Открытый урок
Тема урока: «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении». 9 класс
Дата: 29.09.2017 г.
Цель: решение понятийной базы учащихся за счет включения в неё новых
элементов (сложное предложение) и овладение материала урока на уровне
сознательного воспроизведения, запоминания и применения на практике.
Задачи:
Познакомить с понятием «сложное предложение» и отличительных признаков простого и сложного предложений.
Формировать умение различать простое и сложное предложения, разделять запятой части сложного предложения.
Формировать аналитико-синтетическое мышления, умения обобщать, сравнивать и делать выводы.
Развивать коммуникативные навыки через работу в группе, оценку и самооценку деятельности.
Воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.
Ход урока:
Орг. Момент. ( организация рабочего места и готовности детей к уроку).
Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим наблюдать, сравнивать и анализировать. Попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, вам необходимо выполнить несколько заданий.
Повторение пройденного.
Расшифруйте слово и запишите его в тетрадь.
1 Е | 2 Л | 3 Д |
4 П | 5 О | 6 Ж |
7 Р | 8 И | 9 Н |
Ключ: 4 – 7 – 1 – 3 – 2 – 5 – 6 - 1 – 9 – 8 – 1
П р е д л о ж е н и е
- Слово «предложение» - это ключевое слово нашего урока. Остальные ключевые слова вы должны будете подсказать мне в ходе урока. В этих словах заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть. Я уверена, что каждый из вас сможет сделать для себя маленькое открытие.
- Что вы уже знаете о предложение?
Предложение
слова связаны по смыслу
выражает законченную мысль
п о цели высказывания . с однородными членами
.
по интонации
с союзами без союзов
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- А по интонации?
- Определите по схемам, на какие ещё 2 группы делятся предложения?
- А на какие 2 группы можно разделить предложения с однородными членами?
- Молодцы!
- А сейчас мы поработаем самостоятельно. У вас на партах лежат карточки с предложениями. Вставьте недостающие знаки препинания.
Актуализация знаний (работа в парах).
Ночью месяц сверкает и всё освещает.
Осенью звёзды светят ярко но холодно.
Дети собрали букеты из лимонных и красных и оранжевых листьев.
Белка наелась оглянулась и исчезла.
Небо потемнело и полил сильный дождь.
- Давайте проверим предложения по порядку. Расскажите, какие знаки препинания и почему вы поставили.
№ 1 – между однородными сказуемыми, соединёнными союзом И – запятая не ставится;
№2 – перед союзом НО – ставим запятую;
№ 3 – перед первым союзом И – запятую не ставим, а перед повторяющем союзом И – ставим;
№ 4 – между первым и вторым однородными сказуемыми – ставим запятую, а перед союзом И- нет.
Постановка проблемы.
№5 – могут быть разные варианты ответов. Оцените… А ты как считаешь?
- Интересно, с 1 по 4 предложение у нас с вами было одинаковое мнение, а в 5 предложении ваши мнения разошлись, значит на какой вопрос попытаемся ответить? (Раньше не встречали такого предложения, не знаем, что это за предложение, не знаем нужна ли в этом предложении запятая и где её ставить?)
Поиск решения:
- А как бы вы назвали такое предложение?
- Это ваши догадки, предположения.
- А где можно найти ответ на этот вопрос? (Учебник).
- Откройте учебник на стр. 151 – 152 и прочитайте правило.
- Как же называется предложение, в котором 2 и более грамматические основы?
- Из чего состоит сложное предложение?
- Что ещё интересного вы узнали из этого правила?
- О чём говорится в предложении?(о небе)
- А что о нём говорится?(подчеркнуть первую грамматическую основу)
- Посмотрите внимательно. Ничего больше не замечаете?
- А только ли о небе говорится?( нет, ещё о дожде)
- А что о нём говорится?(подчеркнуть вторую грамматическую основу)
- Назовите 1 простое предложение, 2 простое предложение.
- Что необходимо сделать? (поставить запятую)
Н ебо потемнело, и полил сильный дождь.
Предложение – это было наше первое ключевое слово.
- Какие ещё ключевые слова вы можете подобрать? (простое, сложное предложения, запятая, грамматические основы)
– Какая тема урока сегодня? (Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении.) Дети формулируют с помощью учителя.
Физкультминутка.
Первичное закрепление c проговариванием.
Устное выполнение упр. 438 на стр. 151. (№1, 2, 5)
Самостоятельная работа с проверкой.
Выполнение упр. 440 на стр. 152.
Сверка по эталону. Фиксация «+», «–».
Образец оформления работы на доске:
С пят поляны снеговые, спит безмолвно тёмный лес, только звёзды золотые смотрят ласково с небес.
- Проверьте себя и оцените.
- Сколько же простых предложений в этом сложном предложении?
- Кто допустил ошибки, исправьте и не отчаивайтесь, ведь мы только познакомились
с этим материалом. На следующих уроках будем отрабатывать полученные знания и
у вас обязательно всё получится.
Закрепление и обобщение знаний о предложениях. (работа в группах)
- А сейчас поработаем в группе.
- Возьмите карточку. Прочитайте текст.
- Найдите только сложные предложения, расставьте запятые.
- Обсудите, какие шаги, и в каком порядке надо выполнить, чтобы правильно поставить запятую в предложении.
Я сидел на берегу лесного озера. К воде свисали ветви берёз голубое небо прокололи остроконечные ели. По опавшим листьям прошелестели лёгкие шажки. Я выглянул из шалаша и увидел рябчика.
Проверка с проговаривание.
- С чего начнём?
- Какой следующий шаг? (т.д. до конца алгоритма)
Прочитай предложение.
Найди и подчеркни грамматическую основу (основы)
Сколько в предложении грамматических основ?
Если одна. Если две и больше.
Предложение простое. Предложение сложное
Есть ли однородные члены? Ставь запятую между
частями предложения.
Да Нет
Н ет союза и Есть союз и
Запятую ставь. Запятую не ставь
Итог урока.
- Какую цель ставили? (узнать что – то новое)
- Удалось ли нам сделать открытие?
- А ввиде чего? (алгоритма)
– Какая тема урока была?
– В чём главное отличие простого и сложного предложений?
- Оцените свою работу на уроке, используя нашу памятку.
1. Урок полезен, всё понятно
2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно
3. Ещё придётся потрудиться
4. Да, трудно всё-таки учиться!
Домашнее задание: стр. 153 упр. 442.Ознакомление с заданием.
– Выполнить его верно вам поможет алгоритм на стр. 156.
рифмовка пройденного материала;
составление и оформление на большом листе своего алгоритма по теме: «Сложное предложение. Запятая в сложном предложении».