Целеполагание | Натолкнуть учащихся на формулирование темы урока. | Словесный Наглядный | - Чем занимались на прошлом уроке ИЗО? -Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? - Что общего у этих картин? - Верно, а какие чувства у вас вызывают эти картины? У вас на партах лежат конверты, в парах попробуйте собрать слово. Учитель:-Какое слово у вас получилось? Дети: Сопереживание Правильно молодцы! Уберите конверты на край парты. Какие цели поставим? План . | На них изображены люди, которые чем-то расстроеныопечалены. Им хочется помочь, поддержать. | Ф, И | слайд | Самоконтроль | П | П, М, К | |
Открытие новых знаний | Обеспечить усвоение новых знаний о новом звуке. | Словесный Наглядный Вопросы | -сопереживание- Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные Доброта, жалость, сострадание, сочувствие , сожаление, милосердие, отзывчивость, забота, человечность, горе, переживание. Посмотрите на репродукцию картины Василия Григорьевича Перова «Тройка», и послушайте историю, связанную с этой картиной. «… Однажды к художнику пришла пожилая женщина, одетая очень бедно. Она сказала, что скопила немного денег и просила продать ей картину. - Какую картину? – удивился художник. - Васенька – сынок мой – заплакала женщина – портрет вы с него рисовали. Тут Перов вспомнил, что это та женщина, сын которой, двенадцатилетний Вася позировал ему для картины « Тройка». Утирая слезы, женщина ему рассказала, что в прошлом году сын ее умер от оспы, а она пришла за картиной…» Но картина была уже куплена московским купцом П.М.Третьяковым. Побуждает к высказыванию своего мнения по поводу картины В.Перова «Тройка». Задает наводящие вопросы, помогающие анализировать картину : 1.В какое время года и суток происходит действие в картине? 2.Какая погода? 4.В какую сторону дует ветер? 5.Как одеты дети? 6.Насколько трудно детям везти воду? Почему? 7.Как чувствуют себя дети? 8.Кто помогает детям? 9.Что произойдет в картине через несколько минут? Дело в том, что художника давно волновала участь деревенских детей, которых приводили в Москву крестьяне и отдавали в ученье мастерам – сапожникам, столярам, портным. Невыносимо тяжелыми для детей были годы ученья: пинки, подзатыльники, непосильный труд. На этой картине художник как раз и изображает таких детей. Выбившаяся из сил девочка лет девяти в изношенном ватном пальтишке. На голове старый платок, а волосы растрепались от ветра. Лицо ее бледное и измученное. Сильно нагнувшись вперед, еле передвигает ноги мальчик. Он еще слишком мал и слаб, чтобы тянуть такую лямку: задыхается. Средний мальчик – постарше. Его рваная одежда и старый картуз совсем не греют. Этот мальчик сильнее других, но на лице уже усталость и страдание. Лишь маленькая радость есть у них – это Жучка, бегущая впереди « Тройки». Эта собачка, единственный друг детей, всегда готовая защитить их. - Жалко таких ребят, правда? А ведь важно не только пожалеть, сопереживать этим обделенным детям. Важно им помочь. Очень часто наша помощь нужна окружающим нас людям, а мы не замечаем этого. Игра « Чем я могу помочь?» - Впереди вас идет пожилая женщина с тяжелыми сумками, как вы поступите? - На крыльце магазина сидит мокрый, брошенный котенок, ваши действия? - Дома не вымытая посуда, а мама с работы придет очень поздно и усталая, как вы поступите в этой ситуации? - Ваш одноклассник попал в больницу? Посмотрите на другую репродукцию картины художника Рембрандта « Возвращение блудного сына». Как вы думаете, а какова история, изображенная в этой картине? Дети: (Ответы учащихся) Учитель: - Ушедший из дома сын после долгой разлуки возвращается домой в лохмотьях, несчастный и виноватый. Он падает на колени перед состарившимся отцом. В жесте рук склонившегося отца ласка. В этой картине значительность происходящего подчеркнута до глубокого волнения. Золотые, коричневые и красноватые оттенки согревают картину внутренним теплом, мерцают и светятся. Все замерло. Кажется, что совершается чудо, доброе волшебство встречи, всепрощения. ФИЗМИНУТКА | . Дети: по очереди с доски подбирают синонимы к слову сопереживание. | Ф, И | слайд | Взаимоконтроль, самоконтроль | П | М, К | |
Первичное закрепление | Закрепить полученные знания с помощью выполнения заданий | Словесный, наглядны, практический, текст Вопросы | - Как выразить все это в рисунках, что бы зритель понял и сопереживал, почувствовал сострадание? (ответы учащихся) - Главных героев мы изображаем крупно, ближе к центру листа. - Обратите внимание на выражение лица, какое оно должно быть (ответы учащихся) - Что должно изображаться вокруг главных героев? Какой вы нарисуете фон? - Какие цвета и оттенки вы возьмете для изображения фона? - ТБ при работе с карандашом. - рисунок закрашиваете цветными карандашами | Отвечают на вопросы. Рисуют. | Ф И | нет | самоконтроль | П | М М (Р,К) | |