--
Дата урока: 04.02.2021
ФИО учителя:Арсланбекова А.Р.
Класс: 2 «В»
Название урока:
Тема урока: «Разделительный мягкий знак»
Цель: создать условия для успешного формирования у учащихся навыков правописания слов с разделительным мягким знаком.
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Предметные знания: правописание слов с разделительным мягким знаком.
Предметные умения: правильное написание слов с мягким знаком показателем мягкости и разделительным; объяснение написания разделительного мягкого знака в словах.
Метапредметные
Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; умение работать в группе.
Регулятивные: прогнозировать предстоящую работу; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: использовать словарь; представить информацию в виде таблицы; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать, классифицировать по признакам.
Личностные: принятие и освоение социальной роли ученика; развитие мотивов учебной деятельности; нравственное воспитание.
Межпредметная связь: окружающий мир, литературное чтение.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технические средства обучения: мультимедиапроектор для показа презентации
Оборудование: карточки, магнитные карточки, таблицы, игрушка.
Сценарий урока
I . Организация начала урока. Создание психологического настроя.
Я рада приветствовать вас в этом классе,
Девчонок, мальчишек и мудрых гостей.
Пусть будет сегодня в этом классе
Светло, уютно и нам всем очень легко.
II. Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте. Зовут меня Альмира Рафиковна.
Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками, поздороваемся друг с другом и подарим эти же улыбки нашим гостям, поздороваемся с ними. Садитесь.
Слайд 1-2
1. - В сказочном городе букв, что находится за тридевять земель, в тридесятом царстве, в небольшом домике, что стоял на самой окраине этого города, почти у самого леса жила-была буква. Была она такая тихая и скромная, что никто даже не слышал ее голоса. О ней частенько забывали и, вообще, не брали во внимание. Все буквы посмеивались над ней: «Она даже не обозначает звука, не умеет говорить…» - ворчали они. Жилось ей плохо, очень одиноко.
- Ребята, как вы думаете, какая буква живет в этом домике? (ь знак)
(ученик читает стихотворение)
Учитель: - Со всеми мягкий знак разговаривает мягко и доброжелательно. Наверное, он очень хороший друг.
шщ - А вы хотели бы иметь такого друга?
2. Минутка чистописания.
Для вас ь придумал новое задание,
Здесь спряталось чистописание!
- Чтобы узнать, какую букву мы будем писать, нам необходимо немножко поработать.
Она зашифровала слово.Какое это слово?Пень
Сколько звуков в этом слове?
Сколько букв в этом слове?
Какая буква не обозначает звука?
-Какая буква будет главной в минутке чистописания?
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число. (4 февраля. Классная работа.)
До конца рабочей строки допишите ь знак.
Самую красивую букву подчеркните зеленым карандашом.
-
3. Словарная работа (картинный словарь)
Сегодня мне под дверь подбросили письмо. Но, к сожалению, его не подписали. И я не знаю ,от кого это письмо. Но сейчас я его открою и прочитаю.
«Ученики, вам нужно написать словарные слова ,а затем сравнить свой ответ с ответом на доске.»
Скажите, а как мы работаем со словарными словами? (Сначала их записываем, ставим ударение и подчеркиваем безударную, я которую нужно запомнить.
- На второй строчке мы запишем слова. Здесь представлены картинки, вам надо посмотреть и записать, что это.
Коньки, тетрадь, медведь, мальчик, яблоко.
Самопроверка.
- Что общего во всех этих словах ? ( Во всех словах есть мягкий знак )
- Какую функцию он выполняет? (дети объясняют)
Интересно, кто же прислал это письмо? Ой, а я и не заметила. А что это такое? Мне кажется, что это ребус. Не могу прочитать что это.
Точно, это письмо, наверное, прислала обезьяна . Она хотела, чтобы мы изучили новое слово и научились его писать. Кто же такая обезьяна?
Да, обезьяна -это млекопитающее, которые по строению схоже с человеком и, как правило ,обитает там, где тепло. Давайте мы с вами напишем слово обезьяна.
Спишите, пожалуйста, с доски. Сколько слогов в слове обезьяна?На какой слог падает ударение? Назовите мне буквы безударных гласных, которые нужно проверить(о,е) ?
Что нужно сделать, чтобы проверить написание этих букв (подобрать проверочное слово).
Можем подобрать проверочное слово? Нет, надо запомнить.
Среди этих слов есть 2 слова в которых есть буква, которая обозначает два звука. Это буква находится в начале слова. А какие два звука обозначает эта буква?(й, а)
Посмотрите внимательно на доску. Соедините ,пожалуйста, звуковую запись с буквенной.(лайка, лейка)
Прочитайте звуковую запись, рядом запишите буквенную.
Вернемся к первому заданию. Скажите, пожалуйста, звук й какой буквой на письме обозначается?(и краткое).втором случае какими буквами обозначается?
III. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Платье,листья
Кто готов к доске? В тетрадочку записывайте.
А я прохожу, проверяю.
Я прошла по классу. И вот какие слова я увидела у вас в тетрадях. Мнения наши разошлись. Кто же прав? Будем разбираться вместе.
Какая буква обозначает 2 звука й и а?(я)
Какая буква обозначает 2 звука й и у?(й и э)
кажите пожалуйста, а разве буква я обозначает два звука после согласного?
Так ,в чём же здесь дела? Значит, чего-то здесь не хватает, да? Какую роль здесь выполняет мягкий знак?
- Какое правило объединяет данные слова по написанию? (Написание слов с разделительным мягким знаком)
- Какова роль разделительного мягкого знака в словах? (Он показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются)
Объясните, почему же вы не выбрали эти карточки? (В них нет разделительного мягкого знака, и при произношении согласный звук сливается с гласным)
III. Самоопределение к деятельности. - Кто догадался, какова тема нашего урока? (Слова с разделительным мягким знаком) - В чём будем упражняться на урок? (В написании слов с разделительным мягким знаком) - Молодцы! Вы абсолютно правы. На доске: прикрепить букву: ь. V. Реализация построенного проекта - Давайте с вами понаблюдаем, когда же пишется ь, исследуя слова: льют, семья, ружьё, платье, воробьи. Где пишется ь? Перед какими буквами? Для чего нужен ь в этих словах? (Ь подчеркивается одной чертой, гласная после него двумя) Работа над правилом - Откроем учебник на стр. 32 и прочитаем правило. Работа со схемой: (Появляется схема) Е Ё Ь Ю Я И Физминутка. -А на улице мороз, Ну-ка, все взялись за нос! Ни к чему нам бить баклуши, Ну-ка, все взялись за уши! Покрутили, повертели Вот и ушки отогрели. Головою покачали Раз-два,раз-два! По плечам похлопали И чуть-чуть потопали! - Продолжим играть дальше. Я называю слово с ь. Если вы считаете, что это разделительный ь – то хлопаете, ели нет – подпрыгиваете. Пень, листья, лень, счастье, пальто, льёт, стулья, цель, пальма, деревья. -Вот и погрелись… Работа в парах (на партах конвертики с заданием, работа по вариантам) - У вас на столах лежат домики. Ребята, поднимите руки те, у кого зеленые домики. Вам нужно выбрать и записать слова с мягким знаком - показателем мягкости. Поднимите руки те, у кого красный домик. Вам нужно выписать слова с ь знаком разделительным. Слайд 27 Вьюга, хлопья, печенье, братья, жилье, резьба. Пальто, апельсин, скользко, окуньки, тетрадь, учитель. Слайд 28 VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 1. Измени слова так, чтобы они обозначали несколько предметов. Ручей– __________________________________________________ Перо – _______________________________________________ Дерево - ___________________________________________________ Брат – _____________________________________________________ Стул – __________________________________________________ Лист - ____________________________________________________ 1. Подчеркни одной чертой разделительный мягкий знак, а двумя - буквы, перед которыми он пишется. 2. Выделить ту часть слова, в которой пишется разделительный мягкий знак. IХ. Домашнее задание: Всем выучить правило, Слайд 29 1 группа- упр.55 2 группа- записать 10 слов с разделительным ь знаком Х. Рефлексия учебной деятельности на уроке - Где пишется разделительный мягкий знак? -Оцените свою работу. - Давайте пожелаем нашим гостям, что-нибудь хорошее, но такими словами, чтобы в них был ь знак. Мы желаем СчастЬя и ЗдоровЬя Вам!!! Слайд 30 Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути. |