буквы, в конце предложения ставим точку.

4 слога.

Г – согласный, звонкий парный, твёрдый парный.
О – гласный, ударный.
Д – согласный, звонкий парный, твёрдый парный.
А – гласный, безударный.










В 1 – ом предложении. Что наступила осень
Под цифрой 2. Что наступила осень, листья пожелтели, дорожки парка покрыты золотыми листьями.
Про одно и то же, про осень.



Слушают учителя.




Не отвечают.

Разъяснение учащимся целей и задач обучения

- На какой вопрос мы будем отвечать на уроке?


- Хорошо.

Как называют группу предложений, которые раскрывают мысль.


Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений, навыков.

- Вернёмся к этому тексту.
1.Как красива природа осенью! 2. Как красива

природа осенью!
Зелёные листья
пожелтели.
Дорожки парка
покрыл золотой
ковёр.
- Из чего он состоит?
- Обозначим схемами.
- Из сколько предложений состоит этот текст?
- Значит текст у нас состоит из предложений.
- Какую мысль раскрывают эти предложения?
- Давайте обозначим цветом эту главную мысль.

- Уберите из текста одно предложение. Поменяйте местами предложения и понаблюдайте, получится ли у нас выразить главную мысль текста «как красива природа осенью»?
- Итак, чем же текст отличается от предложений?


- Давайте озаглавим этот текст.
- Значит, что у нас ещё добавляется к тому, что мы сказали?









Из предложений.

Рисуют схемы.

Из 4.


Первую, как красива природа осенью.

Обозначают цветом.
Убирают. Меняют местами.

Нет, не получится, потому что предложения в тексте связанны по смыслу.

Текст состоит из предложений, которые связанны по смыслу и раскрывают мысль автора.

Красота осени.

Что текст можно озаглавить.

Управление процессом познания научных закономерностей и законов

- Откройте Азбуку, полистайте её и посмотрите, что у нас здесь есть множество текстов, которые имеют заглавие.
- Заглавие нужно для того, чтобы понимать, о чём же текст, о чём хочет сказать нам автор.
- Обратимся к нашей схеме. Посмотрите внимательно.
(учитель рисует вверху схемы крышу дома).
- На что это похоже?
- Верно. Так и с текстом у нас получается, это одно целое, единое. Крыша – это название текста. Первое предложение – это основная мысль. Последующие предложения – это предложения, связанные между собой и раскрывающие мысль автора.








На дом.






Управление процессом перехода от теории к практике

- Теперь выполним задание.
Учитель читает текст:
Миша с дедушкой делали скворечник. Дедушка принёс доски и гвозди. Миша смотрел за работой деда. Тот сделал красивый скворечник и покрасил его. Вместе они повесили его на дерево. Как обрадуются птицы скворечнику!
- Определите главную мысль, что хотел нам сказать автор?

- Как мы можем озаглавить текст?
- Хорошо.
(Если дети легко справились с этим заданием, то можно предложить задание посложнее).
Учитель делит другой текст на предложения. Ученикам необходимо составить из этих предложений текст:
Деревья покрыты золотыми листьями. Ребята знают, что птицы вернутся весной. Как хорошо осенью! Ребята машут птицам и просят вернуться скорее. Ребята и учительница пошли в лес на прогулку. Птицы весело поют. Они уже собираются улетать на юг.



Дети считают предложения, составляют схему.




Что Миша с дедушкой делали скворечник.


Скворечник.




Составляют текст из предложений.

Что должно получится:
Как хорошо осенью! Ребята и учительница пошли в лес на прогулку. Деревья покрыты золотыми листьями. Птицы весело поют. Они уже собираются улетать на юг. Ребята знают, что птицы вернутся весной. Ребята машут птицам и просят вернуться скорее.

Подведение итогов урока

- О чём мы сегодня говорили?
- Что такое текст?



- Молодцы!

О тексте.
Текст – это группа предложений, связанных по смыслу, они раскрывают мысль автора. Текст можно озаглавить.