СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока географии в 7 классе на тему "Мировой океан"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал разработан для УМК "Алгоритм успеха" издательства "Вентана - Граф" 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока географии в 7 классе на тему "Мировой океан"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Сухой Карабулак

Базарно-Карабулакского муниципального района

Саратовской области»













Конспект открытого урока географии

в 7 классе на тему

«Мировой океан- основная часть гидросферы»






Подготовила

учитель географии

Андриянова Ю.В.

















Ноябрь 2018 год


Тема: « Мировой океан- основная часть гидросферы»

Цель:- формировать знания о Мировом океане, его свойствах;

Задачи:

Обучающие

- сформировать представления о Мировом океане; вспомнить важнейшие свойства вод Мирового океана; изучить особенности распределения температур, солености по поверхности океана, схему океанических течений

- формировать навыки работы в группах;

развивающие:

- продолжить формирования умения работать с географическими картами и другими источниками информации;

воспитательные:

- воспитывать информационную культуру;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, умение выделять главные свойства океанической воды, оценить роль океана.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели урока, умение работать с разными источниками при подготовке к уроку и изучении материала, овладение основами самоконтроля, самооценки.

Познавательные УУД:преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Вычитывать все уровни текстовой информации.

РегулятивныеУУД: уметь самостоятельно приобретать новые знания и практические умения 

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Предметные: изучить роль океана в природе, основные свойства воды океана, закрепить умение работы с картой.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, карта океанов, атласы, учебники, презентация.


Ход урока.

  1. Мотивация.

  2. Актуализация знаний.

Мы с вами изучили тему «Климаты Земли».

-Что такое климат?

-На какие 2 группы делят все климатические пояса?

-Назовите основные климатические пояса.

К какой земной оболочке мы отнесем понятие климат?

Подведение учащихся к формулированию темы и цели занятия.

Мы закончили изучение атмосферы, а какую оболочку мы будем изучать дальше вы узнаете, просмотрев видеофрагмент. Подумайте, как связан видеофрагмент с темой нашего урока «Это неотъемлемая часть существования человечества. 3/4 людей на планете так или иначе связаны с ним. В современную эпоху все белые пятна более или менее изучены, но в прошлые века существовало немало загадок, легенд и мифов, связанных с ним. Впрочем, некоторые из них живут и по сей день.»

Организуется диалог с обучающими, в ходе которого совместно определяется тема урока.

Определяют тему занятия (Мировой океан –основная часть гидросферы)

- Что такое Мировой океан?

- Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан? 

Из 510 млн. кв. км площади земного шара на Мировой океан приходится 361 млн.кв. км или почти 71%. Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем на много больше, чем желтой, белой, коричневой, зеленой.

- Южное полушарие более океаническое (81%), чем северное (61%).

Единый Мировой океан подразделяется на 4 океана.

- Покажите их на карте , начиная с самого большого по площади.

Некоторые исследователи выделяют пятый – Южный океан. В него включают воды южного полушария Земли между Антарктидой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки и Австралии.

РОЛЬ ОКЕАНА В ЖИЗНИ ЗЕМЛИ
- Вспомните из курса 6 класса, что вы знаете о роли океана в жизни Земли?

Мировой океан обеспечивает планету кислородом, тем более, что основной процент кислорода на Земле воспроизводят не леса, а сине — зеленые водоросли — обитающие в океане.

Он во многом определяет лик планеты в целом, в т. ч. ее климат, круговорот воды на Земле. В океане пролегли жизненно важные водные пути, соединяющие материки и острова. Колоссальны его биологические ресурсы. В Мировом океане обитает более 160 тыс. видов животных и около 10 тыс. видов водорослей. Ежегодно воспроизводимое количество промысловых рыб оценивается в 200 млн. т, из них примерно 1/3 вылавливается. Более 90% мирового улова приходится на прибрежный шельф особенно в умеренных и высоких широтах Северного полушария. Доля Тихого океана в мировом улове около 60%, Атлантического около 35%. Шельф Мирового океана располагает огромными запасами нефти и газа, крупными запасами железомарганцевых руд и других полезных ископаемых. Человечество еще только приступает к использованию энергетических ресурсов Мирового океана, в т. ч. энергии приливов. На Мировой океан приходится 96% объема гидросферы. С опреснением морских вод связывают решение многих водных проблем будущего. К сожалению, человечество не всегда разумно пользуется природными ресурсами Мирового океана.

Запись в тетрадь:

  1. Транспортные пути, соединяющие материки.
    2.Океан поддерживает постоянство газового состава атмосферы
    3.Влияет на климат, почвы, растительность и животный мир суши
    4.Роль в хозяйственной деятельности человека
    5.Способность океана к самоочищению

- Сделайте вывод о роли океана в жизни на Земле.
Вопрос: Как же появилась вода на Земле?

Космическая гипотеза происхождения воды говорит о том, что вода попала на Землю с падающими метеоритами. А теория земного происхождения воды утверждает, что вода появилась из мантии.

- Какими свойствами должна обладать океаническая вода?

  • Солёность

  • Температура воды

  • Прозрачность

  • Плотность

  • Количество кислорода

  • Наличие льда

  • Наличие определённых живых организмов

Сейчас мы с вами совершим воображаемое путешествие по океанам с целью узнать о свойствах океанической воды, провести некоторые наблюдения. Каждая группа получит свой определенный маршрут, по заданию которого необходимо будет отчитаться. Задания выполняются с помощью атласов и дополнительной литературы и всё заносится в бортовой журнал.

Учитель проводит инструктаж учащихся.

Команда 1. Провести наблюдения за соленостью морских вод.

Проведите наблюдения за соленостью морских вод.

Вспомните, от чего зависит соленость воды и в чем она выражается? Если затрудняетесь, то вам поможет учебник на стр. 74.

Объясните следующую закономерность изменения солености вод в промилле:(определите солёность по карте)

Экваториальные широты -…_________________________

Тропические широты- …_____________________________

Умеренные широты-…______________________________

В каких водах соленость оказалась выше? ______________________________ ПОЧЕМУ?____________________________________________________________________

Назовите самый солёный океан_____________и самое солёное море____________

Команда 2. Провести наблюдение за изменениями температуры поверхностных вод с помощью модуля «Температура вод Мирового океана»

Проанализируй данные и запиши вывод:

  • Как изменяется температура воды в мировом океане при движении от экватора к полюсам?____________________________________________________________

  • Какова причина такого изменения температуры воды мирового океана?______________________________________________________

  • В каком полушарии воды Мирового океана теплее?_____________________________

  • Какой океан самый тёплый?__________________________________________

  • При какой температуре замерзает океаническая вода?______________________

  • В каких широтах образуются льды?______________________________________

Команда 3. Внимание! Начинается погружение, следит за показателями термометров, фиксирующими изменения температуры с глубиной.

  • Подумайте над этими цифрами и сделайте вывод.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Проанализируйте рис. 58 учебника, назовите типы водных масс по глубине________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Какие водные массы самые подвижные?____________________________________

  • Назовите и покажите самое глубокое место в мире._____________________

Прозрачность вод:

Белое - 8 м

Баренцево - 11-13 м

Саргассово - 66,5 м

Средиземное - 60 м

Проанализируй данные и запиши вывод.

Водные массы – большие объемы воды, обладающие общими свойствами (температура, соленость, прозрачность, количество кислорода). Водные массы: в океане различают поверхностные, промежуточные, глубинные и придонные водные массы. Поверхностные водные массы –самые изменчивые. В зависимости от мест формирования выделяют: экваториальные, тропические, умеренные, полярные.

Закрепим полученные знания. Заполните таблицу.

Типы водных масс 

Типы водных масс

Температура

Соленость

Прозрачность

Экваториальные

высокая

низкая

высокая

Тропические

высокая

высокая

высокая

Умеренные

меняется по сезонам

низкая

низкая

Арктические

низкая

средняя

средняя

Взаимопроверка по эталону на ИКТ.


Итак подведем итоги урока:

  • Как изменяется температура океанской воды от экватора к полюсам?

  • Как изменяется температура океанской воды с глубиной ?

  • Если мы взял воду из Балтийского и Красного море. Какая вода быстрее замерзнет? Почему?

Домашнее задание: §15, с. 73-79

Рефлексия:

В акваторию Мирового океана разместите себя. Кем вы себя больше ощущаете по багажу знаний и умений, приобретенных сегодня на уроке:

- медуза, плывущая по течению;

- крабик, который получил знания, но свободно ими пользоваться пока не научился

- или дельфинчик – свободно ориентирующийся в море знаний по данному уроку.