Технологическая карта урока в 7 классе
Открытый урок русского языка
Тип урока: урок открытия новых знаний
Класс: 7
Тема урока: «Полные и краткие причастия»
Цели и задачи урока:
1. Образовательные.
• познакомить обучающихся с краткой формой страдательных причастий,
• познакомить с правописанием суффиксов кратких страдательных причастий,
• познакомить с синтаксической ролью кратких причастий,
• формировать умение образовывать краткую форму причастий,
• формировать умение отличать краткие причастия от кратких прилагательных,
• формировать правильное произношение полных и кратких причастий.
2. Развивающие:
• стимулировать познавательный интерес обучающихся,
• развивать орфографическую зоркость,
• развивать внимание, память, логическое мышление,
• способствовать развитию речевых навыков обучающихся.
3. Воспитательные:
• вызвать интерес к урокам русского языка,
• повышать культуру устной речи обучающихся,
Оборудование:учебник,орфоэпический словарь, компьютер, мультимедийный проектор, экран, программные средства,задания для работы по группам,программные средства MicrosoftPowerPoint( презентация).
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | Создает эмоциональный настрой, проверяет готовность уч-ся к работе. - Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости! За окном морозно и холодно, а у нас в классе тепло и уютно. Я надеюсь, у всех хорошее настроение, улыбнитесь друг другу. И проверьте-ка, друзья, Все ль на месте, Все ль в порядке – Ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Запишите число, классная работа. И оставьте одну строчку под тему урока. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоциональное включение в урок. Организуют рабочее место. Настраиваются на совместную деятельность. |
2.Повторение изученного. | - Какую тему мы с вами изучаем на протяжении нескольких уроков? (Причастие) А что такое причастие? На какие две группы делятся причастия? - И сегодня мы продолжим узнавать новое об этой форме глагола. Но чтобы узнать новое, надо повторить изученное. Мозговой штурм Слайд 2 («Да – нет») Причастие обозначает признак предмета. (да) Причастие обозначает действие предмета. (Нет) Причастие обозначает признак предмета по действию. (да) Причастие имеет свойства не только глагола, но и прилагательного. (да) Причастие изменяется по родам, числам и падежам.(да) У причастий есть форма будущего времени. (Нет) Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.( да) Причастный оборот выделяется запятыми, если определяемое слово стоит впереди. (да) Сейчас мы с вами повторили изученный материал о причастие. | Слушание и выполнение задания. |
3.Актуализация знаний, постановка учебных задач. | - Чтобы определить тему сегодняшнего урока, проведем небольшую синтаксическую разминку. Из предложения Желаю вам на уроке больше полных ответов возьмите определение и поставьте его в И.п. (полные) Из предложения И пусть краткие высказывания будут уместными .возьмите союз и определение (и краткие) Из предложения Страдательные причастия мы пишем без ошибок возьмите определение и дополнение (Страдательные причастия) - Какое предложение у вас получилось? (Полные и краткие страдательные причастия) - Запишем тему урока. - Поставьте перед собой цель. Закрепить навыки образования и правописания полных и кратких причастий. Как мы будем достигать цели? Сформулируйте задачи урока. ЗАДАЧИ для учащихся 1) как образуются? 2) на какие вопросы отвечают? 3) чем являются в предложении? | Учащиеся, выполнявшие задания, отчитываются, объясняют свой выбор, отвечают на вопросы, формулируют выводы из наблюдений, знакомят с конечным результатом своей работы. Совместное целеполагание.Учащиеся класса слушают, отвечают на вопросы, делают выводы, высказывают свое мнение называют цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем. |
Совместное исследование проблемы. | -Вспомните и скажите, какая часть речи может иметь полную и краткую формы? (имя прилагательное). - Приведите примеры (хороший –хорош, красивый- красив, умный –умен) - Все ли прилагательные имеют краткую форму? Тихая (погода) - (какова?) тиха; Волчий (хвост) - (каков?)………; Темная (ночь) – (какова?) темна; Деревянный (стул) – (каков?) …….. - Какой мы можем сделать вывод? (,что только качественные прилагательные могут образовывать краткую форму.) -Ребята, причастия подобно прилагательным тоже могут иметь полную и краткую форму. Краткое причастие образуется от полных страдательных причастий настоящего и прошедшего времени путем усечения окончания (либо части основы и окончания), в основном с помощью суффиксов "н" и "т" Созданный – создан, Услышанный – услышан, Посмотрите внимательно на доску, попробуйте образовать от полных причастий краткую форму: Сделанный- Рассмотренный- Бегущий- Смотрящий- Прочитанный- Делаем вывод, что краткая форма образуется только от страдательных причастий. (настоящего и будущего времени) | отвечают на вопросы, объясняют свой выбор, выполняют задание письменно |
Моделирование. Конструирование нового способа действия. | Теперь мы должны с вами выяснить в чем различия полных и кратких причастий? Сейчас мы с вами побудем в роли ученых, которые проводят очень важные наблюдения . И будете добывать информацию из нашего источника знаний.(учебник). - У вас на столах лежат уже готовая таблица. Ваша задача заполнить ее данными из учебника. Работаем в паре. Отличие страдательных причастий полной и краткой формы. | Полная форма | Краткая форма | Вопрос | Какой? Какая? Какое? Какие? | Каков? Какова? Каково? Каковы? | Морфологические признаки | Род, число, падеж | Число, род | Синтаксическая роль | определение | сказуемое | Суффиксы причастий | -НН- | -Н- | Вывод (делают ученики) Страдательные причастия подобно прилагательным могут иметь полную и краткую форму. Полные причастия, как и полные прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. Краткие причастия, как и краткие прилагательные, изменяются только по родам и числам. В предложении полное причастие является определением. В предложении краткое причастие является сказуемым. В полной форме страдательных причастий прошедшего времени пишется -НН_. В Каков? краткой форме страдательного причастия пишется – Н. Составление кластера. Какой? краткое сказуемое причастие полное -НН- Род,число,падеж Число, род -Н- определение | Работают в парах. Заполняют таблицу, используя полученные знания, работают с учебником. Делают вывод. |
Развитие умений (первичное применение знаний).Самостоятельная работа. | Организует самостоятельную работу школьников по выполнению отдельных операций с новым учебным материалом, корректирует учебную деятельность учащихся, приглашает к обсуждению учебного материала. Тест. Задание #1 Верно ли утверждение: краткую форму в современном русском литературном языке имеют как действительные, так и страдательные причастия? Да Нет Задание #2 Образуйте краткое причастие женского рода от причастия начатый. Запишите ответ: Задание #3 Выберите краткие страдательные причастия. интересна продана прочитана Задание #4 Выберите предложение, в котором сказуемое выражено краткой формой страдательного причастия О, если бы я был крылат, как тот орѐл, что пьѐт из тучи! (Н. Гумилев). У Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты (А. Платонов). Тѐмно-зелѐная гладкая кора розового куста была вся усажена острыми и крепкими шипами (В. Гаршин). И, как струи пролитого солнца, ровны золотые песчаные дюны (Н. Гумилев) Задание #5 Краткие страдательные причастия изменяются по... Выберите несколько из 4 вариантов ответа: родам числам падежам спряжениям Задание #6 Каким членом предложения краткое причастие является в данном предложении? Ночь уснула, дождѐм убаюкана (В. Брюсов) сказуемым определением Задание #7 Выберите правильный вариант ответа. В предложении краткие формы страдательных причастий обычно являются сказуемыми Краткие страдательные причастия образуются от глаголов совершенного и несовершенного вида Краткие формы причастий образуются от полных форм. Делаем вывод о проделанной работе. | Применяют новые знания, участвуют в обсуждении содержания материала, комментируют ход выполнения учебных действий. Формулируют конечный результат своей работы, выступают перед классом. |
Подведение итогов, рефлексия. Домашнее задание. | Предлагает продолжить предложения: - Сегодня на уроке я узнал(а)… - Работать мне было…, потому что… - Помогали мне… - Больше всего мне понравилось… - Труднее всего было… Проводит инструктаж выполнения домашнего задания. По выбору: упражнение 196 или 198 (задание 2 ), подготовить сообщение по плану стр.144 | Осуществляют самооценку. Называют основные понятия нового материала, как они их усвоили, что получилось, что не получилось, почему… |
Приложение.
Таблица.
Отличие страдательных причастий полной и краткой формы.
| Полная форма | Краткая форма |
Вопрос | | |
Морфологические признаки | | |
Синтаксическая роль | | |
Суффиксы причастий | | |
Самостоятельная работа.
Тест.
Задание #1
Верно ли утверждение: краткую форму в современном русском литературном языке имеют как действительные, так и страдательные причастия?
Да
Нет
Задание #2
Образуйте краткое причастие женского рода от причастия начатый.
Запишите ответ:
Задание #3
Выберите краткие страдательные причастия.
интересна
продана
прочитана
Задание #4
Выберите предложение, в котором сказуемое выражено краткой формой страдательного причастия
О, если бы я был крылат, как тот орѐл, что пьѐт из тучи! (Н. Гумилев).
У Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты (А. Платонов).
Тѐмно-зелѐная гладкая кора розового куста была вся усажена острыми и крепкими шипами (В. Гаршин).
И, как струи пролитого солнца, ровны золотые песчаные дюны (Н. Гумилев)
Задание #5
Краткие страдательные причастия изменяются по...
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
родам
числам
падежам
спряжениям
Задание #6
Каким членом предложения краткое причастие является в данном предложении?
Ночь уснула, дождѐм убаюкана (В. Брюсов)
сказуемым
определением
Задание #7
Выберите правильный вариант ответа.
В предложении краткие формы страдательных причастий обычно являются сказуемыми
Краткие страдательные причастия образуются от глаголов совершенного и несовершенного вида
Краткие формы причастий образуются от полных форм.
Карточка №1
От полных причастий образовать и записать форму кратких причастий, объяснить и графически обозначить суффиксы.
Выбранный маршрут
созданная команда
поставленные рекорды
нанесенная травма
согнутое колено
выигранный матч
заполненные трибуны
Карточка № 2
Записать краткие причастия и прилагательные, разделив их на две группы, правильно определяя написание суффиксов.
Дистанция длинна,
награда заслужена,
соревнование намечено,
соперник силен,
движения пластичны,
состязание проведено,
тренировки регулярны.
Карточка № 3
Сделать синтаксически разбор предложения.
- В окно, распахнутое настежь, влетела птица.
- Вся комната янтарным блеском озарена.
- Земля человеком обшарена основательно.