СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по теме Основания.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме Основания

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по теме Основания.»

Тема: Основания: состав, классификация, номенклатура


Цель: актуализировать знания учащихся о классификации простых и сложных веществ, строении атома и определения степени окисления,

сформировать у учащихся представление об основаниях как отдельном классе неорганических веществ, свойства которого определяются наличием гидросид-иона,

умения строить формулы оснований по названиям и называть основания по формулам,

классифицировать основания, проводить качественные реакции на них.

Задачи:

Образовательные


  1. Раскрыть взаимосвязь между строением элементов и свойствами простых и сложных веществ посредством периодической системы элементов и электронной теорией строения атома.

  2. Определять причинно- следственные связи при сравнении свойств простых и сложных веществ.

  3. Способствовать развитию практических умений при работе с химическим оборудованием и реактивами по определению свойств оснований.

  4. Определить особенности строения и свойств оснований, связанных с гидроксид-ионом.

  5. Продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий и самоконтроля.

Развивающие


  1. Установить взаимосвязь между составом строением и свойствами : простого вещества, оксидами, основаниями.

  2. Включить учащихся в активный познавательный процесс, предоставляя возможность выбора действия на уроке:

  3. Активизировать деятельность учащихся, используя практические задания разной степени трудности, лабораторные опыты.

  4. Установить причинно- следственные связи, обобщить, анализировать полученные результаты деятельности.

  5. Развивать самостоятельность учащихся, используя проблемные ситуации.

  6. Способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке через применение медиапрезентаций.


Воспитательные


  1. Развивать умение работать в парах , считаться с мнением всей группы и отстаивать своё корректно.

  2. Показать необходимость применять полученные знания для безопасной работы с основаниями в жизни


Тип урока: Открытия новых знаний.

Оборудование: штативы, пробирки.

Реактивы: гидроксид натрия, гидроксид меди, фенолфталеин, вода.


Ход урока.

1.Организационный момент

1 Актуализация знаний.

Запись на доске( проекторе):

1задание.

На сколько групп и по каким признакам можно разделить веществ , формулы которых приведены выше?

Na2O ; MgO ; NaOH; О2 ; КОН;


Al2 O3 ; Ca(OH)2 ; СаO; Аl; N2


Al( OH)3 ; S ; СО2 ; SO3 ; Ca; Na


2 задание.

Установление причинно- следственных связей.


Вставьте пропущенный фрагмент.


Na ------ Х----- NaOH


Ca ------ CaO ------ Х


Х ------ Al2 O3 ----- Х


Существует связь между простыми веществами и сложными?

Каких веществ мы ещё не знаем?


Определение темы урока учащимися.


Основания. Определение, состав номенклатура и классификация.

II Этап уяснения знаний


Определить : почему у оснований разное количество групп -ОН? Дайте обоснованный ответ.


NaОH Ca ( OH)2 Al ( OH)3

- Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и гидроксид- ионов.


Определите степени окисления каждого элемента в формуле гидроксид- иона

Гидроксид- ион имеет суммарный заряд:

( О-2 Н+1 )- или ОН-


Выведем общую формулу оснований?


Ме+n ( ОН)n

III Этап отработки умений и навыков.

Составьте формулы оснований элементов под номерами:


3, 12, 30, 26,19 и 11

Проанализируйте составленные формулы оснований : по общей формуле, по степени окисления металла.


Номенклатура оснований.


Дайте название основаниям, учитывая степень окисления металла

КОН; Fe( ОН)2; Fe (OH)3; Сu (OH)2; Ва( ОН)2 ; СuОH Ca ( OH)2 ; Al( OH)3;

Определите группы оснований по различным признакам ( см. 5 задание)

1) по количеству групп -ОН

- однокислотные

-двухкислотные

-трёхкислотные


Определите растворимость оснований двумя способами:

    1. лабораторным

Для этого проведите лабораторный опыт.

Правила техники безопасности:

Что делать, если попала на руки щёлочь?

Практическое задание №1

-прибавьте в первую пробирку к таблетке NаОН 5-10 мл воды ;

- прибавьте во вторую пробирку к Сu(ОН)2 ( голубое вещество) 5-10 мл воды .

Что произошло?

Вывод:

Как без опыта узнать растворимое основание или нет?

    1. По таблице растворимости.

Знакомство с таблицей растворимости. Приведите по два примера растворимых оснований и нерастворимых.

Практическое задание №2

Как узнать в какой пробирке щелочь?

- прилейте в пробирку №1 со щелочью и №2 с водой по нескольку капель фенолфталеина.

Что произошло?

Результаты опыта оформите в таблицу:

Что делали?

Что наблюдали?

Вывод

















IV Этап Закрепление.

Учащиеся называют третий лишний и объясняют почему.

Игра « Третий лишний»

Na OH; КОН; СаО.


Na OH; КОН; Ва ( OH)2


Сu(OH)2; Fe(OH)3; Fe (OH)2;


Na OH; Сu(OH)2; Fe (OH)2.

Na OH; Fe (OH)2; КОН


Рефлексия:

Рефлексия- это размышление о происходящем в своём сознании



Домашнее задание

П.16, упр.2 письменно,

Проект «Применение оснований»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!