СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

-

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку»

--

Дата урока: 04.02.2021

ФИО учителя:Арсланбекова А.Р.

Класс: 2 «В»

Название урока:

Тема урока: «Разделительный мягкий знак»


Цель: создать условия для успешного формирования у учащихся навыков правописания слов с разделительным мягким знаком.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Предметные знания: правописание слов с разделительным мягким знаком.

Предметные умения: правильное написание слов с мягким знаком показателем мягкости и разделительным; объяснение написания разделительного мягкого знака в словах.

Метапредметные

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; умение работать в группе.

Регулятивные: прогнозировать предстоящую работу; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: использовать словарь; представить информацию в виде таблицы; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать, классифицировать по признакам.

Личностные: принятие и освоение социальной роли ученика; развитие мотивов учебной деятельности; нравственное воспитание.

Межпредметная связь: окружающий мир, литературное чтение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Технические средства обучения: мультимедиапроектор для показа презентации

Оборудование: карточки, магнитные карточки, таблицы, игрушка.





















Сценарий урока

I . Организация начала урока. Создание психологического настроя.

Я рада приветствовать вас в этом классе,

Девчонок, мальчишек и мудрых гостей.

Пусть будет сегодня в этом классе

Светло, уютно и нам всем очень легко.

II. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте. Зовут меня Альмира Рафиковна.

Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками, поздороваемся друг с другом и подарим эти же улыбки нашим гостям, поздороваемся с ними. Садитесь.


Слайд 1-2

1. - В сказочном городе букв, что находится за тридевять земель, в тридесятом царстве, в небольшом домике, что стоял на самой окраине этого города, почти у самого леса жила-была буква. Была она такая тихая и скромная, что никто даже не слышал ее голоса. О ней частенько забывали и, вообще, не брали во внимание. Все буквы посмеивались над ней: «Она даже не обозначает звука, не умеет говорить…» - ворчали они. Жилось ей плохо, очень одиноко.

- Ребята, как вы думаете, какая буква живет в этом домике? (ь знак)

(ученик читает стихотворение)

Учитель: - Со всеми мягкий знак разговаривает мягко и доброжелательно. Наверное, он очень хороший друг.

шщ - А вы хотели бы иметь такого друга?

2. Минутка чистописания.

Для вас ь придумал новое задание,
Здесь спряталось чистописание!

- Чтобы узнать, какую букву мы будем писать, нам необходимо немножко поработать.

Она зашифровала слово.Какое это слово?Пень

Сколько звуков в этом слове?

Сколько букв в этом слове?

Какая буква не обозначает звука?

-Какая буква будет главной в минутке чистописания?

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число. (4 февраля. Классная работа.)

До конца рабочей строки допишите ь знак.

Самую красивую букву подчеркните зеленым карандашом.

-

3. Словарная работа (картинный словарь)

Сегодня мне под дверь подбросили письмо. Но, к сожалению, его не подписали. И я не знаю ,от кого это письмо. Но сейчас я его открою и прочитаю.

«Ученики, вам нужно написать словарные слова ,а затем сравнить свой ответ с ответом на доске.»

Скажите, а как мы работаем со словарными словами? (Сначала их записываем, ставим ударение и подчеркиваем безударную, я которую нужно запомнить.

- На второй строчке мы запишем слова. Здесь представлены картинки, вам надо посмотреть и записать, что это.

Коньки, тетрадь, медведь, мальчик, яблоко.

Самопроверка.

- Что общего во всех этих словах ? ( Во всех словах есть мягкий знак )

- Какую функцию он выполняет? (дети объясняют)

Интересно, кто же прислал это письмо? Ой, а я и не заметила. А что это такое? Мне кажется, что это ребус. Не могу прочитать что это.

Точно, это письмо, наверное, прислала обезьяна . Она хотела, чтобы мы изучили новое слово и научились его писать. Кто же такая обезьяна?

Да, обезьяна -это млекопитающее, которые по строению схоже с человеком и, как правило ,обитает там, где тепло. Давайте мы с вами напишем слово обезьяна.

Спишите, пожалуйста, с доски. Сколько слогов в слове обезьяна?На какой слог падает ударение? Назовите мне буквы безударных гласных, которые нужно проверить(о,е) ?

Что нужно сделать, чтобы проверить написание этих букв (подобрать проверочное слово).

Можем подобрать проверочное слово? Нет, надо запомнить.

Среди этих слов есть 2 слова в которых есть буква, которая обозначает два звука. Это буква находится в начале слова. А какие два звука обозначает эта буква?(й, а)

Посмотрите внимательно на доску. Соедините ,пожалуйста, звуковую запись с буквенной.(лайка, лейка)

Прочитайте звуковую запись, рядом запишите буквенную.

Вернемся к первому заданию. Скажите, пожалуйста, звук й какой буквой на письме обозначается?(и краткое).втором случае какими буквами обозначается?

III. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Платье,листья

Кто готов к доске? В тетрадочку записывайте.

А я прохожу, проверяю.

Я прошла по классу. И вот какие слова я увидела у вас в тетрадях. Мнения наши разошлись. Кто же прав? Будем разбираться вместе.

Какая буква обозначает 2 звука й и а?(я)

Какая буква обозначает 2 звука й и у?(й и э)

кажите пожалуйста, а разве буква я обозначает два звука после согласного?

Так ,в чём же здесь дела? Значит, чего-то здесь не хватает, да? Какую роль здесь выполняет мягкий знак?


- Какое правило объединяет данные слова по написанию? (Написание слов с разделительным мягким знаком)


- Какова роль разделительного мягкого знака в словах? (Он показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются)


Объясните, почему же вы не выбрали эти карточки? (В них нет разделительного мягкого знака, и при произношении согласный звук сливается с гласным)



III. Самоопределение к деятельности.


- Кто догадался, какова тема нашего урока? (Слова с разделительным мягким знаком)


- В чём будем упражняться на урок? (В написании слов с разделительным мягким знаком)


- Молодцы! Вы абсолютно правы.


На доске: прикрепить букву: ь.



V. Реализация построенного проекта


  • Наблюдение над разделительным мягким знаком.

- Давайте с вами понаблюдаем, когда же пишется ь, исследуя слова:  льют, семья, ружьё, платье, воробьи.

Где пишется ь? Перед какими буквами? Для чего нужен ь в этих словах?

(Ь подчеркивается одной чертой, гласная после него двумя)


Работа над правилом

- Откроем учебник на стр. 32 и прочитаем правило.


  1. Работа со схемой:

(Появляется схема)

Е

Ё

Ь Ю

Я

И

Физминутка.

-А на улице мороз,

Ну-ка, все взялись за нос!

Ни к чему нам бить баклуши,

Ну-ка, все взялись за уши!

Покрутили, повертели

Вот и ушки отогрели.

Головою покачали

Раз-два,раз-два!

По плечам похлопали

И чуть-чуть потопали!


- Продолжим играть дальше. Я называю слово с ь. Если вы считаете, что это разделительный ь – то хлопаете, ели нет – подпрыгиваете. Пень, листья, лень, счастье, пальто, льёт, стулья, цель, пальма, деревья.

-Вот и погрелись…


Работа в парах (на партах конвертики с заданием, работа по вариантам)

- У вас на столах лежат домики. Ребята, поднимите руки те, у кого зеленые домики.

Вам нужно выбрать и записать слова с мягким знаком - показателем мягкости. Поднимите руки те, у кого красный домик. Вам нужно выписать слова с ь знаком разделительным. Слайд 27

Вьюга, хлопья, печенье, братья, жилье, резьба. Пальто, апельсин, скользко, окуньки, тетрадь, учитель. Слайд 28


VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. Измени слова так, чтобы они обозначали несколько предметов.

Ручей– __________________________________________________

Перо – _______________________________________________

Дерево - ___________________________________________________

Брат – _____________________________________________________

Стул – __________________________________________________

Лист - ____________________________________________________

1. Подчеркни одной чертой разделительный мягкий знак, а двумя - буквы, перед которыми он пишется.

2. Выделить ту часть слова, в которой пишется разделительный мягкий знак.


IХ. Домашнее задание:

Всем выучить правило, Слайд 29

1 группа- упр.55

2 группа- записать 10 слов с разделительным ь знаком


Х. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Где пишется разделительный мягкий знак?

-Оцените свою работу.

- Давайте пожелаем нашим гостям, что-нибудь хорошее, но такими словами, чтобы в них был ь знак.

Мы желаем СчастЬя и ЗдоровЬя Вам!!! Слайд 30

Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.