СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект Однозначные и многозначные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект Однозначные и многозначные слова»

Технологическая карта урока

Тема урока

«Однозначные и многозначные слова»

УМК

«Школа России»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

создание условий для формирования умения распознавать однозначные и многозначные слова.

Задачи урока

Образовательные: познакомить обучающихся с понятиями «однозначные» и «многозначные»; учить применять новые понятия при распознавании однозначных и многозначных слова и составлении предложений с ними.

Развивающие: обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов; развивать умение оценивать свою работу на уроке, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, воспитывать коммуникативную культуру учащихся при работе в паре.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающиеся узнают, что такое однозначные и многозначные слова; научаться распознавать однозначные и многозначные слова среди данных и составлять с ними предложения.



Познавательные: умеют извлекать нужную информацию; делают выводы; осуществляют анализ объектов с выявлением существенных признаков; проводят сравнение и классификацию по заданным критериям.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; умеют принимать и сохранять учебную цель; контролируют и оценивают свои действия.

Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию; учитывают разные мнения и обосновывают свою позицию; оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других; учатся взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в группе.

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; развивают мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; осознают свои возможности в учении.

Оборудование

Презентация, учебник, раздаточный материал (карточки).

Методы и приемы

Словесный, практический, дедуктивный метод, наглядный метод. Приёмы: целеполагание, беседа, приём самооценки, приём устного настроя на работу.

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Формы контроля

Самоконтроль, проверка по эталону.































Ход работы:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические примечания

1. Мотивация к учебной деятельности.

(1-2мин)

Долгожданный дан звонок!

Начинается урок.

Здравствуйте ребята, меня зовут Светлана Сергеевна и сегодняшний урок проведу у вас я.

Ребята, я хочу, чтобы вы пожелали друг друга успеха на уроке, но сделаем мы это необычным способом.

Повернитесь к соседу, протяните ладошку, и сейчас вы поочерёдно будете касаться пальцев друг друга. Кто сидит сам, протяните ладошки вперёд, вы будете касаться пальцев своих ладошек.

Повторяйте слова за мной

И так: большой- желаю

Указательный- успеха

Средний- большого

Безымянный- во всём

Мизинец- и везде.

А чтобы, добиться успеха, нужно быть внимательными на уроке и выполнять все задания.

Приветствуют учителя.








Повторяют за учителем.



Проведение пальчиковой гимнастики с соседом по парте, желая успеха.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.

(3-5 мин.)

-Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число (10 октября) и Классная работа. Обратите внимание на написание удвоенной согласной в корне слова “классная”. Подчеркните эту орфограмму.

Не забывайте о правильной посадке при письме.

Ребята, мы отправимся с вами в страну слов, давайте мы вспомним, что вы знаете о словах.

- Из чего состоит слово? (слог- соединение букв)

- Из чего состоят слоги?

- Ребята, а что вы узнали на прошлом уроке о словах?

(У них есть значение, какое?)

- А, что такое лексическое значение слова?

Чтобы попасть в волшебную страну, нужно открыть двери.

Чистописание.

Посмотрите на слайд, там представлены слоги, как вы думаете, что вам нужно сделать? (До, од)

Верно, каждый слог мы прописываем на строчке, продолжая последовательность.

- Ребята, а зачем мы выполняем минутку чистописания?

Словарная работа.

Ребята, посмотрите на слайд, что изображено?

Отлично, а как вы понимаете лексическое значение этого слова?

Откройте учебник на стр. 48 и посмотрите, как это слово пишется.

Какая орфограмма в этом слове? Верно, а теперь давайте запишем это слово в своих тетрадях.

Ребята, давайте подберём однокоренное слово к слову дорога. Хорошо. Давайте запишем это слово. Выделите в словах корень.

Какой корень?

Какой мы можем сделать вывод?

И ниже давайте составим предложение с этим словом.

(Я бежал по дороге, и мне дул ветер в лицо. Вчера шёл сильный дождь и часть дороги размыло. Я смотрю в окно и вижу мокрую дорогу.)

Подчеркните основу предложения.

Молодцы, мы с вами открыли двери в страну слов. В этой стране нужно выполнять задания со словами.

Готовы? Отлично.



(Правило посадки: сидеть прямо, стопы на полу, не опираемся грудью на стол)

- слово состоит из слогов

- слоги состоят из букв

- каждое слово имеет лексическое значение.

- то, что обозначает слово, его основной смысл, содержание.


- прописать эти слоги в тетради.


Чтобы правильно писать буквы и их соединения.

- Дорога

- путь для передвижения людей и транспорта.



- безударный гласный в корне слова.

- дороженька (уменьшительно-ласкательное слово)

-дорог, дорож.

- это однокоренные слова с чередованием согласного в корне

- да.



Пишу на доске слово «дорога», «дороженька».

3. Выявление места и причины затруднения


(3 мин)

Ребята, посмотрите на слайд. Представлены предложения. Прочитайте предложения. Кто первое прочитает, второе?

1. У мухомора красная шляпка с белыми пятнышками.

2. Голову девушки украшала модная шляпка с вуалью.

-Какое слово встретилось в обоих предложениях?

- Ребята, а у этого слова одно лексическое значение?

-Что вы можете сказать о значении этого слова?






Читают предложения.




-шляпка.

- нет

-В данных предложениях оно употреблено в разных значениях: в первом предложении — шляпка гриба, во втором предложении — головной убор.




4. Построение проекта выхода из затруднения


(3 мин)

- А знаете ли вы как эти слова называются, которые имеют несколько значений?

- А знаете ли вы как называются слова с одним лексическим значением?

Ребята, как выдумаете о чём мы будем говорить на уроке? Какая будет наша тема?

Верно. А какую мы поставим цель перед собой?

Отлично.

Откройте свои учебники на стр. 47.

Вверху написан вопрос, на который мы должны найти ответ. Какой это вопрос?


Чтобы ответить на этот вопрос и добиться нашей цел на уроке, нам нужно составить план урока. Ребята, посмотрите, у меня в руках уже готов план, но что-то в нем не так, один пункт лишний. Я вам прочитаю план, а вы мне скажете какой пункт лишний.


1. Познакомиться с понятиями «однозначные» и «многозначные» слова.

2. Изучить лексические значения многозначных слов.

3. Послушать историю жизни на Марсе.

4. Проверить, как усвоили новый материал, выполняя задания.

Какой пункт лишний?


План будет висеть на доске.

-Многозначные


- Однозначные

Тема: Однозначные и многозначные слова.

Цель: узнать, что такое однозначные и многозначные слова.




Узнать, что такое однозначные и многозначные слова?






- 3. Послушать историю жизни на Марсе.





5. Реализация построенного проекта

(7 мин)























































Физкультминутка

И так перейдем к первому пункту нашего плана. На стр. 47 давайте выполним упр. 60.

Давайте прочитаем задание. Кто прочитает?


Читать будем по цепочке по словосочетанию, сразу, когда прочитали словосочетание ищем картинку к нему. (Чтобы вы понимали о чём идёт речь)


Чем похожи предметы, которые изображены на рисунках?

(Давайте сначала рассмотрим слово «иглы»

Сколько рисунков к этому слову?

А к слову «шляпка»?


Верно, так какой мы можем сделать вывод об этих словах?

Да, эти слова имеют несколько лексических значений.


Молодцы. Теперь давайте рассмотрим схему на странице 48, упр. 62.

Наше задание: рассмотрите схему прочитайте.

Я вам сейчас прочитаю схему, а вы внимательно следите и вдумывайтесь.

(Слова делятся на однозначные и многозначные. Однозначные слова имеют одно лексическое значение, например, ландыш, берёза. Многозначные слова имеют два и более лексических значений, например, звезда, йод, иглы)


А теперь я вас попрошу прочитать шёпотом эту схему для себя, вдумывайтесь. Приступайте.


- Ребята, почему слова так названы: однозначные, многозначные?




А теперь выберите любое многозначное слово из схемы и объясните его значение.

(Звезда: небесное тело, видимое простым глазом, как светящаяся очка в небе (Полярная звезда). Плоская фигура (рисунок). Вещь, предмет наподобие, в форме звезды. Морская звезда. Известный артист, знаменитость; выдающийся по своим талантам и общественным заслугам человек.

Йод: химический элемент чёрно-серого цвета (Кристаллы йода). Раствор этого вещества в спирте, употр. в медицине.

Иглы: крепкий заострённый стержень или шип из твёрдого материала. Инструмент для шитья, игла с отверстием (ушком) для нитки. Длинное образование на теле у некоторых видов животных (ежей, дикобразов, морских ежей и др.). Лист некоторых видов растений (сосен, елей, лиственниц и др.). Игла с полым внутренним каналом, сменный наконечник для шприца.)


Молодцы ребята! Мы выполнили первый пункт плана.


А теперь предлагаю провести Физминутку.

А теперь все тихо встали,

Дружно руки все подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.



- Рассмотри рисунки. Прочитай словосочетания.



- Они называются одинаково.

- три.

- тоже три.

- Эти слова многозначные.




Читают правило, объясняют его смысл.





Однозначные слова имеют одно лексическое значение. А многозначные слова имеют два и более лексических значений


Ответы учащихся.



















6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(5 мин)

А сейчас на 47 стр. вы выполните 61 упр.

Ваше задание найти и прочитать в толковом словаре слова: богатырь, звезда, пушистый и их лексические значения.

Мы будем работать по рядам в парах. Первый ряд ищет слово богатырь, второй- звезда, а третий- пушистый. Вам надо выяснить сколько значений имеет каждое слово.

Записать одно лексическое значение данного слова в тетрадь. И устно составить с любым значением этого слова предложение.

Давайте вспомним перед этим правило работы в паре. Кто назовёт?

Отлично. Приступайте. (Одно предложение на пару)

Когда будете готовы, сложите руки с соседом по парте домиком.

Давайте проверим, какая пара желает озвучить свои предложения? В каком значении слово употребили?

Молодцы. С помощью этого упражнения вы изучили лексические значения многозначных слов. И мы выполнили второй пункт плана.




Выполняют работу в группах.


Правила работы в паре:

1. Уважать чужое мнение.

2. Выражать свое мнение грамотно

3. Слушать друг друга

4. Работать сообща.











7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(3 мин)

А сейчас вы будете работать самостоятельно. Возьмите карточку в зелёной рамочке. На карточке у вас два задания. Вы можете выбрать себе задание сами. Первое задание более сложное. Второе задание полегче.

Задание №1:

Подчеркни многозначные слова: вертолёт, спорт, груша, ключ, учебник, телевизор, труба.

Задание №2:

Догадайся по лексическим значениям, о каком многозначном слове идет речь:

Инструмент художника, маляра.

Часть руки с пальцами.

Часть ягодного растения

Запиши это слово:

Взаимопроверка по слайду.


В первом задании вам надо подчеркнуть многозначные слова. А во втором догадаться, о каком слове идёт речь по его лексическим значениям.

Задание понятно?


Когда закончите поднимите руку.

Хорошо. А сейчас проведём самопроверку по эталону. На доске у вас представлены ответы. Свертись с ними.

Есть у кого-то ошибки?

(1. Груша: плод; дерево; спортивный снаряд)

2. Ключ: ключ от парадной двери (замков); гаечный ключ; ключ к разгадке (ответ); знак в начале нотной строки. (скрипичный ключ).

2. Труба: дымоход, трубы под землёй; музыкальный инструмент; трубка телефона.

Молодцы ребята!







Выполняют самостоятельно задание на выбор.

(Дифференцированные задания)








Ответы учащихся.




8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

(4 мин.)






























Домашнее задание

А сейчас вы будете работать снова в парах, вы будете выполнять задания, чтобы проверить как усвоили материал.

Возьмите карточки в жёлтой рамочке и прочитайте задание. Кто прочитает?

Да. Группы у вас подписаны в таблице. Первая группа- однозначные слова, а вторая группа – многозначные слова. Слова написаны внизу, под таблицей.

Задание понятно?

Когда будете готовы сложите руки с соседом домиком.

Давайте проверим, на парты я вам раздала сигнальные карточки зелёного и красного цветов. На парту у вас по одной карточке. При ответе вы их будете поднимать, зелёный, если согласны, красный, если не согласны.

Кто озвучит первый столбик?

Хорошо. Остальные пары покажите сигнальные карточки.

Отлично. И второй столбик кто озвучит?

Хорошо. Остальные пары покажите сигнальные карточки.

Молодцы. Мы с вами выполнили третий пункт плана. Проверили как усвоили материал, и я вижу, что вы отлично его усвоили.

Ребята, дома вам нужно будет выполнить упражнение 64 на странице 49.

- Домашнее задание понятно?




- Распределите слова на две группы.



- да






Однозначные слова: девочка, библиотека, спортсмен, снеговик.


Многозначные слова: коса, вилка, молния, лисичка.



- Да


Однозначные слова: девочка, библиотека, спортсмен, снеговик.

Многозначные слова: коса, вилка, молния, лисичка.


СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ.






9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(3 мин.)

Ребята, вот и закончилось путешествие по стране слов. И слова хотят вам задать несколько вопросов.

Какая была тема урока?

Отлично. А какая была цель, на какой вопрос мы находили ответ?

Добились мы этой цели?

А выполнили ли мы все пункты плана?

- Какие слова мы называем однозначными?

- Какие слова мы называем многозначными?

Молодцы. Слова из волшебной страны слов хотят, чтобы вы оценили свою деятельность на уроке. Возьмите свои цветные карандаши. И поднимите зелёный карандаш, если вы были активными на уроке и выполняли все задания. Жёлтый- если у вас были проблемы с выполнением заданий, и красный если вы ничего не поняли и не выполняли задания на уроке.

- Скажите, кто и как оценил свою работу на уроке?

- Что для тебя было легко (трудно)?

- Доволен ли ты своей работой?

- За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?


Тема: Однозначные и многозначные слова.

Цель: узнать, что такое однозначные и многозначные слова.

- Да. Мы узнали однозначные и многозначные слова.











ИСПОЛЬЗУЮТ ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ.




Дополнительное задание:

Записываем под диктовку слова (очки, морковь, конь, корень). Ваша задача подписать карандашом над словом однозначное оно (од.) или многозначное (мн.).

Однозначные: очки, морковь.

Многозначные: конь, корень.