СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по теме "Наука. Роль науки в современном мире"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по теме № 22  "Наука. Роль науки в современном мире" для 8 класса общеобразовательной школы, используемый учебник "Обществознание 8 кл. Л.Н.Боголюбов"

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по теме "Наука. Роль науки в современном мире"»

Конспект урока по обществознанию в 8 классе.

Тема: Наука в современном обществе



Тема:    Наука в современном обществе.

Тип урока:   Усвоение новых знаний.

Цель: Формировать целостное представление о науке как деятельности в духовной сфере.

Задачи:

- познакомить с ключевыми понятиями (наука, особенности науки, система научного знания, нравственность в науке, функции науки,);

- развивать навыки смыслового чтения, оценивать утверждения из текста, исходя из своих представлений о науке;

 - способствовать развитию умений находить нужную информацию, преобразовывать еѐ в соответствии с поставленной задачей);

 - содействовать пониманию возрастающей роли науки в современном обществе.

Планируемые результаты

предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий материальная и духовная культура, диалог культур, культурный человеку характеризовать элементы современного научного знания; анализировать основные положения этики ученых; оценивать важность этических проблем, с которыми сталкиваются ученые в своей работе; описывать основные функции науки, роль науки в современном обществе; 

метапредметные УУД 

1) коммуникативные: приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;

2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; осваивать основы проектно-исследовательской деятельности;

3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; 

личностные УУД: формирование и развитие нравственного сознания и поведения, умения выражать собственное отношение к явлениям современной жизни; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Место в системе уроков: 2 урок в разделе «Человек в мире культуры».

Метод: эвристический, приём смыслового чтения

Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная работа, парная.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник Обществознание 8 кл. Л.Н.Боголюбов, термины, раздаточные листы.



Ход урока:

Организационный момент.

1. Актуализация знаний по теме «Формы духовной культуры» - 5 минут

  • Рубрика «Проверяем наши знания и умения», вопр.2 стр.32

Вопрос: Охарактеризуйте народную, массовую и элитарную культуру. Приведите примеры произведений каждой из культуры

  • Включено музыкальное произведение «Минор» современной российской хип-хоп группы Miyagi & Эндшпиль, название которого помогает запомнить формы духовной культуры. Уточняем к какому виду и какой форме культуры относится это произведение и вспоминаем формы духовной культуры

  • Показ слайдов 1,2

1 слайд изображены: 1) первая деревянная подводная лодка Ефима Прокопьевича Никонова — русский крестьянин времён Петра I, изобретатель первого российского проекта подводной лодки, которая не была запущена в производство по причине провала. 2) первая подводная лодка , созданная при императоре Александре III Степаном Джевецким и запущенная в серийное производство (использовалась в русско-турецкой войне)

2 слайд – современная подводная лодка Генералиссимус Суворов в 2023 совершившая переход по северному морскому пути и вошедшая в состав тихоокеанского флота – имеет на вооружении 16 баллистических ракет «Булава», которые преодолевают расстояние 9,3 тысячи км.

Вопрос: Что изображено на слайдах, к какой форме духовной культуры можно отнести эти объекты и почему.

2. Изучение нового материала.

План:

1. Что такое наука? – 7 минут

2. Особенности и возрастание роли современной науки.- 5 минут

3. Нравственные принципы труда учёного. – 10 минут

4. Функции науки – 5 минут



1. Что такое наука?

Одним из элементов духовной культуры общества является наука. Она возникла на заре истории человечества, существует и развивается вместе с развитием общества и человека.



Работа с учебником -чтобы ответить на вопрос «Что такое наука», найдите в первом пункте параграфа 5, чем наука отличается от других форм духовной культуры (стр. 34,35 учебника)

Запись в рабочий лист (наука, особенности науки)

Наука - сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке в нём.


Особенности науки (слайд 3):

1. Объективность 2. Специальные методы 3. Специальный язык 4. Рациональность 5. Логичность 6. Воспроизведение результата

7. Доказательность (обоснованность) – обоснованность любого научного теоретического положения

В систему научного знания входят

- научные факты, доказанные и подтверждённые наблюдениями экспериментами,

- законы

- теории

- методы получения научных знаний – методы наблюдений, расчётов и доказательств (анализ, синтез, дедукция, индукция, моделирование, абстрагирование и так далее).



2. Особенности и возрастание роли современной науки

Современная наука накопила массу информации об окружающем нас мире и о мире внутри нас. Эта информация обрабатывается и накапливается с помощью современных информационных технологий и сложной техники.


Особенности современной науки

  1. Потребности развития общества являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований – социальный заказ, который общество дает ученым.

  2. Становится ведущей силой прогресса материального производства

  3. Охватывает все больше областей знаний

  4. Активные процессы дифференциации и интеграции



3. Нравственные принципы труда учёного

Кто и где занимается наукой? (Слайд 4)

Система научных организация

Академии

Научно-исследовательские центры (НИИ)

Институты




Видео о полезности и вреде атомной энергетики

Рассказ о Манифесте Рассела — Эйнштейна» — антивоенное воззвание, написанное группой известных учёных в 1955 году. Оно положило начало Пагуошскому движению учёных, выступающих за мир, за разоружение, международную безопасность, за предотвращение мировой ядерной войны и научное сотрудничество. (СЛАЙД 5,6)

Читаем манифест по цепочке.

Фрагмент из Манифеста Рассела - Эйнштейна,

9.07. 1955 г., Лондон:

«...Мы авторитетно заявляем, что сейчас может быть изготовлена бомба в 2500 раз более мощная, чем та, которая уничтожила Хиросиму. Такая бомба, если она будет взор­вана над землёй или под водой, посылает в верхние слои атмосферы радиоактивные частицы. Они постепенно опуска­ются и достигают поверхности земли в виде смертоносной радиоактивной пыли или дождя... Никто не знает, как дале­ко могут распространяться такие смертоносные радиоактив­ные частицы. Но самые большие специалисты единодушно
утверждают, что война с применением водородных бомб вполне может уничтожить род человеческий...

Многие видные учёные и авторитеты в области военной стратегии не раз пред­упреждали об опасности... Мы убедились в том, что точка зрения специалистов на эту проблему не зависит в какой-либо сте­пени от их политических взглядов. Она зависит только от степени знаний специ­алистов...

РЕЗОЛЮЦИЯ:

В связи с тем, что в будущей миро­вой войне будет непременно использова­но ядерное оружие и поскольку это ору­жие угрожает существованию рода чело­веческого, мы настаиваем, чтобы прави­тельства всех стран поняли и публич­но заявили, что споры между государ­ствами не могут быть разрешены в ре­зультате развязывания мировой войны. Мы требуем, чтобы они находили мир­ные средства разрешения всех спорных вопросов».

(Манифест подписан одиннадцатью всемирно известными учёными, в том числе Бертраном Расселом и Альбертом Эйнштейном.)



В чем заключаются нравственные принципы труда учёного? Выводы формулируют ученики самостоятельно

• Скрупулёзное следование истине, честность перед самим собой и своими коллегами.

• Проблема последствий их работы (некоторые изобретения приносят вред человечеству).

Запись в рабочий лист (добросовестность ученого)

Добросовестность ученого:

  1. Тщательное продумывание и точное проведение всех этапов исследований

  2. Доказательность новых научных знаний

  3. Научная честность и объективность (критика собственных идей0

  4. Открытость результатов исследований



4. Функции науки

Работа в рабочих листах и учебнике – все ученики

После к доске приглашаются по одному ученики, которые выбирают функции науки из предложенных и поясняют их.

Рассмотрите фотографию. Какая отрасль научного знания может быть проиллюстрирована с помощью данной фотографии? (Дайте наиболее общее название.) Используя учебник на стр.37 назовите функции науки в современном обществе и кратко поясните каждую из них.

СЛАЙД 7

После к доске приглашаются по одному ученики, которые выбирают функции науки из предложенных и поясняют их.

1. Производственная - внедрение инноваций в производственной отрасли

2. Прогностическая - составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира

3. Мировоззренческая -построение целостной системы взглядов на мир и место человека в нем

4. Познавательная - постижение мира, открытие законов и закономерностей, объяснение явлений и процессов

5. Поиск путей преодоления глобальных проблем

6. Социальная – наука приносит пользу обществу


3. Закрепление изученного материала –СЛАЙД 8,9,10

Задание 1 - ответ 1

Что отличает науку от других областей (форм) духовной культуры?

1) получение объективных знаний о природе и обществе

2) вера в существование сверхъестественных сил

3) многообразие художественных стилей

4) формирование представлений о прекрасном

Задание 2 – ответ 3

Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

A Наука систематизирует знания об окружающем мире.

Б Наука помогает обществу в решении глобальных проблем

1) Верно только А 2) Верно только Б

3) Верны оба суждения 4) Оба суждения не верны

Задание 3 – ответ 3

К особенностям научного знания относится

1) Очевидность содержания для каждого 2) Нацеленность на практический результат

3) Объективность 4) Соответствие цели средствам познания



4. Информация о домашнем задании – СЛАЙД 11

  • Прочитать §5

  • заполнить таблицу «Лауреаты Нобелевской премии».

отрасль науки

Ф.И.О. учёного

достижения, за которые они были удостоены награды

1

математика



2

физика



3

литература



4

физиология



5

медицина



6

экономика





Предлагаю учащимся выбрать окончания фраз:

Сегодня я узнал….

Было трудно…

Я понял, что…

Меня удивило…

Спасибо за работу на уроке!






Рабочий лист

1. Наука -







2. Особенности науки

1.

2.

3.

4.

5.



3. Добросовестность ученого:

-


-


-


-


4. Функции науки

Рассмотрите фотографию. Какая отрасль научного знания может быть проиллюстрирована с помощью данной фотографии? (Дайте наиболее общее название.) Используя учебник на стр.37 назовите функции науки в современном обществе и кратко поясните каждую из них.

1. Ответ на первый вопрос-

2. Ответ на второй вопрос:

-

-

-

-

-

-





Информация о домашнем задании.

  • Прочитать §5

  • заполнить таблицу «Лауреаты Нобелевской премии».



отрасль науки

Ф.И.О. учёного

достижения, за которые они были удостоены награды

1

математика



2

физика



3

литература



4

физиология



5

медицина



6

экономика





































НАКОПИТЕЛЬНАЯ



РЕПРОДУКТИВНАЯ



ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ



СОЦИАЛЬНАЯ



КУЛЬТУРНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ



ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ



ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ



КУЛЬТУРНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ



РЕГУЛИРУЮЩАЯ



ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ



КОМПЕНСАТОРНАЯ



РЕКРЕАЦИОННАЯ