Конспект открытого урока по математике на тему
«Единицы времени. Час. Минута. Секунда.»
Провела учитель:
Камболова Э.Л.
Цель урока: закрепить ранее изученный материал по математике, расширить знания детей о времени, воспитать бережное отношение ко времени
Тип урока: урок закрепление знаний, изучения нового материала.
Задачи:
-
познакомить с единицами измерения времени;
-
учить узнавать время по часам;
-
показать важность ориентирования во времени как одно из средств самоконтроля;
-
развивать логическое мышление, память, внимание, познавательные и математические способности, речь;
-
прививать любовь к предмету.
Оборудование: пословицы, иллюстрации часов, коллаж «Время идёт», числовой тренажёр, сигнальная карточка, индивидуальные карточки, плакаты «Единицы времени», «Измеряем время», индивидуальные циферблаты, иллюстрации часов.
Ход урока
I. Организационный момент
Психологический настрой учащихся.
- Добрый день ребята! Рада вас видеть! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу. Я желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. К нам на урок сегодня пришли гости, повернитесь, поприветствуйте их. Присаживайтесь за свои места.
Начинаем наш урок.
Мы уложим его в срок.
Все примеры мы решим и задачи тоже.
Дружно вместе отдохнём.
Своё время сбережём.
- Любите ли вы сказки?
- Сейчас я причитаю вам отрывок из одной замечательной сказки, а вы постарайтесь отгадать название и автора сказки.
«… – Поезжай, моя милая! Ты это заслужила! – воскликнула фея. – Но помни, ровно в полночь сила моих чар кончится: твое платье снова превратится в лохмотья, а карета – в обыкновенную тыкву. Девушка обещала волшебнице уехать из дворца до полуночи и, сияя от счастья, отправилась на бал»
- Это сказка Шарля Перро «Золушка»
- Вспомните, что произошло с Золушкой после бала. (Золушка должна была уехать в 12 часов ночи, но опоздала.)
- А как вы думаете, если бы она хорошо ориентировалась во времени, такого бы не случилось? (Нет)
- Так что же важно знать и уметь? (Ориентироваться во времени)
- С помощью чего же люди ориентируются во времени? (С помощью часов)
- Может быть, кто-то догадался о чём мы сейчас поговорим?
II. Постановка целей и задач урока
Целевая установка
- На уроке мы о чем будем говорить? О времени. О часах.
- Мы научимся на уроке определять время по часам.
- Подумайте, о чём говорит такая пословица?
«Поздно поднялся –день потерял»
- Ребята, а почему иногда говорят: потерял время? Разве можно потерять время, например, как ручку или карандаш? (Можно)
«Потерял минуту –потеряешь и час»
Если умеешь жить по часам,
Время тебе послушно,
Не опоздаешь никогда и сделаешь что нужно.
- Сегодня на уроке мы будем исследовать время и единицы его измерения.
- Откройте свои тетради.
- Назовите дату нашего исследования.
- Запишите её.
- Какой сегодня день недели?
- Какой он по счёту?
- Какой день недели предшествует вторнику?
- Какой наступает после него?
- Сколько всего дней в неделе? Назовите их по порядку.
- Сколько дней может быть в месяце?
- А месяцев в году?
- А что же такое время? Сложно ответить. Не огорчайтесь, на этот вопрос ещё никому не удавалось ответить. Время – это вечная загадка для человека.
- Можно ли время остановить? (нет)
- А потерять? (Да)
- Как?
- А чтобы мы сегодня не потерялись во времени и не тратили его даром, проводить исследование нам помогут …часы.
На стенке в комнате часы,
Висят они не для красы.
И в ритм стуча: тик – так, тик — так.
Всем подают условный знак.
День - ночь меняют за окном.
Рассвет чудесный. А потом
У человека круглый год
Пришла пора дневных забот.
III. Знакомство с новым материалом
«Открытие» нового знания
«Это интересно»
-В прошлый раз мы с Вами познакомились со временем. Давайте вспомним, что это такое? Правильно, время - это продолжительность, длительность чего-либо, измеряемая секундами, минутами, часами.
Сегодня мы будем знакомиться с часами как таковыми, с атрибутом времени. С тем предметом, который нам больше всего помогает ориентироваться в пространстве. Без часов мы не представляем свою жизнь. Они висят на стене, стоят на полочке, они есть на мобильном телефоне у взрослых, и на руках тоже! Что это такое? Часы – это прибор для измерения времени.
Зачем нам нужны часы? Неужели, это так важно, знать который час? Правильно, чтобы не опоздать (в современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час).
А как выдумаете, всегда ли часы выглядели так, как мы привыкли их видеть? А какие бывают ещё часы? Я буду показывать вам картинки с часами, а вы мне ответьте, как называются эти часы. (Ответы детей)
Сейчас существует много разных часов.
А как раньше люди жили без часов? Как ориентировались во времени? За весь период существования человеческой цивилизации было изобретено множество различных часов.
Сначала был «живой» будильник (петух)
А что же делать, если нет петуха? А что делать, если мне нужно куда-то не утром, а в обед? Стоит придумать что-то иное.
Древние люди ориентировались во времени по Солнцу. Они наблюдали за окружающим миром. Солнце встало – утро, Солнце прямо надо головой – день, Солнце садится – вечер.
Люди даже придумали солнечные часы. С ними мы будем знакомиться позже. Удобно, конечно. Но всегда ли на небе солнышко? Нет. Когда идет дождь, трудно определить, какая сейчас часть суток. Вспомните, в пасмурные дни мы часто говорим: «Такое ощущение, будто сейчас вечер» (хотя на самом деле – еще утро или день). Кроме того, древнему человеку трудно было точно определить время так, как определяют его в наши дни. Выходит, что ориентироваться по Солнцу тоже не очень-то неудобно.
Солнечные часы
Люди стали думать и гадать, что же делать, как изобрести прибор для измерения времени. И придумали водяные часы и песочные часы. Песочные вы уже видели, даже у кого-то они есть.
А водяные часы – это что такое? И те и другие считаются древнейшими изобретениями человека для более точного определения времени. Вот уж действительно, когда можно сказать, что время течет! Воду наливали в высокий узкий сосуд с отверстием около дна. Особые люди, приставленные к часам, на восходе солнца наполняли сосуд водой. Когда вся вода выливалась, они громкими криками извещали об этом жителей города и снова наполняли сосуд. Так они поступали несколько раз в день. И чем меньше был сосуд, тем точнее можно было определить время. Этими изобретениями древние люди пользовались тысячелетиями.
Но всегда появится изобретатель, который что-то новенькое да придумает. Так были выдуманы: огненные часы (свеча определенного размера с нанесенными на нее делениями). Их делали из разных материалов (из воска, смешанного со стружкой дерева и другими горящими компонентами), покрывали их дегтем, чтобы «часы» горели долго. Они появились в Индии и Китае.
Масляные часы (это чаша с фитильком, наполненная маслом). Это жидкие часы. Люди поджигали фитиль, он горел, масло испарялось. На боку глиняной чаши были нанесены цифры. Люди смотрели, какой был уровень масла, столько значит и времени.
Ни те, ни другие были ненадежны. Ведь за ними нужно было наблюдать, чтобы не потухли. А вдруг сильный ветер или дождь?
Умельцы придумали знакомые нам механические часы.
Механик из Голландии Христиан Гюйгенс изобрел первые часы, механизм которых приводил в движение качающийся маятник, он изобрел их в 17-м веке. Это были самые точные часы. Первыми точными часами были маятниковые часы. Маятник - грузик на конце длинного стержня - качается с равными интервалами. В настенных часах он затрачивает на одно качание секунду. Маятник соединен с подвешенной гирькой системой зубчатых колес - шестеренок. Благодаря анкерному механизму стрелки, приводимые в движение висящей гирей, равномерно движутся по кругу
Почему механические? Да потому, что они состояли из бесчисленного количества гаечек, болтиков, винтиков, пружинок, зубчатых колесиков, маятника, цепей и прочее. Сначала было одна стрелка, вероятно, она показывала только часы. Соответственно делений было 24. Их совершенствовали и совершенствовали, потому что за механизмом тоже надо было следить, смазывать детали, иногда проверять их время по солнечным часам. И спустя века в каждом городе большие механические часы висели на главной башне или соборе. Люди делали их и маленькими, и большими. Механические часы дошли и до наших дней.
Кроме механических не так давно (в начале прошлого века) люди изобрели электрические и электронные часы.
Здесь потрудились физики, которые работали с электромагнитным полем. Они были очень точные и самые надежные по сравнению с механическими, которые могли выйти из строя из-за одной сломанной пружинки или из-за попадания пыли внутрь сложного механизма.
Но во время открытия атомной энергии люди изобрели наиточнейшие, очень надежные часы – атомные.
Они работают на атомной энергии вместо батареек или электричества электронных часов, вместо механизма механических часов. Считается, что атомная энергия неиссякаема. А значит, эти часы могут послужить человечеству аж много миллионов лет. У нас с вами атомных часов конечно же не будет, ведь они очень громоздки и за ними наблюдают только ученые. А вот механические и электронные часы вполне доступны и есть у каждого.
Физкультминутка
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.
Тик-так, тик-так. (наклоны головы к плечам)
Смотри скорей, который час.
Тик-так, тик-так. (раскачивание туловища)
Налево — раз, направо — раз,
Тик-так, тик-так. (наклоны туловища влево — вправо)
Мы тоже можем так.
IV Проверка знаний, умений учащихся
- С помощью чего же люди ориентируются во времени? (с помощью часов). -А у вас дома, какие часы?
- А вы умеете определять время по часам? Поднимите ручки, кто умеет?
- Может быть, кто-то догадался о чём мы сейчас поговорим? (Будем учиться определять время по часам).
Практическая работа
1. Работа с моделью. (У всех детей на столах модель часов)
-Давайте рассмотрим часы. В ней используются стрелки:
- Как называется маленькая тонкая стрелка? (секундная)
- Большая длинная стрелка на часах? (минутная)
- А короткая стрелка на ваших часах? (часовая)
-Время, за которое длинная стрелка часов проходит расстояние от одной маленькой черточки до другой называется минутой.
- Давайте сосчитаем на моделях, сколько маленьких черточек от одного числа до другого. (5)
- А сколько всего этих чёрточек? (60)
- Время, за которое минутная стрелка проходит весь круг, называется час.
- Так сколько же в часе минут? (60мин). (Ответы детей)
- Так сколько же в часе минут? (60 мин). (Ответы детей) Работа со слайдом.
2. Запись в тетрадь:
Выводим формулу: 1ч=60мин
1мин.=60с
3. Работа с циферблатами (у каждого ученика макеты)
-Потренируемся.
- Перед вами лежит модель часов. Покажите на часах путем передвижения стрелок:
- В котором часу у вас начинаются занятия?
- 3 часа
- 5 часов 30 минут
- 7 часов 15 минут (или 15 минут девятого)
- 4 часа 45 минут (без пятнадцати три) - Покажите, как показать, что прошел час
- Покажите, как прошла 1 минута.
- А в котором часу заканчиваются занятия?
4. В какой строке только единицы измерения времени?
а) см, км, кг, м.
б) км, м, дм, мм.
в) час, сутки, мин, месяц
5. Какое время показывают часы? Отметьте.
Тренировочные задания в рабочих листах:
6.
Откройте учебник ознакомьтесь с информационным блоком. Постарайтесь ответить на вопросы:
- Какие единицы измерения времени вы уже знаете?
- Как они связаны друг с другом? Что такое квартал? Декада?
- Как определить високосный год?
Давайте составим цепочку времени
Секунда – минута – час – сутки –декада – месяц – квартал – год – век
Секунда – минута (60сек.) – час (60 мин)– сутки (24 часа) –декада (10 суток)– месяц (28,29,30,31-день)– квартал ( 3 месяца) – год (12 месяцев, 365 дней) – век (100лет)
ЗАПОМНИ
7. Предлагаю вам решить примеры ровно за одну минуту
(время замеряется по песочным часам).
-Сколько успели решить примеров?
V «Это интересно»
1. Всё в нашем мире зависит от времени.
В экстремальных ситуациях время "замедляется". Это связано с тем, что мозг намного быстрее обрабатывает информацию. Кроме того, экстремальные ситуации мы помним лучше, чем повседневные, т.к. наш "разогнанный" мозг успевает заметить и усвоить намного больше разных подробностей.
2. Почему часы идут по часовой стрелке — слева направо?
Потому что именно в этом направлении движется тень солнечных часов.
3. Минута — это совсем не маленькая единица измерения времени, если ее использовать разумно. Казалось бы, что случится за 60 секунд в мире, ведь это совсем крошечная величина. Такой маленький отрезок времени.
Вот несколько интересных фактов о том, что происходит в мире за одну минуту или 60 секунд.
258 детей рождается во всем мире
72 удара сердца в минуту происходит
113 детей рождаются в бедности
15 детей рождаются с врожденными дефектами
107 людей умирает, 2 из них в автокатастрофе
300 миллионов клеток нашего тела умирает
15 000 долларов зарабатывает Билл Гейтс – самый богатый человек на планете
116 людей женятся
144 человека переезжают в новый дом
360 раз ударяет молния
5 землетрясений происходит во всем мире
2 468 177 килограмм мусора создается
6 206 232 килограмм углекислого газа выпускается в атмосферу, как побочный продукт горения ископаемого топлива
58 самолетов взлетают по всему миру
4. Когда мы говорим о какой-нибудь лёгкой работе, говорят: «Минутное дело».
- Для врачей - это спасённая жизнь, для учёных открытие нового, да и пожарные, и сапёры совсем по-другому относятся к минутам.
- Минуты бегут друг за другом, а догнать их или вернуть нельзя.
-Вы бережете своё время? (Ответы детей)
Как вы понимаете пословицы?
- Без ног и крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
- Минутка час бережёт.
- Делу время – потехе час.
- Век живи – век учись.
- В молодости не научился – жизнь потерял.
- Поздно поднялся - день потерял.
VI Подведение итогов урока .
Закрепление
Итак, подведем итог вышесказанному. (Ответы детей)
- Что было для вас новым?
- Что интересного вы узнали?
Прошу ответить на вопросы:
1. Для чего нужны часы? (по ним определяют время)
2. Какие часы наиболее надежны?
3. Почему ни у одного из нас нет атомных часов?
4. Можем ли мы потрогать время? Почему?
5. Помогает ли нам время? Для чего оно вообще нужно?
6. Когда мы были маленькими, мы ориентировались во времени?
7. Что такое время?
8. Умеет ли время ползти? Когда такое бывает?
9. Что помогает определить время?
10. Почему мы часто говорим, что время дороже золота?
11. Должны ли мы ориентироваться во времени?
ОЦЕНИ СЕБЯ
Я справился Я сомневаюсь Я не справился
Домашнее задание