Конспект
открытого урока по русскому языку в 3«А» классе, проведенного учителем начальных классов МКОУ «Бут-Казмалярская СОШ»
Салмановой Светланой Шамсудиновной
Тема: Развитие речи. Учимся писать сочинение.
Цель урока: учиться решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи при изучении новой темы.
Задачи урока: осваивать разные способы решения проблем поискового характера; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей (учебный, познавательный, художественный); осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; овладение логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация); определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться в ходе совместной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать понятие «сочинение», его особенности и структуру; знать признаки текста и уметь их определять (тема, главная мысль, тип, вид, структура); самостоятельно озаглавливать текст; анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев; составлять связные высказывания в устной и письменной форме; осознанно использовать читательские умения для работы с информацией (поиск, фиксация, понимание, преобразование, оценка достоверности);
Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; выделять существенную информацию из текста; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; умение систематизировать, сопоставлять и обобщать информацию; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; аргументировать свою позицию в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Средства обучения: Учебник: Русский язык: 3 класс, урок № 126, презентация, задания для смартдоски.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация имеющихся сведений о видах учебных и познавательных задач на уроках русского языка.
-Что такое речь?
Науку о языке называют лингвистикой. Язык в действии – это речь. Речь бывает устной и письменной.)
- На уроках русского языка мы решаем три типа задач. Какие?
Решая лингвистические задачи, мы открываем законы языка.
Решая правописные задачи, учимся писать грамотно.
На уроках развития речи учимся правильно выражать свои мысли и чувства.
- Вот как выполнила это задание Хадижа
На уроках русского языка мы решаем лингвистические, правописные и речевые задачи.
- а вот так выполнил это задание Новруз
На уроках русского языка мы открываем законы языка, учимся писать грамотно, правильно выражать свои мысли и чувства.
- Что вы скажете об их работах?
(Обсуждается ответ в группах, каждая группа высказывает своё мнение).
- И Хадижа, и Новруз составили и записали одно предложение. Хадижа указала виды учебных задач, а Новруз – способы решения этих задач.
3. Чтение темы урока, постановка учебных задач.
-Объясните значение слова «учимся» и определите задачи урока. Для этого необходимо просмотреть задания и выделить слова – действия.
(Учащиеся читают хором тему, объясняют значение слова «учимся» (учим себя))
Задачи урока высвечиваются на слайде.
Задачи урока
1) Узнать, ……. 2) Вспомнить …. 3) Отыскать … и исправить. 4) Составить … 5) Озаглавить…. 6) Выписать
4. Работа с рубрикой «Обрати внимание».
- Поработаем с рубрикой «Обрати внимание», узнаем, что такое сочинение.
- Что такое сочинение? Читаем хором. (Сочинение – собственный текст на заданную тему)
-Чем сочинение отличается от изложения? (отличие сочинения от изложения (собственный текст).)
Умение задавать вопросы, искать на них ответы, выделять ключевые слова необходимо для того, чтобы написать сочинение.
5.Самостоятельная работа с упражнением учебника (работа в паре)
-Сочинение – это текст. Проанализируем текст. Выполним упражнение 1. (Упражнение 1 Прочитать, озаглавить текст.)
1). Работа с таблицей. (На слайде появляется таблица)
Виды текстов, их назначение
№ п/п | Вид текста | Назначение |
1 | Учебный | Сообщить новое, уточнить, научить |
2 | Познавательный | Заинтересовать, расширить знания о мире и способах его изучения |
3 | Художественный | Создать образ: помочь увидеть, услышать и почувствовать то, что сказано словом |
- К какому виду относится текст первого упражнения? Как вы это определили?
Учащиеся, пользуясь таблицей, составляют связное высказывание.
(Это текст познавательный, т. к. его цель - заинтересовать, расширить знания о мире и способах его изучения).
2). Анализ заголовков.
Учитель предлагает заголовки. (Колбасные, молочные и конфетные деревья. Необычные деревья)
-Какой из этих заголовков передаёт тему сочинения, а какой его основную мысль?
Вывод: в каждом сочинении можно определить тему, основную мысль. Это отражается в заголовке.
3). Чтение-анализ текста «Необычные деревья».
- Как вы думаете, для чего авторы начали свой текст с вопросительного и восклицательного предложений? (Чтобы заинтересовать необычными деревьями)
- Что необычного в деревьях, о которых идёт речь в этом сочинении? (Необычны не только названия, но и их вид, особенности)
4). Поиск новой информации
- Приходилось вам видеть эти деревья? Почему?
- Знаете ли вы, как увидеть эти деревья, не выходя из класса? (Обратиться к справочнику, энциклопедии, запросить информацию в интернете).
(показать на слайдах фото деревьев)
6. Физминутка – музыкальная пауза. (Учитель предлагает представить себя рядом с одним из этих деревьев и потанцевать)
7. Продолжаем решать учебные задачи урока.
Учитель обобщает изученное: мы с вами узнали, что такое сочинение и чем оно отличается от изложения. Вспомнили главные признаки текста: его заголовок, тему, основную мысль. Какие задачи нам поможет решить упражнение 2? (5, 6 признаки текста)
Учащиеся вспоминают, что в тексте могут «рассыпаться» абзацы или предложения. (работа со слайдом «Признаки текста»). Они восстанавливают абзацы и предложения во 2 абзаце
Признаки текста
Заголовок.
Тема, основная мысль.
Тип текста (описание, повествование, рассуждение)
Вид текста (учебный, познавательный, художественный)
Структура (абзацы)
Логическая и грамматическая связь абзацев и предложений.
Учащиеся отвечают на вопросы, читают исправленный вариант (текст на смартдоске).
Проверка.
Как вы озаглавили этот текст?
Что пришлось вам исправить в этом тексте?
Прочитайте исправленный вариант.
Чем, по-вашему, похожи тексты первого и второго упражнений? (Этот текст можно назвать и познавательным, и художественным).
Какими средствами автор создаёт образ первого городского подснежника – мать-и-мачехи? (сравнениями, образными словами)
А теперь докажем, что этот текст можно считать и познавательным. Отыщите и прочитайте ответы на эти вопросы (на слайде)
- Почему это растение так названо.
- Как этот подснежник называли наши предки и почему?
- Кто особенно ценит это растение и за что?
Учитель обобщает сказанное, Представив результаты сравнения в таблице.
Результаты сравнения текстов.
Сходство | Различия |
Нет заголовка Содержат описания. Расширяет наши знания. Учит наблюдать, удивляться. Учит не только замечать интересные факты, красоту, но и передавать это словом | Структура первого текста выстроена логично, а во втором тексте нарушен порядок следования абзацев и порядок предложений внутри абзаца. |
8.Домашнее задание на выбор:
Найти дополнительную информацию о мать – и – мачехе, представить информацию
Перечитать задачи урока определить, что сделано, а что ещё предстоит сделать. Это и будет домашним заданием.
9.Рефлексия. Учитель предлагает закончить предложения.
Мы узнали, что такое ____________
Хотелось бы узнать ______________
Отзыв
открытого урока русского языка в 3 «А» классе по теме «Развитие речи. Учимся писать сочинение», проведенного учителем начальных классов МКОУ «Бут-Казмалярская СОШ» Салмановой Светланой Шамсудиновной
На уроке учащиеся учились формулировать цель текста; определять и находить основную мысль текста; составлять план текста; пересказывать текст, пользуясь составленным планом.
Светлана Шамсудиновна построила урок в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии и технологию оценивания учебных успехов.
Учитель организовала на уроке различные виды деятельности: беседу, самостоятельную работу с учебником в группах (чтение текста, составление плана текста, устный пересказ текста по составленному плану). Данный урок был направлен на реализацию системного подхода в обучении младших школьников в создании письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение), личностного развития учащихся, воспитание интереса к урокам русского языка, развитие речи учащихся. Прослеживалась четкость, последовательность этапов урока. Так же на уроке велась словарная работа, где дети активно подбирали родственные слова и придумывали предложения.
Урок построен на методе сравнения различных текстов. Учитель ставил перед детьми цель не только отвечать на вопрос «почему?», но и доказывать правильность выбора того или иного ответа. Большинство учащихся выступали на уроке в качестве соавторов и проявили следующие качества: активность, самоконтроль, умение участвовать в диалоге, доказывать свою точку зрения, умению работать в группах. Светлана Шамсудиновна спланировала и построила урок таким образом, что ученики сами сформулировали тему и задачи урока. Во время урока была атмосфера доверия и доброжелательности. Каждый ученик высказывал свою точку зрения, доказывал её и умел выслушать мнения своих одноклассников. На протяжении всего урока осуществлялся контроль над деятельностью обучающихся как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников.
На уроке была использована физкультминутка для снятия напряжения с мышц глаз, рук и спины. Для повышения работоспособности проводилась смена видов деятельности. Каждый ученик понимал свою роль на уроке. Дети данного класса умеют работать в группах самостоятельно. По заданному алгоритму каждый смог работать как во время индивидуальной, так и во время коллективной работы.
Светлана Шамсудиновна в конце урока организовала рефлексию, с помощью которой учащиеся оценили свою работу.
Рефлексия позволила завершить урок на положительном эмоциональном уровне.
Урок цели достиг, поставленные учителем задачи реализованы. Урок развития речи проведён на высоком методическом уровне, имеет практическую значимость для учителей начальных классов.
Учитель начальных классов МКОУ «Бут-Казмалярская СОШ» Ц. Рамазанова