Тема: Слово и словосочетание.
Цель: формирование понятия словосочетание, способствовать развитию умения выделять словосочетание в тексте, развивать умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому;
Планируемые результаты (УУД):
Личностные результаты
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
положительного отношения к урокам русского языка;
уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
интереса к языковой и речевой деятельности;
Регулятивные:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
Познавательные:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
Коммуникативные:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
Материальное обеспечение: учебник русского языка 3 класс, карточки.
Конспект урока
Организационный момент. 1мин
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
1. Постановка темы и цели. 5 мин
-Прочитайте, что написано на карточках на доске.
Дорога, осень, игра, варенье, долгая дорога, золотая осень, настольная игра, варенье из малины.
-Разделите их на группы.
-По какому признаку вы разделили записи на группы? (Слова и словосочетания)
-Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Слово и словосочетание)
– Используя слова на доске попробуйте сформулировать задачи урока.
Определить…(чем отличаются С и С)
Закрепить…(умение находить словосочетания, определять главное слово, задавать вопрос от главного слова к зависимому)
2. Устная работа. 5 мин
– Рассмотрите рисунки на доске.
- Назовите, что изображено на рисунках. (пальто, полка, лист, стол).
- Что вы использовали для того, чтобы назвать эти предметы? (Слова)
-А теперь давайте подберем более точное название для каждого предмета. (Красное пальто, книжная полка, кленовый лист, письменный стол).
-Что вы для этого использовали?
– Какое название является более точным для каждого предмета – слово или сочетание слов? Объясните, почему.
-Какой вывод мы можем сделать?
Первичное усвоение новых знаний. 3 мин
-Мы с вами обнаружили, что словосочетание дает более точное описание предмета. Проверим наш вывод, прочитав правило на стр. 47. (Словосочетание – это «сложное название», которое более точно, чем слово, может назвать предмет, действие, признак)
Первичное закрепление.
Работа в парах
- Составьте в парах по 2 словосочетания:
1 ряд – словосочетания, которые описывают предмет,
2 ряд – словосочетания, которые описывают действие,
3 ряд – словосочетания, которые описывают признак.
-Прочитайте получившиеся словосочетания.
2. Работа над формулированием критериев оценивания
- Что вы еще знаете о словосочетании? (в словосочетании есть главное и зависимое слово)
- Давайте попробуем сформулировать, какие умения у нас должны быть сформированы по теме Словосочетание и изобразим их в виде шкал. (Умею находить словосочетание в предложении, умею определять главное слово, умею задавать вопрос к зависимому слову)
Чертят в тетради шкалы и называют их.
- Отметьте на шкалах уровень сформированности каждого умения.
- Возьмите карточку, которая лежит у вас парте. Выполните задание. После выполнения задания, возьмите у меня карточку для самопроверки. Проверьте себя и снова оцените по критериям.
- Не могу сформулировать задание дальше(((( Нужно чтобы дети проанализировали, что у них получилось, сказали какие умения западают….
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Исходя и того какое умение у детей западает, каждый ребенок выбирает себе карточку для индивидуального домашнего задания.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
– Над какой темой работали на уроке?
– Что такое словосочетание? Как связаны слова в словосочетании?
– Что выполняли на уроке?
– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?
– Как оцениваете свою деятельность на уроке?
дорога осень
игра варенье долгая дорога золотая осень настольная игра варенье из малины
Прочитай предложения. Выпиши из предложений словосочетания, найди главное слово, задай вопрос от главного слова к зависимому.
С высоких деревьев осыпаются листья.
_________________________________________________________
С улицы доносились громкие голоса.
_________________________________________________________
Перелётные птицы торопливо готовятся к отлёту.
__________________________________________________________
Воробьи весело купались в пыли.
_______________________________________________________________
Прочитай предложения. Выпиши из предложений словосочетания, найди главное слово, задай вопрос от главного слова к зависимому.
С высоких деревьев осыпаются листья.
_________________________________________________________
С улицы доносились громкие голоса.
_________________________________________________________
Перелётные птицы торопливо готовятся к отлёту.
__________________________________________________________
Воробьи весело купались в пыли.
_______________________________________________________________
Прочитай предложения. Выпиши из предложений словосочетания, найди главное слово, задай вопрос от главного слова к зависимому.
С высоких деревьев осыпаются листья.
_________________________________________________________
С улицы доносились громкие голоса.
_________________________________________________________
Перелётные птицы торопливо готовятся к отлёту.
__________________________________________________________
Воробьи весело купались в пыли.
_______________________________________________________________