Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Сухой Карабулак
Базарно-Карабулакского муниципального района
Саратовской области»
Конспект открытого урока географии
в 7 классе на тему
«Мировой океан- основная часть гидросферы»
Подготовила
учитель географии
Андриянова Ю.В.
Ноябрь 2018 год
Тема: « Мировой океан- основная часть гидросферы»
Цель:- формировать знания о Мировом океане, его свойствах;
Задачи:
Обучающие
- сформировать представления о Мировом океане; вспомнить важнейшие свойства вод Мирового океана; изучить особенности распределения температур, солености по поверхности океана, схему океанических течений
- формировать навыки работы в группах;
развивающие:
- продолжить формирования умения работать с географическими картами и другими источниками информации;
воспитательные:
- воспитывать информационную культуру;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
Планируемые результаты:
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, умение выделять главные свойства океанической воды, оценить роль океана.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели урока, умение работать с разными источниками при подготовке к уроку и изучении материала, овладение основами самоконтроля, самооценки.
Познавательные УУД:преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Вычитывать все уровни текстовой информации.
РегулятивныеУУД: уметь самостоятельно приобретать новые знания и практические умения
Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Предметные: изучить роль океана в природе, основные свойства воды океана, закрепить умение работы с картой.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, карта океанов, атласы, учебники, презентация.
Ход урока.
Мотивация.
Актуализация знаний.
Мы с вами изучили тему «Климаты Земли».
-Что такое климат?
-На какие 2 группы делят все климатические пояса?
-Назовите основные климатические пояса.
К какой земной оболочке мы отнесем понятие климат?
Подведение учащихся к формулированию темы и цели занятия.
Мы закончили изучение атмосферы, а какую оболочку мы будем изучать дальше вы узнаете, просмотрев видеофрагмент. Подумайте, как связан видеофрагмент с темой нашего урока «Это неотъемлемая часть существования человечества. 3/4 людей на планете так или иначе связаны с ним. В современную эпоху все белые пятна более или менее изучены, но в прошлые века существовало немало загадок, легенд и мифов, связанных с ним. Впрочем, некоторые из них живут и по сей день.»
Организуется диалог с обучающими, в ходе которого совместно определяется тема урока.
Определяют тему занятия (Мировой океан –основная часть гидросферы)
- Что такое Мировой океан?
- Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан?
Из 510 млн. кв. км площади земного шара на Мировой океан приходится 361 млн.кв. км или почти 71%. Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем на много больше, чем желтой, белой, коричневой, зеленой.
- Южное полушарие более океаническое (81%), чем северное (61%).
Единый Мировой океан подразделяется на 4 океана.
- Покажите их на карте , начиная с самого большого по площади.
Некоторые исследователи выделяют пятый – Южный океан. В него включают воды южного полушария Земли между Антарктидой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки и Австралии.
РОЛЬ ОКЕАНА В ЖИЗНИ ЗЕМЛИ
- Вспомните из курса 6 класса, что вы знаете о роли океана в жизни Земли?
Мировой океан обеспечивает планету кислородом, тем более, что основной процент кислорода на Земле воспроизводят не леса, а сине — зеленые водоросли — обитающие в океане.
Он во многом определяет лик планеты в целом, в т. ч. ее климат, круговорот воды на Земле. В океане пролегли жизненно важные водные пути, соединяющие материки и острова. Колоссальны его биологические ресурсы. В Мировом океане обитает более 160 тыс. видов животных и около 10 тыс. видов водорослей. Ежегодно воспроизводимое количество промысловых рыб оценивается в 200 млн. т, из них примерно 1/3 вылавливается. Более 90% мирового улова приходится на прибрежный шельф особенно в умеренных и высоких широтах Северного полушария. Доля Тихого океана в мировом улове около 60%, Атлантического около 35%. Шельф Мирового океана располагает огромными запасами нефти и газа, крупными запасами железомарганцевых руд и других полезных ископаемых. Человечество еще только приступает к использованию энергетических ресурсов Мирового океана, в т. ч. энергии приливов. На Мировой океан приходится 96% объема гидросферы. С опреснением морских вод связывают решение многих водных проблем будущего. К сожалению, человечество не всегда разумно пользуется природными ресурсами Мирового океана.
Запись в тетрадь:
Транспортные пути, соединяющие материки.
2.Океан поддерживает постоянство газового состава атмосферы
3.Влияет на климат, почвы, растительность и животный мир суши
4.Роль в хозяйственной деятельности человека
5.Способность океана к самоочищению
- Сделайте вывод о роли океана в жизни на Земле.
Вопрос: Как же появилась вода на Земле?
Космическая гипотеза происхождения воды говорит о том, что вода попала на Землю с падающими метеоритами. А теория земного происхождения воды утверждает, что вода появилась из мантии.
- Какими свойствами должна обладать океаническая вода?
Сейчас мы с вами совершим воображаемое путешествие по океанам с целью узнать о свойствах океанической воды, провести некоторые наблюдения. Каждая группа получит свой определенный маршрут, по заданию которого необходимо будет отчитаться. Задания выполняются с помощью атласов и дополнительной литературы и всё заносится в бортовой журнал.
Учитель проводит инструктаж учащихся.
Команда 1. Провести наблюдения за соленостью морских вод.
Проведите наблюдения за соленостью морских вод.
Вспомните, от чего зависит соленость воды и в чем она выражается? Если затрудняетесь, то вам поможет учебник на стр. 74.
Объясните следующую закономерность изменения солености вод в промилле:(определите солёность по карте)
Экваториальные широты -…_________________________
Тропические широты- …_____________________________
Умеренные широты-…______________________________
В каких водах соленость оказалась выше? ______________________________ ПОЧЕМУ?____________________________________________________________________
Назовите самый солёный океан_____________и самое солёное море____________
Команда 2. Провести наблюдение за изменениями температуры поверхностных вод с помощью модуля «Температура вод Мирового океана»
Проанализируй данные и запиши вывод:
Как изменяется температура воды в мировом океане при движении от экватора к полюсам?____________________________________________________________
Какова причина такого изменения температуры воды мирового океана?______________________________________________________
В каком полушарии воды Мирового океана теплее?_____________________________
Какой океан самый тёплый?__________________________________________
При какой температуре замерзает океаническая вода?______________________
В каких широтах образуются льды?______________________________________
Команда 3. Внимание! Начинается погружение, следит за показателями термометров, фиксирующими изменения температуры с глубиной.
Подумайте над этими цифрами и сделайте вывод.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проанализируйте рис. 58 учебника, назовите типы водных масс по глубине________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие водные массы самые подвижные?____________________________________
Назовите и покажите самое глубокое место в мире._____________________
Прозрачность вод:
Белое - 8 м
Баренцево - 11-13 м
Саргассово - 66,5 м
Средиземное - 60 м
Проанализируй данные и запиши вывод.
Водные массы – большие объемы воды, обладающие общими свойствами (температура, соленость, прозрачность, количество кислорода). Водные массы: в океане различают поверхностные, промежуточные, глубинные и придонные водные массы. Поверхностные водные массы –самые изменчивые. В зависимости от мест формирования выделяют: экваториальные, тропические, умеренные, полярные.
Закрепим полученные знания. Заполните таблицу.
Типы водных масс
Типы водных масс | Температура | Соленость | Прозрачность |
Экваториальные | высокая | низкая | высокая |
Тропические | высокая | высокая | высокая |
Умеренные | меняется по сезонам | низкая | низкая |
Арктические | низкая | средняя | средняя |
Взаимопроверка по эталону на ИКТ.
Итак подведем итоги урока:
Как изменяется температура океанской воды от экватора к полюсам?
Как изменяется температура океанской воды с глубиной ?
Если мы взял воду из Балтийского и Красного море. Какая вода быстрее замерзнет? Почему?
Домашнее задание: §15, с. 73-79
Рефлексия:
В акваторию Мирового океана разместите себя. Кем вы себя больше ощущаете по багажу знаний и умений, приобретенных сегодня на уроке:
- медуза, плывущая по течению;
- крабик, который получил знания, но свободно ими пользоваться пока не научился
- или дельфинчик – свободно ориентирующийся в море знаний по данному уроку.