Конспект открытого урока по теме "Разделительный мягкий знак"
ТЕМА УРОКА: " Разделительный мягкий знак".
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели: познакомить учащихся с написанием разделительного мягкого знака; дать понятие мягкого знака как разделительного, научить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике; развивать группу УУД:
личностных – самооценка на основе критерия успешности и трудности;
регулятивных – планирование последовательности деятельности, фиксирование индивидуального затруднения, контроль, коррекция и оценка;
познавательных – целеполагание, анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение цепочки логических рассуждений;
коммуникативных – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего решения.
ХОД УРОКА:
Организационный момент
Быстренько проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”!
2.Мотивация к деятельности.
Ребята! Я хочу узнать с каким настроением вы пришли на урок?
Покажите! (показывают смайлики)
С таким настроением у нас все получится!
Проверили посадку, положение тетради.
Открываем тетради, записываем число, кл. работа.
Минута чистописания
Ья, ью
Ья- начинаем писать от верхней линии РС: ведём вниз короткую наклонную линию, чуть не дойдя до нижней линии РС;
- закругляем вправо, касаясь нижней линии РС, ведём вверх и пишем маленький овал, поворачивая к первому элементу (высота овала – до середины РС). состоит из трёх элементов)
- (первый элемент) начинаем писать чуть выше нижней линии РС: закругляем, доводим до нижней линии РС, затем ведём вверх, отклоняя черту вправо и почти доводим до верхней линии РС;
- (второй элемент) уходим вверх влево и пишем маленький овал, вернувшись к точке начала его написания (высота овала – до середины РС) и поднимаемся к верхней линии РС, касаясь её;
- (третий элемент) пишем короткую наклонную палочку с закруглением внизу вправо: сначала ведём по написанному элементу, а потом следим за тем, чтобы между первым и третьим элементами образовался уголок (с середины РС).
Ью- начинаем писать от верхней линии РС: ведём вниз короткую наклонную линию, чуть не дойдя до нижней линии РС;
- закругляем вправо, касаясь нижней линии РС, ведём вверх и пишем маленький овал, поворачивая к первому элементу (высота овала – до середины РС). начинаем писать с верхней линии РС: пишем короткую наклонную линию до нижней линии РС;
- возвращаемся по написанному до середины, останавливаемся и пишем «перекладинку» (чуть провисшую линию);
- пишем овал, касаясь нижней и верхней линий РС.
3. Актуализация знаний.
Измените слова так, чтобы они обозначали несколько предметов или животных, и запишите их
Брат, соловей, ручей, звено.
Из данных слов составьте предложения по схемам и запишите их. Подчеркните в словах разделительный мягкий знак.
Ночью, мороз, ударил, первый.
( Когда? Какой?)
Волчьи, заметили, на снегу, ребята, следы.
( Где? Чьи? Что?)
Взаимопроверка.
Кто справился без ошибок? У кого 2 ошибки?3- ошибки?
Составьте с новым словарным словом предложение.
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ КОМПЬЮТЕР ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ.
-выделите грамматическую основу
-сколько грамматических основ получилось в нашем предложении?
-Как называется предложение, в котором только одна грамматическая основа? (простое)
-Какое это распространенное или нераспространенное предложение? (распространенное). Докажите, что это распространенное предложение. (т.к. здесь есть второстепенные члены).
-Какую роль они играют? (они поясняют главные члены)
-Ребята, у нас сегодня гость, слушайте внимательно, он подскажет вам тему сегодняшнего урока).
Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник – отгадай,
Выше руку поднимай.
Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква - … (мягкий знак)
-Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (мягкий знак). Но какой мягкий знак – это вам надо определить.
4. Определение темы и целей урока.
-Посмотрите на слово компьютер. Где вы видите ь? Какие буквы он разделяет? Значит, какую работу выполняет этот ь? Как же его правильно назвать: разделительный или смягчающий?
-Да, друзья мои, мы сегодня будем говорить именно о разделительном мягком знаке) (на доске открываю тему урока).
- А что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке по этой теме?
(Где в словах пишется мягкий знак? Для чего мягкий знак нужен? Какие функции мягкий знак выполняет? А я бы хотел узнать, как появился мягкий знак?)
5. Открытие нового знания.
-Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в прошлое и сразу разрешим одну из целей урока, а в этом нам поможет Научный эксперт нашего класса: листает сама
Сколько букв в русском алфавите? (33)
В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.
В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь знак (графически он не отличались от современного Ь), но назывался по-другому.
Буква Ь употреблялась чаще всего для смягчения согласного: купець (в современном языке звук Ц всегда твёрдый).
В современном русском алфавите буква ь выглядят так же,
как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться он стал по-другому. его функция несколько изменились…
- Познавательно было, ребята, узнали что - то новое? Сейчас вам предлагаю поработать в группе. Ваше задание: Найдите слова с разделительным мягким знаком, списать их, подчеркнуть ь.
Листья, парк, жёлуди, старый, ружьё, льют, собака, шерсть, вьюга, платье, ведро, ручьи, метель.
-Что вы можете сказать, посмотрев на эти слова, когда пишется разделительный мягкий знак? 1 вариант сделает морфологический разбор слова вьюга, а второй вариант – льют. Какой вывод сделаете? Чему вы научились, выполняя этот вид работы?
-Давайте обратимся к учебнику и убедимся, правильный ли вывод сделали? познакомимся с правилом. Стр. 68. (Читает ученик правило)
- И так, на что нужно обратить внимание? (пишется мягкий знак в корне между согласным и гласным звуками).
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Дружно вытянули шеи
И, как гуси, зашипели.
Пошипели, помолчали
И, как зайки, поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
6.Закрепление нового.
перейдем к выполнению упражнения. (Посмотрите глазками)
Упражнение.
- Найдите ребята слова с разделительным мягким знаком
(ком/пью/тер, о/бе/зья/на, ва/ре/нье, вью/га) выписываем в первый столбик у доски записывает
- Во второй столбик выпишем слова с мягким знаком показателем мягкости ( ма/лень/кий, ап/рель/ский, день)
- Посмотрите на слова второго столбика
-что вы сможете сказать о соотношении количества букв и звуков (букв больше, чем звуков)
- что вы сможете сказать о соотношении количества букв и звуков в первом столбике
( букв больше чем звуков)мягкий знак звука не дает, а вот гласный дает два звука и занимает его место)
-Молодцы
8.Рефлексия.
-У меня для вас тест, на закрепление, поработать с ним, вам нужно самостоятельно на листочках.
Распределите слова в два столбика:
С мягким знаком – показателем мягкости.
С разделительным мягким знаком.
Деньки, льёт, вьюга, пальто, медведь, листья, колокольчик, безделье.
Разгадайте кроссворд.
Снежная буря
Домик для пчёл.
Мать, отец и дети.
Животное, по строению тела наиболее близкое к человеку.
Ягоды, сваренные в сахаре.
- Умнички!
-В начале нашей с вами работы, мы определили цели урока.
-Мы с ними справились?
- Давайте еще раз прочитаем правило в учебнике!
-Оцените работу на уроке. Ребята, нарисуйте у себя в тетрадях такую шкалу знаний. Отметьте знаком «+», где находятся ваши знания: если вам нужна помощь, то поставьте знак «+» внизу. Если вам всё понятно, то отметьте вверху. Если не очень, то посередине.
-Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
На дом
Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Только вот напоследок хочу задать вопрос, посмотрите друг на друга, в чьих именах нашего класса есть разделительный мягкий знак? Не забудем его писать в именах собственных?
СПАСИБО ЗА УРОК!