Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Комсомольская средняя общеобразовательная школа №2»
Комсомольского района Чувашской Республики
Номинация «Открытый урок по истории в 5-9 классах»
«Первые русские князья»
Автор: Анисимова Ирина Николаевна,
учитель истории
МБОУ «Комсомольская СОШ №2»
anisimova.80rtp@mail.ru
с. Комсомольское, 2022 г
Цели и задачи: познакомить с предпосылками образования Древнерусского государства; объяснить специфику и особенности этого процесса; характеризовать деятельность первых русских князей.
Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути наших предков, использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; устанавливать причины активной внешней политики первых русских князей.
Метапредметные УУД-1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать своё мнение; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; оценивать правильность решения учебной задачи; 3) познавательные: давать определения понятий, решать творческие задачи, предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, учебник, пакет с рабочим материалом для работы в парах, портреты первых русских князей, пазлы из карты древнерусского государства на каждой парте.
Тип урока: открытия нового знания.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Для того, чтобы урок доставил нам удовольствие, давайте улыбнемся друг другу, обменяемся положительными эмоциями.
Если вдруг у вас возникнут трудности на уроке, не переживайте, я вам помогу, пожелаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.
II. Сообщение темы и целей урока.
-Ребята, взгляните пожалуйста на портреты. (на доске портреты древнерусских князей). Перед нами исторические деятели, но мне кажется, что кто-то в этой цепочке лишний.
- Посмотрите, пожалуйста внимательно. Как вы думаете, кто и почему? (Лишний А.С. Пушкин, потому что это русский поэт).
-А что же связывает всех остальных? Кем бы они могли быть? Как вы думаете, ребята? (Воины, князья, цари и т.д)
-Тема нашего урока: «Первые русские князья». Откройте тетради, запишите дату, тему урока.
- А что бы вы ещё хотели узнать о них? (В каких городах жили, когда правили, чем прославились и т.д).
-Посмотрите, сколько вопросов у нас накопилось! Вы, хотите найти ответы на них. (Да).
III. Основная часть урока.
А. Рюрик.
- Давайте посмотрим на первое изображение. Глядя на него, что вы можете сказать о человеке? О его характере? ( Воинственный, богатырь, храбрый, усердный).
- Отлично.
- Как же мы будем сегодня знакомится с историческими лицами. У вас на партах есть вот такие фигурки, по мере того, как мы будем знакомиться с историческими личностями, мы вместе, вы на парте, а я на доске будем строить пазлы. В конце, когда мы справимся со всеми заданиями, у нас получится картинка, которая нам пока неизвестна.
-Сейчас, я предлагаю вам поработать, с одной из древней летописи нашего государства.
-Может кто-нибудь знает, что это за летопись? (Повесть временных лет).
Слайд 1.
- Я предлагаю вам поработать с летописью Повесть Временных лет, которую создал монах Киево-Печорского монастыря Нестор в начале XII века.
- Ребята, теперь мы берём с вами 1 фигуру, на оборотной стороне есть первое задание. И поработав в паре, вы найдёте ответы на вопросы. Оформите ответы в рабочих листах задания 1.
(Работа детей в паре).
Отрывок из «Повести временных лет»
«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть.
И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».
И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, − вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Новгороде, а другой, Синеус – на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля… Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому – Белоозеро…
И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.
И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город.
И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде».
- Какую же информацию, нам удалось почерпнуть из этого источника?
- О ком говорится в тексте? (О первом князе, почему славяне пригласили правителя из чужой земли и т.д).
- В какой же город пришёл Рюрик? (Новгород).
- Совершенно верно. Считается, что в середине IX века, у славян уже были первые государственные образования, но они постоянно воевали между собой, и кроме того им постоянно угрожали соседние воинственные племена. И поэтому было решено пригласить в 862 году сильного воина. На этот призыв откликнулся варяг Рюрик и пришёл на славянские земли, обосновавшись в г. Новгороде.
- Вы совершенно верно справились с первым заданием и начинаем собирать наш пазл. Берём первую фигурку, вы тоже собираете на своих партах.
- В честь этого события в Новгороде был установлен памятник «Тясячелетие России», автор скульптор Михаил Микешин в 1862 году.
Именно с этого и начинается история Русского государства.
- Конечно, ребята, некоторые историки сомневаются в достоверности данной информации.
- Как вы думаете почему? Почему у учёных есть сомнение, что этот факт был в истории? (Это было давно, мало фактов и доказательств).
Б. Олег Вещий.
- Давайте посмотрим на второй портрет. Что мы можем сказать об этом человеке, глядя на него? (Воин, мужественный, строгий, храбрый, отважный).
Слайд 2.
- Сейчас я вам предлагаю прослушать небольшой аудиофрагмент. (Звучит аудиофрагмент поэмы «Вещий Олег»).
- Ребята, кто-узнал, что это за произведение? (Произведение А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге») Я думаю у вас всё ещё впереди и вы познакомитесь с этим произведением на уроках литературы.
- Мы прослушали фрагмент и мы будем работать настоящими историками. С помощью чего изучают историю? (Исторические источники).
- А какие исторические источники вы знаете? ( Вещественные, письменные, устные).
- Так вот сейчас мы поработаем с письменным источником, обратимся к тексту песни о Вещем Олеге.
- У вас он есть на парте. (Два кусочка пазла с заданием на обороте).
- Внимательно поработайте в паре с текстом и найдите из него информацию исторического характера. Но для того, чтобы понять, как это нужно выполнять, давайте вместе выполним на примере прослушенного фрагмента.
(Зачитывает фрагмент песни о Вещем Олеге).
I.ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ II.Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего...
Но примешь ты смерть от коня своего».
Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня,
Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.
Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана...
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они...
«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? все так же ль лего́к его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.
Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
-Какую информацию исторического характера мы можем почерпнуть из этого отрывка? (У славян были враги, хазары, Олег вёл войны).
-Задание понятно, ребята? (Да).Работая с текстом вы должны почерпнуть информацию исторического характера и записать ответы в рабочие листы.
(Работа в парах)
- Давайте поделимся, той информацией, которую удалось почерпнуть из текста.
1 ряд. Олег хотел отомстить хазарам, верил в бога Перуна.
2 ряд. Олег вёл много войн.
3 ряд. Умер Олег от укуса змеи, которая выползла из черепа его коня и т.д)
- Совершенно верно, в 879 году Рюрик умирает и передаёт правление своему дружиннику Олегу. Первое, что предпринимает Олег это поход на Киев. Второй политический центр государства. Собрав небольшое войско он под видом купца отправляется в Киев. Там в это время правят Аскольд и Дир, которые тоже пришли с Рюриком. Хитростью расправившись с ними он объединяет Киев и Новгород в единое государство, которое теперь именуется Киевская Русь и город Киев именуется «Матерью городов Русских».
- Как вы понимаете значение выражения «Матерь городов Русских»? (Киев становится столицей Древнерусского государства).
- А мы ребята, справились со вторым заданием. Берём второй пазл и продолжаем собирать.
В. Походы Олега.
- Теперь власть князя распространилась на всё Древнерусское государство. Он обеспечивал безопасность и собирал дань со всего населения. Для этого он каждую осень выезжал вместе со своей дружиной по своим землям. Этот процесс называется полюдье. В результате полюдья у князя собиралось огромное количество товаров, продукты, посуда, ремесленные изделия, ювелирные украшения.
- Как вы думаете, что князь делал с этими товарами? (На себя, на дружину, войну, оружие).
- Но при этом оставалось ещё очень много товаров? Что можно было сделать с этим товаром? (Можно было продать или обменять).
-Но для этого нужен был торговый путь и торговый партнёр, поэтому Олег совершает поход.
Сейчас я вам предлагаю посмотреть фрагмент и вы попробуйте запомнить, как можно больше информации и ответить на вопросы в задании 3 на рабочих листах.
Фрагмент видеофильма созданного по произведению Николая Карамзина «История государства Российского». О походе Олега на Византию.
- Почему император подписал договор с русскими? (Ответы детей).
- Совершенно верно. Мы с вами справились с 3 заданием и соединяем 3 часть нашего пазла.
Г. Игорь.
Слайд 3
После смерти Олега власть переходит к Игорю. Когда умер Рюрик Игорь был ещё слишком маленький, поэтому власть перешла к Олегу. Когда Игорь взошёл на престол он продолжил политику своего предшественника. Много было схожего, но были и отличия.
- Сейчас я попрошу вас взять последний пазл. Здесь у вас есть таблица, опираясь на ваш учебник с.46-47 найдите правление Олега и Игоря. Запишите в таблицу отличия и сходства правления.
(Работа в парах)
- Что было общего в правление Олега и Игоря? (Игорь совершил поход в Византию, как и Олег, но поход был проигран; Игорь, как и Олег собирал дань).
- Много было схожего, но скажите у кого политика была более продуманной? (Олега)
-Какое качество погубило Игоря? (Жадность).
- Ну что же, ребята, мы справились с последним заданием и завершим наш пазл.
- Что у нас получилось? (Территория Древнерусского государства)
- Именно так выглядела территория Древнерусского государства.
Рефлексия.
- Давайте вспомним ещё раз, ребята. В какой город пришёл править Рюрик? (Новгород. Учащиеся показывают на карте).
- Какой город был прозван «Матерью городов русских»? (Киев, показывают на карте).
- А какие города ещё входили в состав Древнерусского государства? (Галич, Ярославль, Псков, Туров, Чернигов и т.д).
Слайд 4.
- Если мы представим сейчас территорию современной России. Какие изменения произошли? (Она стала больше, некоторые города вошли в состав других государств).
- У истоков этого государства стояли первые русские князья. Давайте ещё раз назовём их? (Рюрик, Олег, Игорь).
- Вот, вы сегодня придёте домой и вас родители спросят, что вы сегодня проходили на уроке? (О первых русских князьях, чем занимались, какие походы совершали).
- Спасибо, но я думаю, как Михаил Микешин мы не сможем воздвигнуть памятник русским князьям, а вот стихотворение сложить сможем. Попробуем, как А.С. Пушкин составить стихотворение. Мы ведь творческие люди? (Да).
- Я вам предлагаю рифмы.
Слайд 5.
I ряд. II ряд III ряд
прославлять конь правил
управлять огонь славил
день объединил сильны
не лень победил умны
V. Домашнее задание.
Составить стихотворение о русских князьях используя рифмы.
Слайд. 6.
-Ребята, на партах у вас лежат сердца и мне было бы интересно узнать ваше мнение.
красное сердце, у меня всё получалось
Жёлтое сердце, мне было интересно, но иногда сложно
Белое сердце-материал урока был понятен, но мне было скучно.
- Выберите для себя нужное сердце.
- Спасибо вам большое за ваши сердца. Мне тоже было интересно с вами работать, вы очень активные и творческие. В память о сегодняшнем уроке, я тоже хочу преподнести вам частичку своего сердца, пусть оно помогает вам в учёбе, и может будет для кого-нибудь талисманом.