СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи на тему: "Дифференциация звуков C-З"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи на тему: "Дифференциация звуков C-З"»

Открытое коррекционное логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста.

Провела: учитель-логопед Ракитина С.В.

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков [С] и [З].

Цель: формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

- Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков [С] и [З] в слогах, словах, предложениях

- Упражнять в согласовании существительных с числительными

- Упражнять детей в правильном употреблении предлогов В, НА, ПОД, закрепить умение детей составлять предложения с заданными предлогами по картинкам

- Развивать фонематический слух и восприятие

- Развивать умение внятно и отчётливо произносить слоги, слова и предложения

- Обогащать и активизировать словарь детей

- Развивать мелкую моторику рук и координацию речи с движениями

- Развивать логическое мышление, внимание и память

- Учить детей внимательно слушать взрослого и друг друга, правильно отвечать на вопросы

- Создать положительный эмоциональный настрой на занятии

Материалы: мягкие игрушки – заяц и собака, пять снежков (ватные диски) и пять зайчиков, картинки со звуками С-З, листочки с изображением зайца и собаки с обводкой по контуру, карандаши, презентация.

Ход занятия:

- Дети, давайте поздороваемся с гостями и подарим им свои улыбки. А теперь подарите свои улыбки друг другу. Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну звуков. А чтобы туда попасть, мы подойдём к волшебному водопаду. Давайте закроем глазки и окажемся в волшебной стране звуков. ( Провожу каждого ребёнка через «водопад»). Вот мы и попали в страну звуков. А в гости к каким звукам мы с вами попали, вы узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно:

1. Защищать должна я дом.

Всё обнюхаю кругом.

Вас спасать я брошусь в реку,

Первый друг я человеку.

Лаю, если где-то драка,

Потому, что я - … (собака).

Скажите, с какого звука начинается слово Собака? (ответы детей) Правильно!

А вот ещё загадка:

Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами… (заяц).

С какого звука начинается слово Заяц? (ответы детей)



Ребята, в стране каких звуков мы оказались? (ответы детей)

Давайте вместе произнесём звук [С]. Как мы будем его произносить?

- Что у нас происходит с губками? (ответы детей – губы улыбаются).

- А с зубками? (зубы видны, они сближены, но не сомкнуты, между ними небольшая щель, они «заборчиком»).

- Где у нас находится язык? (язык лежит внизу ротовой полости и упирается в нижние зубки).

Верно! Молодцы!

- Как произносится звук [З]? (ответы детей: также как и звук [С], но только добавляется голос).

- Давайте сравним звук [С] и звук [З]. Как мы их слышим? Закроем уши и произнесем эти звуки ( с-с-с – звук тихий или глухой, з-з-з – громкий или звонкий).

А теперь давайте положим руку на горлышко и ещё раз произнесем эти звуки (с-с-с……. з-з-з.. )

Что вы почувствовали? ( звук С – горлышко молчит, звук З – горлышко дрожит).

Правильно! Молодцы!

Ребятки, посмотрите! А вот и Собака с зайчиком нас встречают. Давайте на них посмотрим. Какое у них настроение?(ответы детей: они грустные)

Оказывается, злая волшебница заколдовала звуки [С] и [З] и они пропали. Что надо сделать, чтобы настроение у наших друзей стало весёлым?(ответы детей: надо им помочь вернуть звуки!)

А чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий.

Итак, первое задание.

Ребята, вспомним известные вам песенки-звуки: з-з-з – песня комара, с-с-с – песня водички (так течет из крана вода).

- Давайте договоримся, если вы услышите звук - [З] прогоняйте комара вот так (делаю лёгкие отмахивающие движения кистями рук), а если услышите звук [С] — умывайтесь, не касаясь ладонями лица (показываю).

(Произношу то один, то другой звук: С-З-С-С-З-З).

Артикуляционная разминка.

- Вдохнули воздух и произносим слоги. (Спрашиваю сначала одного ребёнка, а затем произносим все вместе и т.д.)

СА – СО – СУ – СЫ

ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ

- Молодцы, ребята, справились с заданием!

2. Слушайте следующее задание.

- Ребята вы сейчас должны внимательно послушать меня и назвать лишний слог, который не подходит к остальным слогам (Игра «Четвёртый лишний ») (спрашиваю каждого ребёнка)

Са – са – за – са Зы – зы – сы – зы

Со – со – зо – со Зо – зо – со – зо

Су – су – зу– су Зу –зу – су – зу

- Молодцы, вы справились и с этим заданием!

3. Предлагаю вам поиграть. (Игра « Подскажи слог»)

Я буду называть чистоговорку, а вы по очереди называть на какой слог она заканчивается (выполняем третье задание):

Са - са -са - у норы ли ..(са) …… (А теперь ты повтори эту чистоговорку)

Со - со -со - у Вовы коле..(со)

Су - су -су - сова кричит в ле..(су)

Сы - сы - сы - у осы у..(сы)

За-за-за – у Зои есть ко...(за)

Зу – зу –зу- моем зайку мы в та..(зу)

-Вот молодцы! И с этим заданием вы справились!

4. Ребятки, давайте порадуем наших героев – Собаку и Зайца и подарим им картинки для Собаки со звуками [С], а для Зайца со звуками [З]. (Дети раскладывают картинки на столе)

Замечательно!

- А теперь давайте немного отдохнём. Выходите все на ковёр. (Физминутка «Зайчики» под музыкальное сопровождение):

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

(руки возле груди, как лапки у зайцев; прыгают на месте).

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

(прыжки вперед – назад)

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте (шагают)

Два! Руками машут вместе (машут)

Три! Присели, дружно встали (приседают и встают)

Все за ушком почесали (чешут за ушком)

На четыре потянулись (потягиваются)

Пять! Прогнулись и нагнулись (прогибают спинку и наклоняются)

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд (шагаем).

- Вот вы немного и отдохнули. А теперь тихо садитесь на свои места.

5. Следующее задание. Ребята, на столе у вас лежат листочки с изображением зайчика и собаки. Возьмите карандаши и обведите этих животных по контуру.

У нас еще не все колдовство исчезло. Вы готовы продолжать?

6. Ребята, посмотрите все сюда (указываю на дерево в сенсорной комнате). Сколько снежков упало на дерево? Давайте их посчитаем. (Вызываю одного ребёнка, который считает снежки: один снежок, два снежка, три снежка, четыре снежка, пять снежков). Сколько всего снежков? Посмотрите, а кто же здесь сидит? (под дерево поставлено пять зайцев). Теперь кто-нибудь другой посчитает Зайцев (другой ребенок считает зайцев). Сколько их всего? А кого больше: снежков или зайцев? (ответы детей). Ребята, где у нас снежки? (Снежки на дереве). А где зайцы? (Зайцы под деревом).

7. У нас осталось последнее задание. Посмотрите на картинки и составьте предложения (раздаю картинки с предлогами: Роза стоит в вазе. Коза за берёзой. Подсолнухи за забором. Собака под столом. Совы в гнезде. Поросёнок под зонтом.)

Мы с вами выполнили все задания, колдовство злой волшебницы исчезло и звуки [С] и [З] вернулись в свою волшебную страну.

- Посмотрите, а вот и замок в волшебной стране, где живут звуки [З] и [С]. Красивое царство – государство у наших звуков. Над одной крышей замка звенит колокольчик. Значит какой звук здесь живёт? (ответы детей: здесь живет звук [З] – он звонкий). Посмотрите, а над крышей другой части замка колокольчик без звука. Значит, какой здесь живёт звук? (ответы детей: в этом замке живет звук – [С], он глухой).

Дети, выходите все на ковёр.

- Ребята, вы помните какое настроение было у Зайки и Собаки когда злая волшебница заколдовала звуки? (ответы детей: грустные). А теперь какими они стали? (ответы детей: весёлыми). Собака и заяц благодарят вас за помощь.

Вы справились со всеми заданиями, колдовство злой волшебницы исчезло и теперь звуки [С] и [З] вернулись в свою волшебную страну. Ну а нам пора из волшебной страны звуков возвращаться в детский сад. Проходите по очереди через наш волшебный водопад. Вот мы вернулись в детский сад.

Итог занятия.

– Ребята, вам понравилось занятие?

- Каким звукам мы помогали вернуться в свою волшебную страну?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Что было самым трудным?