Конспект урока по обществознанию в 8 классе.
Тема: Наука в современном обществе
Тема: Наука в современном обществе.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Цель: Формировать целостное представление о науке как деятельности в духовной сфере.
Задачи:
- познакомить с ключевыми понятиями (наука, особенности науки, система научного знания, нравственность в науке, функции науки,);
- развивать навыки смыслового чтения, оценивать утверждения из текста, исходя из своих представлений о науке;
- способствовать развитию умений находить нужную информацию, преобразовывать еѐ в соответствии с поставленной задачей);
- содействовать пониманию возрастающей роли науки в современном обществе.
Планируемые результаты:
предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий материальная и духовная культура, диалог культур, культурный человеку характеризовать элементы современного научного знания; анализировать основные положения этики ученых; оценивать важность этических проблем, с которыми сталкиваются ученые в своей работе; описывать основные функции науки, роль науки в современном обществе;
метапредметные УУД
1) коммуникативные: приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; осваивать основы проектно-исследовательской деятельности;
3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
личностные УУД: формирование и развитие нравственного сознания и поведения, умения выражать собственное отношение к явлениям современной жизни; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Место в системе уроков: 2 урок в разделе «Человек в мире культуры».
Метод: эвристический, приём смыслового чтения
Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная работа, парная.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник Обществознание 8 кл. Л.Н.Боголюбов, термины, раздаточные листы.
Ход урока:
Организационный момент.
1. Актуализация знаний по теме «Формы духовной культуры» - 5 минут
Рубрика «Проверяем наши знания и умения», вопр.2 стр.32
Вопрос: Охарактеризуйте народную, массовую и элитарную культуру. Приведите примеры произведений каждой из культуры
Включено музыкальное произведение «Минор» современной российской хип-хоп группы Miyagi & Эндшпиль, название которого помогает запомнить формы духовной культуры. Уточняем к какому виду и какой форме культуры относится это произведение и вспоминаем формы духовной культуры
Показ слайдов 1,2
1 слайд изображены: 1) первая деревянная подводная лодка Ефима Прокопьевича Никонова — русский крестьянин времён Петра I, изобретатель первого российского проекта подводной лодки, которая не была запущена в производство по причине провала. 2) первая подводная лодка , созданная при императоре Александре III Степаном Джевецким и запущенная в серийное производство (использовалась в русско-турецкой войне)
2 слайд – современная подводная лодка Генералиссимус Суворов в 2023 совершившая переход по северному морскому пути и вошедшая в состав тихоокеанского флота – имеет на вооружении 16 баллистических ракет «Булава», которые преодолевают расстояние 9,3 тысячи км.
Вопрос: Что изображено на слайдах, к какой форме духовной культуры можно отнести эти объекты и почему.
2. Изучение нового материала.
План:
1. Что такое наука? – 7 минут
2. Особенности и возрастание роли современной науки.- 5 минут
3. Нравственные принципы труда учёного. – 10 минут
4. Функции науки – 5 минут
1. Что такое наука?
Одним из элементов духовной культуры общества является наука. Она возникла на заре истории человечества, существует и развивается вместе с развитием общества и человека.
Работа с учебником -чтобы ответить на вопрос «Что такое наука», найдите в первом пункте параграфа 5, чем наука отличается от других форм духовной культуры (стр. 34,35 учебника)
Запись в рабочий лист (наука, особенности науки)
Наука - сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке в нём.
Особенности науки (слайд 3):
1. Объективность 2. Специальные методы 3. Специальный язык 4. Рациональность 5. Логичность 6. Воспроизведение результата
7. Доказательность (обоснованность) – обоснованность любого научного теоретического положения
В систему научного знания входят
- научные факты, доказанные и подтверждённые наблюдениями экспериментами,
- законы
- теории
- методы получения научных знаний – методы наблюдений, расчётов и доказательств (анализ, синтез, дедукция, индукция, моделирование, абстрагирование и так далее).
2. Особенности и возрастание роли современной науки
Современная наука накопила массу информации об окружающем нас мире и о мире внутри нас. Эта информация обрабатывается и накапливается с помощью современных информационных технологий и сложной техники.
Особенности современной науки
Потребности развития общества являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований – социальный заказ, который общество дает ученым.
Становится ведущей силой прогресса материального производства
Охватывает все больше областей знаний
Активные процессы дифференциации и интеграции
3. Нравственные принципы труда учёного
Кто и где занимается наукой? (Слайд 4)
Система научных организация |
Академии | Научно-исследовательские центры (НИИ) | Институты | |
Видео о полезности и вреде атомной энергетики
Рассказ о Манифесте Рассела — Эйнштейна» — антивоенное воззвание, написанное группой известных учёных в 1955 году. Оно положило начало Пагуошскому движению учёных, выступающих за мир, за разоружение, международную безопасность, за предотвращение мировой ядерной войны и научное сотрудничество. (СЛАЙД 5,6)
Читаем манифест по цепочке.
Фрагмент из Манифеста Рассела - Эйнштейна,
9.07. 1955 г., Лондон:
«...Мы авторитетно заявляем, что сейчас может быть изготовлена бомба в 2500 раз более мощная, чем та, которая уничтожила Хиросиму. Такая бомба, если она будет взорвана над землёй или под водой, посылает в верхние слои атмосферы радиоактивные частицы. Они постепенно опускаются и достигают поверхности земли в виде смертоносной радиоактивной пыли или дождя... Никто не знает, как далеко могут распространяться такие смертоносные радиоактивные частицы. Но самые большие специалисты единодушно
утверждают, что война с применением водородных бомб вполне может уничтожить род человеческий...
Многие видные учёные и авторитеты в области военной стратегии не раз предупреждали об опасности... Мы убедились в том, что точка зрения специалистов на эту проблему не зависит в какой-либо степени от их политических взглядов. Она зависит только от степени знаний специалистов...
РЕЗОЛЮЦИЯ:
В связи с тем, что в будущей мировой войне будет непременно использовано ядерное оружие и поскольку это оружие угрожает существованию рода человеческого, мы настаиваем, чтобы правительства всех стран поняли и публично заявили, что споры между государствами не могут быть разрешены в результате развязывания мировой войны. Мы требуем, чтобы они находили мирные средства разрешения всех спорных вопросов».
(Манифест подписан одиннадцатью всемирно известными учёными, в том числе Бертраном Расселом и Альбертом Эйнштейном.)
В чем заключаются нравственные принципы труда учёного? Выводы формулируют ученики самостоятельно
• Скрупулёзное следование истине, честность перед самим собой и своими коллегами.
• Проблема последствий их работы (некоторые изобретения приносят вред человечеству).
Запись в рабочий лист (добросовестность ученого)
Добросовестность ученого:
Тщательное продумывание и точное проведение всех этапов исследований
Доказательность новых научных знаний
Научная честность и объективность (критика собственных идей0
Открытость результатов исследований
4. Функции науки
Работа в рабочих листах и учебнике – все ученики
После к доске приглашаются по одному ученики, которые выбирают функции науки из предложенных и поясняют их.
Рассмотрите фотографию. Какая отрасль научного знания может быть проиллюстрирована с помощью данной фотографии? (Дайте наиболее общее название.) Используя учебник на стр.37 назовите функции науки в современном обществе и кратко поясните каждую из них.
СЛАЙД 7
После к доске приглашаются по одному ученики, которые выбирают функции науки из предложенных и поясняют их.
1. Производственная - внедрение инноваций в производственной отрасли
2. Прогностическая - составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира
3. Мировоззренческая -построение целостной системы взглядов на мир и место человека в нем
4. Познавательная - постижение мира, открытие законов и закономерностей, объяснение явлений и процессов
5. Поиск путей преодоления глобальных проблем
6. Социальная – наука приносит пользу обществу
3. Закрепление изученного материала –СЛАЙД 8,9,10
Задание 1 - ответ 1
Что отличает науку от других областей (форм) духовной культуры?
1) получение объективных знаний о природе и обществе
2) вера в существование сверхъестественных сил
3) многообразие художественных стилей
4) формирование представлений о прекрасном
Задание 2 – ответ 3
Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
A Наука систематизирует знания об окружающем мире.
Б Наука помогает обществу в решении глобальных проблем
1) Верно только А 2) Верно только Б
3) Верны оба суждения 4) Оба суждения не верны
Задание 3 – ответ 3
К особенностям научного знания относится
1) Очевидность содержания для каждого 2) Нацеленность на практический результат
3) Объективность 4) Соответствие цели средствам познания
4. Информация о домашнем задании – СЛАЙД 11
№ | отрасль науки | Ф.И.О. учёного | достижения, за которые они были удостоены награды |
1 | математика | | |
2 | физика | | |
3 | литература | | |
4 | физиология | | |
5 | медицина | | |
6 | экономика | | |
Предлагаю учащимся выбрать окончания фраз:
Сегодня я узнал….
Было трудно…
Я понял, что…
Меня удивило…
Спасибо за работу на уроке!
Рабочий лист
1. Наука -
2. Особенности науки
1.
2.
3.
4.
5.
3. Добросовестность ученого:
-
-
-
-
4. Функции науки
Рассмотрите фотографию. Какая отрасль научного знания может быть проиллюстрирована с помощью данной фотографии? (Дайте наиболее общее название.) Используя учебник на стр.37 назовите функции науки в современном обществе и кратко поясните каждую из них.
1. Ответ на первый вопрос-
2. Ответ на второй вопрос:
-
-
-
-
-
-
Информация о домашнем задании.
№ | отрасль науки | Ф.И.О. учёного | достижения, за которые они были удостоены награды |
1 | математика | | |
2 | физика | | |
3 | литература | | |
4 | физиология | | |
5 | медицина | | |
6 | экономика | | |
НАКОПИТЕЛЬНАЯ | РЕПРОДУКТИВНАЯ |
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ | СОЦИАЛЬНАЯ |
КУЛЬТУРНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ | ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ |
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ | КУЛЬТУРНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ |
РЕГУЛИРУЮЩАЯ | ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ |
КОМПЕНСАТОРНАЯ | РЕКРЕАЦИОННАЯ |