СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по географии»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СМОЛЕЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА



Конспект открытого урока


Тема урока:

«Северная Европа»








Предмет: география

Класс: 7

Учитель: Гришина Л.С.





ноябрь 2021-2022 уч.г.







Тип урока: изучение нового материала

Цель урока:

Обучающая

  • дать представление о Европе как о части Света,

  • познакомить со странами Северной Европы, с особенностями их географического положения, природы, хозяйственной деятельностью людей.

Развивающая

  • навык работы с картой, речь,

  • познавательную активность,

  • географическое мышление,

  • навык исследовательской работы.

Воспитательная

  • воспитывать интерес к предмету,

  • патриотические чувства к малой родине, любознательность.

Планируемые результаты:

Личностные.

Создание условий для развития коммуникативных навыков. Развитие любознательности.

Метапредметные.

Формирование познавательных интересов, развитие способности к самостоятельному приобретению знаний, практических навыков и умений по анализу карты.

Предметные.

Формирование представлений об особенностях регионов Северной Европы. Продолжить формирование умений работы с географической картой и использования карты как одного из «языков общения.

Оборудование:

  • учебник, контурные карты, атлас, рабочие тетради

  • мультимедийный проектор

  • презентация

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Подготовительный этап.

(Слайд 1) Совсем недавно мы изучали общие природные особенности материка :. (Евразии) Евразия состоит, из каких частей света? (Европы и Азии)

Европа. Относительно маленькая часть света.

(Слайд 2 )см. Атлас. Европа. С. 26

S = Европы вместе с островами равна примерно 10 млн. км

Она густо населена, здесь живут 806 млн. человек. Большинство население европейских стран живёт в городах.

На территории Европы располагаются 43 государства, развивают свою культуру около 70 этносов.

Что такое этнос? (народ)

Слайд 3 Европейские страны хотят сообща решать политические и экономические вопросы.

Стремление к "единой Европе" без границ начало воплощаться в жизнь после создания Европейского союза в 1967 году. С 2013 года в него входят 28 стран.

Цель Европейского союза, устранение всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, людей.

Вы уже наверняка знаете о единой валюте "Евро".

Большинство стран Европы имеет развитую промышленность Европа один из финансовых и торговых центров мира. Процесс объединения затронул не только экономическую ситуацию, народы Европы и в политическом плане становятся ближе друг другу. В экономике многих стран важную роль играет туризм.

По особенностям географического положения, природы, населения и хозяйства Европу часто разделяют на Северную, Среднюю, Южную и Восточную.

3. Этап постановки темы и цели.

Ребята, вы наверно догадались, сегодня будем изучать какую

группу европейских стран? (Северную)

(Слайд 4 )Записываем тему урока Северная Европа.

Подумайте, какие вы поставите перед собой цели, чему вы должны научиться на уроке?

(познакомиться с географическим положением, природными особенностями европейских стран, хозяйственной деятельностью людей)

(Слайд 5 )

4. Этап изучение нового материала.

1) Работа с учебником, с. 98

Прочитайте выделенные вопросы, они совпадают с вашими целями на уроке?

2). Работа по карте. Рис. 51 Северная Европа.

Какие территории относят к Северной Европе?

(Скандинавский п-ов, п-ов Ютландия, о. Исландия, Фарерские острова)

На рис. 51 найдите страны Северной Европы и назовите их столицы.

Норвегия - Осло, Швеция- Стокгольм, Дания - Копенгаген, Финляндия - Хельсинки, Исландия - Рейкьявик

(Слайд 6 ) флаги этих стран  "Народы и страны"

(Слайд7)Назовите особенности географического положения этих стран?

(они расположены на полуостровах и островах, омываются морями Северного Ледовитого и Атлантического океанов)

В какой части Евразии (северо-западной) и Европы (северной) они расположены?

Какая условная линия свидетельствует об их северном положении?

(Северный полярный круг)

Назовите, какие океаны и моря, заливы и проливы, острова находятся у их берегов? (Северный Ледовитый, Атлантический, Балтийское, Северное, Норвежское, Баренцево, Ботнический, Финский) подписать на контурной карте.

Назовите страны Северной Европы, которые граничат с Россией (Норвегия, Финляндия)

Каждый географический объект имеет уникальный облик, в том числе и страны северной Европы.

Дети записывают в тетрадь.

Разнообразие форм рельефа Скандинавского полуострова

  • Финляндия - страна озёр

  • Низменная - Дания

  • Вулканическая - Исландия

(Слайд8) Скандинавский полуостров отличается богатством форм рельефа. Массивные Скандинавские горы протянулись вдоль побережья Норвежского моря.

Они занимают почти всю территорию Норвегии и Северо-запад Швеции.

3). Работа по карте Строение земной коры, с. 12

Посмотрите на карту и определите возраст складчатости? (древняя)

Иллюстрация Скандинавские горы

Это древние горы, сложены плотными кристаллическими породами.

Пейзаж здесь довольно суров, плоскогорья ограничиваются длинными склонами, заканчивающимися ущельями. Скандинавский полуостров несколько раз покрывался ледником. Он является одним из центров древнего оледенения. (Слайд 9)

Горы были полностью погребены под толстым слоем льда, ледники по долинам спускались вниз до самого берега моря. После таяния ледника море затопило эти долины, сейчас они представляют собой узкие морские заливы - ФЬОРДЫ.(Слайд 10)

Самый длинный из них Согне - фьорд

4) Работа по учебнику рис. 53, с. 99 учебника

Какова наибольшая глубина Согне - фьорда?

Пользуясь отметками высоты, определите, чему равняется абсолютная высота самой высокой горной вершины на этом фрагменте карты. Каков перепад высот между нею и дном Согне- фьорда?

h = 2036 м + гл. 1208м = 3244м

таков перепад высот между самой высокой вершиной и дном Согне-фьорда.

В Балтийском море есть множество островов, представляющие собой отполированные ледником скалистые выступы. Такие острова называют ШХЕРАМИ (Слайд 11)

Показываю иллюстрацию в книге с. 100

5) Чтение художественного фрагмента текста с. 100

6) Работа по климатической карте в атласе с. 15

В каких климатических поясах лежат страны Северной Европы?

(большей частью в умеренном климатическом поясе, за исключением территории на крайнем Севере Скандинавского полуострова )

В самый холодный месяц t воздуха колеблется от -14на Северо-востоке до +2 на Юго-западе

Такая высокая t объясняется чем? (следствием тёплого Норвежского течения ИРМИНГЕРА) Климатическое лето бывает только в Дании, на юге Норвегии, в южных и центральных районах Швеции, а также Финляндии. Влажный прохладный климат способствует тому, что Швеция и Финляндия являются самыми лесистыми европейскими странами. (Слайд 12)

(Слайд 13) Финляндия - земля озёр. В Финляндии располагаются формы рельефа в противоположном направлении. Территория повышается к северо-востоку, южную часть страны занимает озёрное плато. Для ландшафта Финляндии - это типичные озёра. Их количество достигает 60000. Они занимают 10% территории страны. Озёра соединены между собой протоками и образуют сложную озёрную систему в центре страны.

(Слайд 14) Швеция – край лесов. Более половины её территории покрыто сосновыми и еловыми лесами.

(Слайд 15) Главное богатство Норвегии – вода. Реки богаты гидроэнергией. На бурных и порожистых реках построено много ГЭС. Это край воды, камня и лесов. И родина известных мореплавателей Ф. Нансена и Р. Амундсена.

( Слайд 16) Послушаем сообщения учеников об этих путешественниках.

Слайд 17 Совершенно другой характер рельефа имеет Дания. На п-ве Ютландия и Датских острова (Фюн, Зеландия, Лоллан и др.) расположены очень низкие низменности. Зимой снег здесь почти не выпадает, климат мягкий и влажный, позволяющий заниматься животноводством.

Дания – родина известного детского писателя Г.Х. Андерсена.

Слайд 18 Сообщение ученика посмотрите иллюстрацию памятника русалочке –персонажи одноименной сказки Андерсена, известный всем туистам- символ Копенгаген

Слайд 19 Исландия - сейсмическая территория с действующими вулканами (Гекла, Лаки и др.) и гейзерами.

Слайд 20 Слайд 21 по тексту В Исландии теплицы, обогреваются многочисленными горячими источниками, а в домах отсутствует печное отопление.

- Почему остров является сейсмичной зоной? (Он является частью срединно-океанического хребта, граница литосферных плит)

Слайд 22 Особенностью населения стран Северной Европы являются их общие предки - германские племена - ВИКИНГИ. Послушаем сообщение об этих воинственных людях.

СЛАЙД 23 Французы называли викингов норманнами или различными вариантами этого слова (норсманны, нортманны – букв. «люди с севера»); англичане всех скандинавов без разбора называли датчанами, а славяне, именно русские именовали шведских викингов - варягами.

Слайд 24 А вот и современное население Северной Европы, относящиеся к германской языковой группе.

Слайд 25 Северная Европа слабо заселена. На севере Скандинавского полуострова и Финляндии живут саамы и лапландцы. Они занимаются охотой, оленеводством и рыбной ловлей

7. Индивидуальная работа с текстом по вариантам

Прочитайте последний пункт параграфа стр.101. Назовите особенности населения и хозяйства этих стран

Ответы учащихся

Вывод: Климат и почвы препятствуют развитию с/х во всех скандинавских странах, кроме Дании. В этом регионе мало пахотных земель, лугов и пастбищ. Основные культуры: ячмень, овёс. Только в Дании и на юге Швеции: пшеница, рожь и картофель. В Исландии, несмотря на близость к Арктике развито плодоводство и овощеводство. Теплицы, обогреваются многочисленными горячими источниками.

И так какие отрасли хозяйства развиты в скандинавских странах?

Слайд 26, 27

1) сфера услуг

2) промышленность

3) сельское хозяйство-животноводство

4) лесное хозяйство

5) Рыбная промышленность

6) добыча нефти

5. Этап итога урока.

Наше путешествие по Северной Европе подходит к концу. Мы рассмотрели лишь небольшую, но своеобразную часть природы нашей планеты. Конечно, многим этого времени недостаточно, чтобы познакомиться с её достопримечательностями. Для этого у нас есть прекрасный журнал “Вокруг света”, “Непутёвые заметки Д.Крылова”, канал BBC “Телепутешествия”, новый цикл передач “Россия от края до края” и другие средства информации.

Скажите, какая страна вас заинтересовала больше других?

Тестовый тренажер

6. Этап рефлексии:

Мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений:

  1. Сегодня на уроке мне…

  2. Меня особенно удивило то, что…

  3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….

  4. Было бы хорошо, если бы…

  5. Мне не понравилось…

Спасибо всем, кто подготовил устные сообщения, и кто активно работал на уроке.

7. Оценочный этап.

8. Этап домашнего задания.

Слайд 31 П. 22 , в. 1-3., с. 320 попробовать охарактеризовать любую страну из стран Северной Европы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!