СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Имя существительное"»

7


Лекция №6


Имя существительное


План:

  1. Общая характеристика имени существительного.

  2. Лексико-грамматические разряды имен сущ-х:

а) существительные нарицательные и собственные;

б) сущ. конкретные и отвлеченные;

в) собирательные существительные;

г) вещественные сущ.;

д) сущ.одушевленные и неодушевленные.


Основная литература:

  1. Русский язык /Под ред. Касаткина.- М., 2001.

  2. Современный русский язык/ Под ред. Н.С.Валгиной.- М., 2002.

  3. Современный русский литературный язык/Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова.- М., 2003.

  4. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. Ч.2 / Под ред. Е.И.Дибровой.- М., 2008. С.31-55.


Дополнительная литература:

  1. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове.- 3-е изд. – М., 1986.

  2. Грамматика русского языка. Т.1. Фонетика и морфология.- М., 1980.

  3. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке//Избранные работы по русскому языку.- М., 1957.


1. Общая характеристика имени существительного


Части речи неравноценны и неравнозначны. Самую важную информацию мы получаем от 2-х частей речи – сущ. и глагола. Весь мир предметов (в самом широком смысле слова) предстает в виде сущ-х, действия – это сфера глагола. Существительное - одна из важнейших частей речи; почти половина всех русских слов являются сущ-ми. «Грамматическим стержнем имен, - как писал акад. В.В.Виноградов, - является категория имен сущ-х».

Имя сущ. – это знаменательная часть речи, объединяющая слова с общим значением предметности. Значение предметности у сущ-х выражается прежде всего в том, что только сущ-е служат обозначением конкретных предметов. Причем сущ-е обозначают предмет в широком смысле: это не только физические тела и вещи (дом, картина, карандаш), но также «опредмеченные» свойства (смелость, сомнение, белизна, ходьба, чтение, сон), общие, отвлеченные понятия (идея, мысль, вечность), явления природы (дождь, ветер).

По словам Виноградова, «категория имени сущ-го обеспечивает возможность мыслить предметно, в форме названия, даже отвлеченные понятия о качествах и действиях» (В.В.Виноградов. Грамматическое учение о слдове.- М., 1986, с.50).

Общим языковым средством выделения предмета является вопрос что это? или кто это? Имена сущ. выражают простейшие ответы на эти вопросы: что это? – книга, река, компьютер, движение; кто это?ученик, студент, воробей.

Грамматическое значение предметности сущ-х выражается в категориях рода, числа, падежа, одуш.-неодушевленности. Это самые важные грамматические категории имени сущ.


Род и одуш-неод. – это несловоизменительные (классификационные) категории сущ-х. Каждое слово входит в определенный грамматический класс сущ-х одушевленных или неод., мужского, женского или среднего рода. Эти категории относятся к числу постоянных морфологических признаков сущ-го.


Число и падеж, напротив, являются словоизменительными категориями сущ-го: одно и то же сущ-е может изменяться по числам (дом-дома, книга-книги) и падежам (дом, дома, дому).


Начальная форма сущ-го – обычно это форма им.п.ед.ч., а у сущ-х, не имеющих форм ед.ч. (pluralia tantum), - форма им.п. мн.ч.: сани, сутки, каникулы.

Сущ. как часть речи располагает уникальными синт. возможностями, которые не присущи более ни одной другой части речи, - выступать в роли любого главного или второст. члена предложения. Прежде всего сущ-е выступают в предложении в роли подлежащего (Студент читает) или дополнения (Студент читает книгу). Но могут выступать в составе именного сказуемого (Он студент), а также может быть определением (книга студента) или обстоятельством (учиться в вузе). В зависимости от синтаксического употребления имена сущ. получают форму того или иного падежа.

В качестве слов предметного значения имена сущ. определяются прилагательными, которые согласуются с ними в роде, числе, падеже (высокий дом, высокого дома, высокие дома), порядковыми числит. (первая ступенька, второй экзамен), местоимениями (своя одежда, какой-то незнакомец), причастиями (написанное письмо). Иногда сущ-е сочетается и с неизменяемыми словами: формой сравнит.степени – книга поинтереснее; инфинитивом – желание учиться; наречием – прогулка верхом; безлично-предикативным словом – жаль брата.

Существительное также обладает своими средствами словообразования: главным образом суффиксальными и типами сложных слов.


2. Лексико-грамматические разряды имен сущ-х


По своим лексическим свойствам и грамматическим признакам имена существительные делятся на несколько лексико-грамматических разрядов:

а) нарицательные и собственные;

б) конкретные и отвлеченные;

в) собирательные существительные;

г) вещественные сущ.;

д) одушевленные и неодушевленные;

Сущ.нарицательные и собственные


Нарицат.сущ. служат обобщенным наименованием различных однородных предметов - лиц, животных, вещей, событий: (учитель, сестра, лебедь, озеро, победа, храбрость, развлечение).


Собственные сущ. – это индивидуальные наименования отдельных предметов из ряда однородных. Это имена и фамилии людей (каждый человек имеет имя) - Магомед, Мадина, Рамазанов; клички животных (Мурзик, Жучка), географические названия (Альпы, Карпаты), астрономические названия (Марс, Венера, Луна), литературные названия (роман Войнич «Овод»), названия учреждений, орденов и др.

Нариц.сущ. в своем большинстве (с конкретным значением) изменяются по числам, обозначая предметы, которые можно сосчитать. Имена собств. по числам не изменяются: имеют либо форму ед.ч. (Кавказ, Махачкала, Дербент), либо форму мн.ч. (Альпы, Карпаты, Хучни, Талги, Тарки). Т.е. собств.сущ. противопоставлены нарицательным: как правило, не изменяются по числам и не сочетаются с количеств.числительными.

Имена собств. иногда используются в форме мн.ч., если обозначают родственников, однофамильцев, тезок (Алиевы, Магомедовы), а также людей, имеющих общий признак в характере, в поведении, т.е. при обозначении типа людей: Молчалины блаженствуют на свете (А.Грибоедов) – т.е. подхалимы, беспринципные карьеристы.

Границы между именами собств. и нариц. подвижны, эти разряды слов постоянно взаимодействуют. Имена собственные могут стать условным обозначением целого класса однородных предметов или лиц. Так, нариц. сущ-е меценат –«покровитель наук и искусств», бостон- «вид ткани» и мн.др. были некогда именами собственными. Или, например, именами ученых, открывших тот или иной закон, названы единицы измерения: ом, ампер (фр.физик и единица силы электр.тока), вольт, рентген. Нарицательными часто становятся имена лит.героев, если они употребляются для обозначения целого круга лиц, имеющих типические черты: хлестаковы наглые хвастуны; дон-кихоты, держиморды…

Имена нариц. становятся названиями единичных предметов (собака Шарик, город Орел, Запад – западные страны, роман «Мать», газета «Правда»). Анализом имен собственных занимается специальная лингв.дисциплина – ономастика.

Нарицательные сущ. бывают 4 типов: конкретные, отвлеченные, вещественные и собирательные.

Конкретные и отвлеченные существительные

Конкретные сущ. называют конкретный предмет или явление действительности (человек, гроза), которые можно считать. Они сочетаются с количественными числительными (два человека, пять студентов), могут изменяться по числам (гроза-грозы, реферат-рефераты). Исключение составляют конкретные сущ., употребляющиеся только в форме мн.ч.(ворота, перила, щипцы). Отвл., собират., вещ., собств. – по числам не изменяются. Словообразовательных примет конкр.сущ. не имеют. Конкретные сущ. – это основа сущ-х как части речи, в них наиболее отчетливо проявляются все морфологические категории сущ-го (род, число, падеж, одуш-сть).


Отвлеченные сущ. – это слова, обозначающие различные абстрактные понятия: качества, свойства, процессы, состояния (смех, дружба, доброта, ловкость, бег). Отвл.сущ-е не сочетаются с колич.числительными, единицами мер и обычно не изменяются по числам, употребляясь или только в ед.ч. (их большинство – смех, слава, тоска, любовь, краснота, бедность, педагогика), или только во мн.ч. (выборы, хлопоты, проводы, всходы). Но могут сочетаться со словами много, мало, сколько: сколько горя, мало радости). Т.е. по своим грам.свойствам отвл.сущ-е противопоставлены конкретным: не изменяются по числам, не сочетаются с колич.числительными.

Некоторые отвлеченные сущ.употребляются во мн.ч., если приобретают конкретное значение: радости жизни, шумы в сердце, морские глубины, южные широты, зимние холода, красоты природы, Горьковские чтения. В настоящее время ощущается тенденция к расширению сферы употребления форм мн.числа у отвлеченных сущ-х: реальности, данности, договоренности. Часто в таких случаях наблюдается изменение семантики формы мн.ч. по сравнению с формой ед.ч.: вода-воды, прелесть-прелести, бег («быстрое движение») – бега («состязание, гонки лошадей»).

Собирательные существительные

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов или лиц как одно неделимое целое. Собир. существительные не сочетаются с количественными числительными, не изменяются по числам. Собир.сущ-е выражают множественность формами ед.числа (мн.числа у них нет!) и для них характерны словообразовательные суффиксы -ств(о), -в(а), -j (о), -ур(а), -от, -ёжь, -няк, -ник и др.: крестьянство, студенчество, листва (т.е. «совокупность листьев»), братва, тряпьё, бельё, профессура, клиентура, аппаратура, беднота, молодежь, березняк, осинник.

Есть и бессуффиксные существительные (в них нет формальных признаков собирательности, собирательность выражается только лексическим значением): мелочь, мебель, лимита, элита.

Сущ-е народ, толпа, отряд, полк, стадо, табун, куча, груда, лес, роща, класс …нельзя считать собирательными, т.к. они свободно образуют форму мн.числа и не имеют характерных суффиксов собират.сущ-х.

Вещественные существительные

Вещественные существительные обозначают вещества (в широком смысле) – химические элементы и соединения (железо, вода, кислота, кислород, сера), пищевые продукты (мука, молоко, сахар, соль), корма (сено, солома, силос), отходы производства (опилки, стружки, отруби), различные виды сырья (шерсть, лён, хлопок), зерен, плодов и ягод (рожь, овес, смородина, слива), названия лекарств (валидол, анальгин).

Вещ.сущ-е не изменяются по числам: они имеют или только ед.ч. (масло, сметана, железо, глина), или только мн.ч. (духи, консервы, белила, помои, дрожжи, сливки). Некоторые вещ.сущ. с помощью формы мн.ч. усваивают новое лексическое значение: масло – масла растительные (т.е. разные виды, сорта раст. масел), вино – фр.вина, вода – минеральные воды… Форма мн.ч. у сущ., употребляющихся обычно в ед.ч., может также подчеркивать значение большой массы, обилия, потока: вешние воды, сыпучие пески, пустыни…

Вещ.сущ. также не сочетаются с количественными числительными, но сочетаются с единицами мер (вещество измеряется): килограмм меда, литр молока. Крупа – это масса, то, что можно взвесить, но не посчитать. В разг. речи допустимо употребление два чая («два стакана чая») и т.п.

В некоторых пособиях выделяются еще и существительные единичные (сингулятивы). Они называют единичные предметы, выделенные из массы вещества или из совокупности однородных предметов. Они образованы с пом. суффиксов со значением единичности -ин(а), -инк(а) от вещественных сущ-х: горох-горошина, солома-соломина, песок-песчинка, снег-снежинка, жемчуг-жемчужина. Сингулятивы поддаются счету (пять горошин), могут иметь формы ед. и мн.ч. (льдина-льдины).

Одушевленные и неодушевленные сущ.

По признаку «живой-неживой» все сущ.делятся на одушевленные и неодушевленные. Деление сущ-х на одуш./неод. касается только конкретных имен сущ-х, среди отвлеченных сущ-х одушевленных нет.

По семантике (значению) одуш./неод. существительные обычно четко разграничиваются: одуш.имена сущ-е обозначают живые существа – лиц и животных, птиц, насекомых, т.е. предметы, способные к самостоятельному перемещению: человек, слон, брат, комар. Все остальные существительные (в их числе и сущ-е, обозначающие растения) относятся к неодушевленным: камень, стол, дерево.

Однако для грамматики русского языка важно грамматическое значение: совпадает или не совпадает форма В.п. мн.ч. сущ-го с формой Р.п. Как писал В.В.Виноградов, «формальный критерий является наиболее ярким и постоянным признаком категории одушевленности», т.к. деление на одуш. и неод. предметы не всегда совпадает с разграничением живой и неживой природы.

У одуш-х сущ. форма В.п. мн.ч. всегда совпадает с формой Р.п.: Он купил щенков.- Нет щенков. У неодушевл. сущ-х форма В.п. совпадает с формой И.п. или имеет свое особое окончание: Он купил столы.- Это столы. Эта закономерность относится как к самому сущ-му, так и к формам прилагательных или причастий, которые согласуются с сущ-м:

Одуш.сущ-е Неодуш.сущ-е

В.п. мн.ч.= Р.п. мн.ч. В.п.мн.ч.=Р.п. мн.

(В.п. мн.ч.=И.п.мн.ч.)

И.п. (Вот) красивые кони, животные красивые столы, розы, окна

Р.п. (Нет) красивых коней, животных красивых столов, роз, окон

В.п. (Вижу) красивых коней, животных красивые столы, розы, окна

У сущ-х м.р. (за исключением немногих имен на – а) эта особенность распространяется и на ед.ч.: увидел фонтан-увидел оленя; услышал голос- услышал соловья.

Одушевленные сущ-е в преобладающей своей части являются сущ-ми м. и ж.рода. Одуш-х сущ. ср.рода немного: дитя, существо (в значении «живой организм»), сущ.на –ище (страшилище, чудовище…), немногие субстантивированные прилагательные (животное, насекомое, млекопитающее) и сущ. лицо (в значении «человек»).

В отношении сущ-х микробы, бактерии, эмбрионы, бациллы, зародыши, личинки наблюдаются колебания (склонять их как одуш. или как неод.): изучать микробы (В.п.) – микробов, видеть бациллы (В.п.) – бацилл, наблюдать бактерии – бактерий. По норме совр. русского языка правильнее относить их к неод.сущ.: описывать (что?) микробы, бациллы, бактерии.

Полностью отождествлять понятия одушевленного-неод. существительного и понятия живого и неживого в природе нельзя. Например, грамматика рассматривает названия растений (дуб, сосна, береза) как существительные неод., а наука считает их живыми организмами. Некоторые сущ-е реально (лексически) не обозначают живых существ, но по своим грамматическим признакам являются одуш-ми. Жареный гусь, например, уже не является живым, но слово гусь и в сочетании жареный гусь остается одуш.сущ-м.


К одуш. сущ. также относятся:

1) слова, называющие неживых людей – покойник, мертвец, погибший, убитый, умерший, утопленник (но: труп – неод.);

2) слова, называющие игрушки и механизмы, изображающие человека – кукла, матрешка, неваляшка, робот, снеговик; В кн. под ред. Касаткина эта группа слов отнесена к вариантным формам одуш-сти/неод.: в речи детей – любить своих кукол, разбросать матрешек (т.е. как одуш.), а в профессиональной речи производителей игрушек – производить куклы нового образца (т.е. как неодуш.). В пособии под ред. Дибровой эти сущ. – одуш.;

3) слова-названия шахматных фигур, игральных карт склоняются как одуш.- конь, ферзь (шахм.фигура – королева - может ходить в разных направлениях), туз, валет;

4) слова, называющие богов, мифические существа ( мыслятся как подобие живого) – Древние надеялись на Марса (но: Полететь на Марс – в названии небесных светил – неодуш.); леший, русалка, ведьма, гном, водяной, домовой.

5) названия рыб – килька, шпрота, сардина – грамматически одуш-е сущ., а если обозначают консервы – неодуш.: есть кильки, сардины (В.п. = Р.п.).

К грамматически неодуш-м сущ-м относятся слова, называющие совокупность людей как одно целое (народ, молодежь, родня, толпа, команда, отряд), совокупность животных (табун, отара, стая, стадо), а также собирательные сущ-е типа крестьянство, студенчество, профессура .

Хотя такие сущ. могут отвечать на вопрос кто?, у них В.п. мн.ч. не равен Р.п. мн.ч.

Различие одуш./неодуш-х сущ. отчасти отражается различием вопросов кто? и что? Однако полного параллелизма между этими двумя рядами явлений нет. Вопрос кто? может быть поставлен и к неодуш сущ., а вопрос что? – к одуш.: К обеду подавали (что подавали?) жареных уток; Девушка приколола к шляпе (что приколола?) жучка. Завод выполнил свои планы (кто выполнил?). Эту песню запевает молодежь (кто запевает?).


Методическое примечание. Уже в начальных классах учащиеся получают первоначальные сведения об одуш./неод. существительных. В 1 классе дети знакомятся с именами существительными, отвечающими на вопросы кто? и что?, в несложном тексте учатся находить слова, являющиеся названиями лиц, животных, птиц. Во 2 классе они приобретают навыки ставить вопрос кто? к одуш. сущ., а вопрос что? – к неодуш. В последующих классах учителя разъясняют школьникам и грамматическое различие одуш. и неод. сущ-х, выражающееся в форме В.п. мн.ч.

В даг. языках имена сущ. различаются по классам людей и нелюдей (животных, птиц, вещей). Вопрос кто? используется лишь к классу людей, т.е. сфера его употребления уже, чем в русском языке. Поэтому учащиеся-дагестанцы с трудом привыкают к тому, что в русском языке к словам лошадь, корова, куропатка, петух… ставится вопрос кто?