Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! У нас сейчас обучение грамоте, достаём азбуку, ваши тетради, канцелярские принадлежности. Не забываем, что мы с вами настоящие ученики, сидим правильно, спинку держим прямо. - То, что я сейчас вам говорила, как это можно назвать одним словом? | Приветствие учителя. Речь. |
Актуализация знаний | - Послушайте, пожалуйста, стихотворение М. Ходякова: Если на деревьях листья пожелтели. Если в край далёкий птицы улетели. Если небо хмурое, если дождик льётся. Это время года осенью зовётся. - О чём оно? - Хорошо. Из чего состоит это стихотворение? Найдите последнее предложение. - Из скольких слов оно состоит? - Давайте составим схему этого предложения. Как мы оформляем предложение? С какой буквы начинаем писать, что ставим в конце? Сколько слогов в третьем слоге? Дайте звуковую характеристику этому слову. - Хорошо, молодцы. - Посмотрите на доску. 1. Наступила осень. 2. Наступила осень. Зелёные листья пожелтели. Дорожки парка покрыл золотой ковёр. Как красива природа осенью! - Скажите, где у нас выражена одна мысль? Какая? - А где несколько? Какие? - В этих предложениях говорится про одно и то же или в каждом про своё? - Иногда нам бывает нужно высказывать одну мысль, и тогда мы строим одно предложение. А бывает, что мы хотим продолжить свою мысль. Тогда мы создаём несколько предложений, в которых продолжаем говорить об одном и том же. Получаются связанные друг с другом предложения. - А как в науке называют несколько предложений, которые раскрывают мысль? | Слушают стихотворение. Оно о том, что наступила осень. Из предложений про осень. «Это время года осенью зовётся». Это предложение состоит из 5 слов. Составляют схему предложения. Мы начинаем писать с заглавной буквы, в конце предложения ставим точку. 4 слога. Г – согласный, звонкий парный, твёрдый парный. О – гласный, ударный. Д – согласный, звонкий парный, твёрдый парный. А – гласный, безударный. В 1 – ом предложении. Что наступила осень Под цифрой 2. Что наступила осень, листья пожелтели, дорожки парка покрыты золотыми листьями. Про одно и то же, про осень. Слушают учителя. Не отвечают. |
Разъяснение учащимся целей и задач обучения | - На какой вопрос мы будем отвечать на уроке? - Хорошо. | Как называют группу предложений, которые раскрывают мысль. |
Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений, навыков. | - Вернёмся к этому тексту. 1.Как красива природа осенью! 2. Как красива природа осенью! Зелёные листья пожелтели. Дорожки парка покрыл золотой ковёр. - Из чего он состоит? - Обозначим схемами. - Из сколько предложений состоит этот текст? - Значит текст у нас состоит из предложений. - Какую мысль раскрывают эти предложения? - Давайте обозначим цветом эту главную мысль. - Уберите из текста одно предложение. Поменяйте местами предложения и понаблюдайте, получится ли у нас выразить главную мысль текста «как красива природа осенью»? - Итак, чем же текст отличается от предложений? - Давайте озаглавим этот текст. - Значит, что у нас ещё добавляется к тому, что мы сказали? | Из предложений. Рисуют схемы. Из 4. Первую, как красива природа осенью. Обозначают цветом. Убирают. Меняют местами. Нет, не получится, потому что предложения в тексте связанны по смыслу. Текст состоит из предложений, которые связанны по смыслу и раскрывают мысль автора. Красота осени. Что текст можно озаглавить. |
Управление процессом познания научных закономерностей и законов | - Откройте Азбуку, полистайте её и посмотрите, что у нас здесь есть множество текстов, которые имеют заглавие. - Заглавие нужно для того, чтобы понимать, о чём же текст, о чём хочет сказать нам автор. - Обратимся к нашей схеме. Посмотрите внимательно. (учитель рисует вверху схемы крышу дома). - На что это похоже? - Верно. Так и с текстом у нас получается, это одно целое, единое. Крыша – это название текста. Первое предложение – это основная мысль. Последующие предложения – это предложения, связанные между собой и раскрывающие мысль автора. | На дом. |
Управление процессом перехода от теории к практике | - Теперь выполним задание. Учитель читает текст: Миша с дедушкой делали скворечник. Дедушка принёс доски и гвозди. Миша смотрел за работой деда. Тот сделал красивый скворечник и покрасил его. Вместе они повесили его на дерево. Как обрадуются птицы скворечнику! - Определите главную мысль, что хотел нам сказать автор? - Как мы можем озаглавить текст? - Хорошо. (Если дети легко справились с этим заданием, то можно предложить задание посложнее). Учитель делит другой текст на предложения. Ученикам необходимо составить из этих предложений текст: Деревья покрыты золотыми листьями. Ребята знают, что птицы вернутся весной. Как хорошо осенью! Ребята машут птицам и просят вернуться скорее. Ребята и учительница пошли в лес на прогулку. Птицы весело поют. Они уже собираются улетать на юг. | Дети считают предложения, составляют схему. Что Миша с дедушкой делали скворечник. Скворечник. Составляют текст из предложений. Что должно получится: Как хорошо осенью! Ребята и учительница пошли в лес на прогулку. Деревья покрыты золотыми листьями. Птицы весело поют. Они уже собираются улетать на юг. Ребята знают, что птицы вернутся весной. Ребята машут птицам и просят вернуться скорее. |