СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока "Полные и краткие причастия"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока "Полные и краткие причастия"»

Технологическая карта урока в 7 классе

Открытый урок русского языка

Тип урока: урок открытия новых знаний

Класс: 7

Тема урока: «Полные и краткие причастия»

Цели и задачи урока:

1. Образовательные.

• познакомить обучающихся с краткой формой страдательных причастий,

• познакомить с правописанием суффиксов кратких страдательных причастий,

• познакомить с синтаксической ролью кратких причастий,

• формировать умение образовывать краткую форму причастий,

• формировать умение отличать краткие причастия от кратких прилагательных,

• формировать правильное произношение полных и кратких причастий.

2. Развивающие:

• стимулировать познавательный интерес обучающихся,

• развивать орфографическую зоркость,

• развивать внимание, память, логическое мышление,

• способствовать развитию речевых навыков обучающихся.

3. Воспитательные:

• вызвать интерес к урокам русского языка,

• повышать культуру устной речи обучающихся,

Оборудование:учебник,орфоэпический словарь, компьютер, мультимедийный проектор, экран, программные средства,задания для работы по группам,программные средства MicrosoftPowerPoint( презентация).


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Создает эмоциональный настрой, проверяет готовность уч-ся к работе.

- Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости! За окном морозно и холодно, а у нас в классе тепло и уютно. Я надеюсь, у всех хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

И проверьте-ка, друзья,

Все ль на месте,

Все ль в порядке –

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Запишите число, классная работа. И оставьте одну строчку под тему урока.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоциональное включение в урок. Организуют рабочее место. Настраиваются на совместную деятельность.


2.Повторение изученного.


- Какую тему мы с вами изучаем на протяжении нескольких уроков? (Причастие) А что такое причастие? На какие две группы делятся причастия?

- И сегодня мы продолжим узнавать новое об этой форме глагола. Но чтобы узнать новое, надо повторить изученное.

Мозговой штурм

Слайд 2 («Да – нет»)

  1. Причастие обозначает признак предмета. (да)

  2. Причастие обозначает действие предмета. (Нет)

  3. Причастие обозначает признак предмета по действию. (да)

  4. Причастие имеет свойства не только глагола, но и прилагательного. (да)

  5. Причастие изменяется по родам, числам и падежам.(да)

  6. У причастий есть форма будущего времени. (Нет)

  7. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.( да)

  8. Причастный оборот выделяется запятыми, если определяемое

слово стоит впереди. (да)


Сейчас мы с вами повторили изученный материал о причастие.



Слушание и выполнение задания.

3.Актуализация знаний, постановка учебных задач.

- Чтобы определить тему сегодняшнего урока, проведем небольшую синтаксическую разминку.


  1. Из предложения Желаю вам на уроке больше полных ответов возьмите определение и поставьте его в И.п. (полные)


  1. Из предложения И пусть краткие высказывания будут уместными .возьмите союз и определение (и краткие)


  1. Из предложения Страдательные причастия мы пишем без ошибок возьмите определение и дополнение (Страдательные причастия)


- Какое предложение у вас получилось? (Полные и краткие страдательные причастия)

- Запишем тему урока.

- Поставьте перед собой цель. Закрепить навыки образования и правописания полных и кратких причастий. Как мы будем достигать цели? Сформулируйте задачи урока.

ЗАДАЧИ для учащихся

1) как образуются?
2) на какие вопросы отвечают?
3) чем являются в предложении?



Учащиеся, выполнявшие задания, отчитываются, объясняют свой выбор, отвечают на вопросы, формулируют выводы из наблюдений, знакомят с конечным результатом своей работы.

Совместное целеполагание.Учащиеся класса слушают, отвечают на вопросы, делают выводы, высказывают свое мнение называют цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.

Совместное исследование проблемы.

-Вспомните и скажите, какая часть речи может иметь полную и краткую формы? (имя прилагательное).

- Приведите примеры (хороший –хорош, красивый- красив, умный –умен)

- Все ли прилагательные имеют краткую форму?

Тихая (погода) - (какова?) тиха;

Волчий (хвост) - (каков?)………;

Темная (ночь) – (какова?) темна;

Деревянный (стул) – (каков?) ……..

- Какой мы можем сделать вывод? (,что только качественные прилагательные могут образовывать краткую форму.)

-Ребята, причастия подобно прилагательным тоже могут иметь полную и краткую форму.

Краткое причастие образуется от полных страдательных причастий настоящего и прошедшего времени путем усечения окончания (либо части основы и окончания), в основном с помощью суффиксов "н" и "т"

Созданный – создан,

Услышанный – услышан,


Посмотрите внимательно на доску, попробуйте образовать от полных причастий краткую форму:


Сделанный-

Рассмотренный-

Бегущий-

Смотрящий-

Прочитанный-

Делаем вывод, что краткая форма образуется только от страдательных причастий. (настоящего и будущего времени)




отвечают на вопросы, объясняют свой выбор, выполняют задание письменно



Моделирование. Конструирование нового способа действия.

Теперь мы должны с вами выяснить в чем различия полных и кратких причастий? Сейчас мы с вами побудем в роли ученых, которые проводят очень важные наблюдения . И будете добывать информацию из нашего источника знаний.(учебник).

- У вас на столах лежат уже готовая таблица. Ваша задача заполнить ее данными из учебника.

Работаем в паре.

Отличие страдательных причастий полной и краткой формы.



Полная форма

Краткая форма

Вопрос

Какой? Какая? Какое? Какие?

Каков? Какова? Каково? Каковы?

Морфологические признаки

Род, число, падеж

Число, род

Синтаксическая роль

определение

сказуемое

Суффиксы причастий

-НН-

-Н-


Вывод (делают ученики)

  1. Страдательные причастия подобно прилагательным могут иметь полную и краткую форму.

  2. Полные причастия, как и полные прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам.

  3. Краткие причастия, как и краткие прилагательные, изменяются только по родам и числам.

  4. В предложении полное причастие является определением.

  5. В предложении краткое причастие является сказуемым.

  6. В полной форме страдательных причастий прошедшего времени пишется -НН_.

  7. В

    Каков?

    краткой форме страдательного причастия пишется – Н.

Составление кластера.

Какой?



краткое

сказуемое



причастие

полное

-НН-




Род,число,падеж

Число, род

-Н-



определение



Работают в парах. Заполняют таблицу, используя полученные знания, работают с учебником. Делают вывод.


Развитие умений (первичное применение знаний).Самостоятельная работа.

Организует самостоятельную работу школьников по выполнению отдельных операций с новым учебным материалом, корректирует учебную деятельность учащихся, приглашает к обсуждению учебного материала.

Тест.

Задание #1

Верно ли утверждение: краткую форму в современном русском литературном языке имеют как действительные, так и страдательные причастия?

  1. Да

  2. Нет

Задание #2

Образуйте краткое причастие женского рода от причастия начатый.

Запишите ответ:

Задание #3

Выберите краткие страдательные причастия.

  1. интересна

  2. продана

  3. прочитана


Задание #4

Выберите предложение, в котором сказуемое выражено краткой формой страдательного причастия

  1. О, если бы я был крылат, как тот орѐл, что пьѐт из тучи! (Н. Гумилев).

  2. У Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты (А. Платонов).

  3. Тѐмно-зелѐная гладкая кора розового куста была вся усажена острыми и крепкими шипами (В. Гаршин).

  4. И, как струи пролитого солнца, ровны золотые песчаные дюны (Н. Гумилев)

Задание #5

Краткие страдательные причастия изменяются по...

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

  1. родам

  2. числам

  3. падежам

  4. спряжениям

Задание #6

Каким членом предложения краткое причастие является в данном предложении?

Ночь уснула, дождѐм убаюкана (В. Брюсов)

  1. сказуемым

  2. определением


Задание #7

Выберите правильный вариант ответа.


  1. В предложении краткие формы страдательных причастий обычно являются сказуемыми

  2. Краткие страдательные причастия образуются от глаголов совершенного и несовершенного вида

  3. Краткие формы причастий образуются от полных форм.





Делаем вывод о проделанной работе.


Применяют новые знания, участвуют в обсуждении содержания материала, комментируют ход выполнения учебных действий. Формулируют конечный результат своей работы, выступают перед классом.

Подведение итогов, рефлексия. Домашнее задание.

Предлагает продолжить предложения:

- Сегодня на уроке я узнал(а)…

- Работать мне было…, потому что…

- Помогали мне…

- Больше всего мне понравилось…

- Труднее всего было…

Проводит инструктаж выполнения домашнего задания.

По выбору: упражнение 196 или 198 (задание 2 ), подготовить сообщение по плану стр.144

Осуществляют самооценку. Называют основные понятия нового материала, как они их усвоили, что получилось, что не получилось, почему…















Приложение.

Таблица.

Отличие страдательных причастий полной и краткой формы.


Полная форма

Краткая форма

Вопрос



Морфологические признаки



Синтаксическая роль



Суффиксы причастий












Самостоятельная работа.


Тест.

Задание #1

Верно ли утверждение: краткую форму в современном русском литературном языке имеют как действительные, так и страдательные причастия?

  1. Да

  2. Нет

Задание #2

Образуйте краткое причастие женского рода от причастия начатый.

Запишите ответ:

Задание #3

Выберите краткие страдательные причастия.

  1. интересна

  2. продана

  3. прочитана


Задание #4

Выберите предложение, в котором сказуемое выражено краткой формой страдательного причастия

  1. О, если бы я был крылат, как тот орѐл, что пьѐт из тучи! (Н. Гумилев).

  2. У Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты (А. Платонов).

  3. Тѐмно-зелѐная гладкая кора розового куста была вся усажена острыми и крепкими шипами (В. Гаршин).

  4. И, как струи пролитого солнца, ровны золотые песчаные дюны (Н. Гумилев)

Задание #5

Краткие страдательные причастия изменяются по...

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

  1. родам

  2. числам

  3. падежам

  4. спряжениям

Задание #6

Каким членом предложения краткое причастие является в данном предложении?

Ночь уснула, дождѐм убаюкана (В. Брюсов)

  1. сказуемым

  2. определением



Задание #7

Выберите правильный вариант ответа.


  1. В предложении краткие формы страдательных причастий обычно являются сказуемыми

  2. Краткие страдательные причастия образуются от глаголов совершенного и несовершенного вида

  3. Краткие формы причастий образуются от полных форм.




Карточка №1

От полных причастий образовать и записать форму кратких причастий, объяснить и графически обозначить суффиксы.

Выбранный маршрут

созданная команда

поставленные рекорды

нанесенная травма

согнутое колено

выигранный матч

заполненные трибуны

Карточка № 2

Записать краткие причастия и прилагательные, разделив их на две группы, правильно определяя написание суффиксов.

Дистанция длинна,

награда заслужена,

соревнование намечено,

соперник силен,

движения пластичны,

состязание проведено,

тренировки регулярны.


Карточка № 3

Сделать синтаксически разбор предложения.

- В окно, распахнутое настежь, влетела птица.

- Вся комната янтарным блеском озарена.

- Земля человеком обшарена основательно.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!