КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»
Конспект открытого занятия «Желания. Права. Обязанности» (9,10 класс–комплект)
Подготовила Киушкина Любовь Федоровна, воспитатель высшей квалификационной категории
Новоалтайск, 2018 год
Цель занятия: создать условия для закрепления знаний обучающихся, воспитанников о правах и обязанностях. Задачи: - продолжить знакомство с документом «Конвенция ООН о правах ребёнка»; - дать представление о различии между желаниями, правами; о взаимосвязи «прав» и «обязанностей»; - развивать критическое мышление через составление кластера; - следить за внятностью произношения; - воспитывать основы правовой культуры.
Оборудование: презентация, документ «Конвенция ООН о правах ребёнка».
Словарь: желания, права, обязанности; обязанность – это то, что нужно выполнять; Конвенция – это договор, соглашение; в Конвенции 54 статьи, каждая статья - это право; Конституция Российской Федерации – это основной закон нашего государства.
План занятия
Организационный момент.
Речевая зарядка.
Актуализация знаний. (Игра «Волшебный цветок».
Практическая часть занятия (составление кластера). Задание «Подбери пару»
Итог занятия.
Рефлексия.
Слайд 1 (заставка)
Ход занятия
Организационный момент. Сегодня мы с вами вспомним о желаниях, правах. Поговорим о ваших обязанностях. Тема нашего занятия так и называется: «Желания. Права. Обязанности». Старайтесь работать активно, грамотно задавайте вопросы друг другу, отвечайте на вопросы полным ответом.
Речевая зарядка. Безударный звук О
Актуализация знаний. Ребята, для того, чтобы поговорить о желаниях, мы должны с вами вспомнить сказку «Цветик – семицветик».
Слайд 2. - Как звали девочку из сказки? (Девочку звали – Женя). - Кто подарил Жене волшебный цветок? (Цветок подарила бабушка). - Сколько лепестков было у цветка? (У цветка было 7 лепестков). - Что исполнял цветок? (Цветок исполнял «желания»). - Прочитайте все желания, которые просила исполнить Женя. Слайд 3. (Ребята читают на слайде). - Скажите, эти желания все нужно было исполнять? (Ответы детей). (Беседа по каждому желанию). – «Хочу, чтобы Витя был здоров» - это тоже желание? (Нет, это «право»).
Слайд 4. Игра «Волшебный цветок».
- Подумайте, что бы вы сейчас хотели больше всего, отрывайте лепесток и называйте свое желание. (Ребята отрывают лепесток, называют свое желание). - Как правильно назвать эти желания? (Это «просто желания»). - Как вы думаете, без желаний можно прожить? (Ответы). Вывод: без желаний можно прожить. - О чем мы говорили? (Мы говорили о желаниях) – Мы с вами много говорили о «правах» детей. Назовите по - одному праву. (Ребята называют). - Дети имеют право на жизнь. - Ребенок должен воспитываться в семейном окружении или с теми, кто о нем хорошо заботится. – Дети имеют право на медицинскую помощь. – Дети – инвалиды имеют право на особую заботу. - Дети имеют право на отдых. – Дети имеют право на образование.
Слайд 5. «Конвенция ООН о правах детей» – Как называется документ, в котором записаны эти права? («Конвенция ООН о правах детей»). – Молодцы! Мне остается добавить, что в Конвенции 54 статьи. Каждая статья – право. – Какой можно сделать вывод по правам детей? (Наши права – наша защита). - О чем мы говорили? (Мы говорили о правах детей). – Сейчас, поговорим о ваших обязанностях. – Кто скажет, что такое «обязанность»? (Обязанность – это то, что нужно выполнять). – Какие обязанности у вас в школе? (Ответы). – Хорошо учиться. – Соблюдать дисциплину. – Следить за своим внешним видом. – Уважать учителей, воспитателей и других работников школы. – Беречь школьное имущество. – Выполнять режим дня. – Соблюдать технику безопасности. – Какие обязанности у вас дома? – Помогать родителям по дому. – Уважать и любить родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев. – Заботиться о младших сестрах и братьях. – Возвращаться с прогулки до 22.00 часов. – О чем мы говорили? (Мы говорили о наших обязанностях). – Вывод: обязанности нужно выполнять.
Слайд 6
4. Практическая часть занятия. – Переходим к практической части занятия. Будем составлять кластер. Скажите, что такое «Кластер»? (Кластер — это графическая форма обобщения полученных знаний).
Задание «Составь кластер». – На доске расположены надписи: «просто желания», «права» и «обязанности». На столе лежат карточки, где записаны «просто желания», «права» и «обязанности». Каждый из вас выходит к доске, выбирает карточку, читает и решает, к какой графе она относится. (Выполнение задания). - Что вы делали? (Мы разобрали карточки с «желаниями», «правами» и «обязанностями»). – Как сказать по – другому? (Мы составляли кластер). – Вы правильно выполнили задание. Сейчас поговорим о взаимосвязи «прав» и «обязанностей».
Слайд 7. Задание «Подбери пару».
- Например, «Дети имеют право на бесплатное образование». Стрелочкой указываю «обязанность» к этому праву. Скажите, это «право» взаимосвязано с «обязанностью»? (Ответы ребят). - Прошу к доске. (Обучающиеся, воспитанники выполняют задание). – Какой можно сделать вывод? (Права и обязанности взаимосвязаны). – Правильно, государство выполняет ваши права, а вы должны выполнять свои обязанности. Слайд 8.
Итог занятия.
1. О чем мы говорили на занятии? 2. Что вы составляли? 3. Что нового вы узнали?
Слайд 9
Рефлексия. Карточка №29 «Запустите корабль в море Знаний». (Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил).
Слайд 10. «Благодарю за работу на занятии»