Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
Промышленно-экономический колледж
«Согласовано»
Методист ПЭК ГГТУ
______________/ Столетова И. В./
Открытый урок по теме: «Глагол как часть речи»
БД.01 «Русский язык»
для обучающихся по специальности
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Подготовила: Карлыева Карина Андреевна., преподаватель ПЭК ГГТУ
«Рассмотрено и утверждено»
на заседании ПЦК преподавателей общих гуманитарных
и социально-экономических дисциплин
Протокол № 3 от «24» ноября 2023 г.
Председатель __________/Борисова О. В./
2023 год
План урока
Дата урока | 04.12.2023 г. | Уровень усвоения | 2 |
Тема урока | Глагол как часть речи |
Цель урока | 1. Совершенствовать орфографические, орфоэпические и грамматические навыки. 2. Уметь определять грамматические признаки и синтаксическую роль глаголов. |
Методическая цель | Продемонстрировать методику работы с коллективным методом обучения, кейс-методами и приемом кластера. |
Задачи урока | - содействие усвоению знаний обучающимися изложенного материала, формированию ОК и ПК; - развитие умений обучающихся анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения; - воспитание интереса к слову, языку, коммуникативной культуры обучающихся. |
Результаты освоения | ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в команде ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров. ПК 3.5. Оформлять учетно-отчетную документацию. |
Тип урока | Урок совершенствования знаний, умений и навыков |
Вид урока | Комбинированный |
Пед. технология (элементы технологий), если применяется на уроке | Коллективный способ обучения (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко); Кейс-технология (авторы: Гарвардская юридическая школа, Христофор Колумб Лэнгделл) |
Метод урока | Словесный, наглядный, практический |
Средства обучения | мультимедийный проектор; компьютер с операционной системой МS Windows; дидактический материал: карточки заданий; слово учителя и обучающихся. |
Структура урока (с указанием отведенного времени) | I. Организационный момент: проверка явки обучающихся, готовности к уроку, сообщение темы и цели урока (3 мин) II. Основная часть урока (30 мин) Ход урока: 1) актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности - фронтальный опрос (5 мин); 2) систематизация знаний: выполнение заданий по теме урока (25 мин) III. Заключительная часть урока (7 мин) Рефлексия – мини-тест (5 мин) Сообщение оценок и выдача задания для внеаудиторной самостоятельной работы (2 мин) |
Источники информации | 1.Антонова Е.С., Русский язык: учебник для студ. учреждений СПО /Е.С. Антонова, Т.М. Воителева.- М.: ИЦ «Академия», 2019.- 384 с 2.Антонова Е.С. Русский язык: сборник упражнений : учеб. пособие для НПО и СПО. 7-е изд., стер- М.: ИЦ «Академия», 2019.- 383 с |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые студенты!
Сегодня наше занятие будет посвящено теме: «Глагол как часть речи», ее мы с вами начали изучать на прошлых занятиях.
Цель сегодняшнего урока будет – систематизация и обобщение пройденного материала, вы должны:
совершенствовать орфографические, орфоэпические и грамматические навыки.
развить умения определять грамматические признаки и синтаксическую роль глаголов.
2. Основная часть.
1) Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности (фронтальный опрос).
Орфоэпическая разминка. На доске представлены слова. Ваша задача - поставить в них ударение (баловать, включим, звонит, занял, заняла, исключит, исчерпать, начал, насорит, облегчить). Все в тетрадях, 1 человек у доски.
Проверка.
Слово учителя.
- Слова какой части речи представлены на доске? (глаголы)
Правильно. И главная цель и задача наша урока сегодня – это повторить все то, что мы знаем о глаголе.
Русский писатель А. Югов сказал: «Глагол – самая огнепышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка».
Как вы понимаете это высказывание?
Мы с вами знаем, что знаменательные слова разделяются на части речи по признакам: грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая функция.
1. Грамматическое значение.
- Итак, что у нас обозначает глагол? Какое у него грамматическое значение?
Ответы учащихся. (Глагол обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
- Приведите примеры.
2) Систематизация знаний.
Слово учителя.
2. Морфологические признаки. Мы с вами знаем, что морфологические признаки глагола делятся на постоянные и непостоянные. К постоянным признакам у нас что относится?
Ответы обучающихся (вид, спряжение, переходность, возвратность)
- А к непостоянным?
(наклонение, время, лицо, число, род)
- Постоянные признаки. Первый у нас – это вид: совершенный и несовершенный. И первое задание по вариантам.
1 вариант – каждый придумывает по одному слову несовершенного вида, а 2 вариант – совершенного вида.
Проверка.
- Следующий признак – это спряжение: 1 и 2.
Задание. Вася распределил глаголы на 2 группы в соответствии со спряжением.
1. Правильно ли Вася выполнил задание? Если нет, то почему?
2. Чем руководствовался ученик при выполнении данного задания?
3. Исправьте ошибки и распределите глаголы по спряжениям.
(1 спр -, держать, смотреть, думать, играть, гнать, дышать, слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть, слушать, стирать, писать, бегать, читать, гулять, делать, плакать, танцевать)
(2 спр – Выпрямить, победить, любить, стелить, брить, ловить, гулять, делать, плакать, танцевать)
Проверка.
- Следующие постоянные признаки – это возвратность и переходность.
На доске представлены словосочетания. Задача 1 варианта – распределить словосочетания на 2 группы возвратные/невозвратные. Задача 2 варианта –переходные/непереходные?
(Защищаться от врага, защитить землю, стать героем, отстоять город, гордиться победой, заботиться о животных, читать статьи, встречать гостя, извиниться перед мамой, строить дом, идти на цыпочках, сходить в магазин, забрать посылку, ответить на звонок, опоздать на урок, смотреться в зеркало, прислушаться к советам, договориться с подругой).
Проверка.
- Непостоянные признаки. Вы уже говорили, что к постоянным признакам относится наклонение, время, лицо, число и род.
Задание по мини-группам. Каждой парте даю по 1 глаголу. Ваша задача - показать на примере данного глагола какие бывают наклонения, времена, а также изменить по числам, лицам и родам, если это возможно. (работать, считать, говорить, купаться, звонить, купить, умываться, выходить, есть, заставлять, нести, поливать, учиться)
3. Синтаксическая функция глагола.
Ответы обучающихся (это роль в предложении).
Следующее задание. Прочитайте кейс и выполните задания.
Однажды на уроке русского языка учительница дала следующее задание: определить в каждом предложение синтаксическую функцию глагола. Богдан выполнил все задания, кроме 3. Там он не смог определить функцию. А в остальных предложениях подчеркнул глаголы как сказуемые. Мира в каждом предложение определила у глаголов разные синтаксические функции: подлежащего, сказуемого, дополнения, определения и обстоятельства.
Жить – Родине служить. (подлежащее)
Они оформляют стенгазету. (сказуемое)
Желание уйти не оставляло меня ни на минуту. (определение)
Она научила меня рисовать. (дополнение)
Мы решили поехать в горы отдохнуть. (обстоятельство)
1. Как вы думаете, кто из ребят правильно выполнил задание и почему?
2. Почему Богдан выделил в каждом предложении глаголы как сказуемые? На какой тип сказуемого они похожи?
3. Почему у него возникло затруднение в 3 предложении?
4. Какая синтаксическая функция глагола является основной?
5. Приведите свои примеры, подтверждающие вашу точку зрения.
3. Заключительная часть.
Рефлексия.
Слово учителя.
- Итак, сегодня мы с вами повторили основные признаки глагола. Посмотрите, на доске нарисована интересная схема. Нам с вами нужно ее заполнить, исходя из того, что мы с вами делали сегодня на уроке. (Дети заполняют кластер, опираясь на материалы урока)
- Молодцы. Все успешно справились с заданиями.
Выставление оценок.
Внеаудиторная самостоятельная работа – задание на карточках.
1) На краю горизонта тян...тся серебряная цепь снеговых вершин.(М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон...т стаю туч на край небес, ель надломленная стон...т, глухо шепч...т темный лес. (Н. Некрасов)3) Сторож не спеша отбивал часы: удар...т раз и ждет, пока звук не раста...т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр...т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига...т звезды; влажный ветерок изредка набега...т легкой волной; слыш...тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)