Конспект коррекционного занятия по развитию речи .
Тема: «Бабочка и муравей».
Цель: - расширять активный словарь детей, обучать пересказыванию, закреплять значение и правильное употребление в речи приставочных глаголов, образованных от глаголов «лететь»(перелететь, взлететь, слететь, влететь) и «ползать» (переползти, вползти, сползти);
-коррекция грамматически правильного строя речи, позволяющего избежать ошибок на письме, памяти, мышления, зрительного восприятия, мелкой моторики рук;
- воспитание наблюдательности, любви к природе, аккуратности в работе.
Оборудование: раздаточный материал для развития мелкой моторики рук(заготовки –контуры бабочек, украшения для бабочек, крючки), серия сюжетных картин «Бабочка и муравей», дидактические карточки.
Ход занятия.
1. Орг. момент. Введение в тему.(слайд №2 )
Загадки.
Погляди на молодцов: веселы и бойки.
Волокут со всех концов материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей-
И спешит на помощь друг: тут народ хороший.
Без работы, хоть убей, жить не может ….(муравей)
Спал цветок и вдруг проснулся-
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел. (бабочка)
1.2 Задание: разложите сюжетные картинки по порядку так, как если бы вы рассказали сказку.
2.- А сейчас я вам расскажу забавную историю.(Рассказ учителя-дефектолога сказки «Бабочка и муравей».)
Жили-были в лесу на одной полянке два друга- бабочка и муравей. Бабочка была хвастливая, а муравей – трудолюбивый. Решили они как-то проверить, кто из них лучше двигается. Бабочка говорит:
- Я могу легко перелететь то большое бревно!
- А я могу его переползти, -отвечает муравей.
Бабочка быстро перелетела бревно .А муравей , хоть и медленно, но переполз бревно.
Бабочка говорит:
- Я легко могу взлететь на тот красивый цветок!
- А я могу на него вползти, - отвечает муравей.
Бабочка быстро взлетела на цветок, а муравей хоть и медленно, но тоже на него вполз.
Бабочка говорит:
- Я могу быстро с цветка слететь!
Муравей отвечает:
- А я могу с него сползти, а чтобы было быстрее, могу даже спрыгнуть с него!.
Бабочка быстро слетела с цветка, а муравей быстро тс него спрыгнул.
Погода начинала портиться. Муравей говорит:
- Я могу легко вползти в этот муравейник и спрятаться от дождя!
Бабочка не могла попасть в муравейник, потому что там были маленькие дверцы, а ее большие крылья мешали в него войти. Бабочка могла влететь только в большое распахнутое окно дома. Она и полетела к дому, где жила добрая семья, которая с удовольствием приняла ее.
Каждый из них – и муравей, и бабочка – хорошо двигаются, и каждый по-своему.
3. - Интересная история? Сейчас я вам буду задавать вопросы , а вы мне давайте полные ответы. Помогут вам слова для справок справа. Вопросы к тексту:
- Какая была бабочка, а какой был муравей? (слайд №3)
-Что друзья решили сделать?
- Что перелетела бабочка и переполз муравей?
- На что взлетела бабочка и вполз муравей? (слайд №4)
- С чего бабочка слетела, а муравей спрыгнул, хотя мог и сползти? (слайд №5)
- Куда муравей вполз и спрятался от дождя? (слайд №6)
- Почему бабочка не могла спрятаться в муравейнике?
- Куда бабочка влетела и спряталась от дождя?
-Кто лучше двигается: бабочка или муравей?
4. – Запомнили историю?
Задание : расскажите ее теперь сами.(слайд № 7).
5.физминутка.
Задание: « Мы с вами стали красавицами-бабочками. Надо выполнять действия по ходу стихотворения».
На большой цветной ковер села эскадрилья-
То раскроет, то закроет, расписные крылья.
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
6. – Чему учит наша история? (не хвастать, быть трудолюбивыми).
Задание: «Подбери признак» (слайд №8)
Муравей (какой?) …. (трудолюбивый, сильный, маленький, черный, быстрый, смелый)
Бабочка (какая?)… (Красивая, пестрая, хвастливая, болтливая)
7 Задание: подбери слово так, чтобы получилось предложение.
А )Перелетел(а). … птица
ученица
пушинка,
мяч,
самолет
Б) Медленно переполз(ла)… Гусеница
Старушка
Поезд
черепаха
В) Взлетела… песня
Чайка
Команда
салфетка
Г) Вполз … удав
Трамвай
Старичок
Автомобиль
жук
Д) Влетел(а) … мама в дом
скворец в скворечник.
пчела в улей.
8.- Наступает Новый год. Чудеса встречаются и пусть наши заветные мечтания порхают и исполняются, а помогут нам в этом волшебные бабочки , которые вы сделаете своими руками. На обратной стороне напишите свои пожелания и повесьте дома на елку.
(практическая работа).
9. – О чем мы сегодня говорили?
- Чему учит сказочная история?
- Вы были сегодня молодцы. Получите оценки вашей работы.(наклейки)
Занятие окончено.