СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия "Знаем ли мы себя"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия "Знаем ли мы себя"»

«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора Директор ГКУ СО МО «Непоседы»

Константинова Е.А. Курышова Н.С.













Конспект открытого занятия

«Знаем ли мы себя?»











Подготовила и провела

Воспитатель

Цветкова Ю.В.











2024 год.

Цели: расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении;

Задачи:

-формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой;

-способствовать формированию адекватной самооценки;

-побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Оборудование: листы бумаги, ручки, анкеты для самохарактеристики.

Оформление:

  • таблица "Самооценка".

  • Правила самооценки:

  • Правила «Как правильно оценить себя?»

  • Таблица «Цели. Принципы. Идеалы»



Ход:

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.

Публий Сир.

I. Вступительное слово "Знаем ли мы себя?"

Слайд 1. Придет время, вы окончите школу, и вам придется выбирать свой дальнейший путь. Среди десятков и сотен, принимаемых человеком решений, ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том по какой дороге пойти, кем быть, какой путь выбрать. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. Вы многому научились и научитесь в школе, но далеко не каждый из вас может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.

II. Интерактивная беседа по теме "Зачем нужна самооценка?"

Слайд 2. Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: "Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя". Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают.)

«Все силы человека должны быть направлены на то, чтобы с каждым часом становиться лучше, чем есть» говорил Лев Толстой. Как вы думаете: становиться лучше – это трудно? И зачем становиться лучше? (Дети отвечают.)

Что может человек узнать о себе?

Примерные ответы детей:

  1. Свои физические возможности, состояние здоровья.

  2. Свои таланты, способности (умственные, творческие).

  3. Свой характер, темперамент, волю.

  4. Свои вкусы, привычки.

  5. Свои сильные и слабые стороны.

Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?

Примерные ответы детей:

  1. Узнать призвание, выбрать профессию.

  2. Избежать ошибок и разочарований.

  3. Правильно вести себя с окружающими.

  4. Не браться за невыполнимые дела.

  5. Правильно определить цель в жизни.

Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

III. Работа в группах по теме "Определение уровня самооценки"

А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? Слайд 3.

Я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить их в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах. Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Дополнительное условие - обосновать свой выбор.

(В течение 3-5 минут дети работают.)

Время истекло, слушаем мнения групп и приклеиваем признаки в таблицу.

(Дети поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор)

Записи на листках

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

Педагог. Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)

- Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить "нет" и т. п.)

- Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)

IV. Проблемная ситуация "Как себя оценить? "

Существуют определенные правила адекватной самооценки. Давайте обсудим каждое из них.

Как правильно оценить себя?

1. Судите о себе по делам.

2. Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.

3. Тот, кто вас критикует - ваш друг.

4. Критикует один - задумайтесь.

Критикуют два - проанализируйте свое поведение.

Критикуют три - переделывайте себя.

  1. Строго относитесь к себе и мягко - к другим.

(Дети объясняют каждое правило)

Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает).

Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам, Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами "Как оценить себя?". Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?

Примерные ответы детей:

- Судила о себе по мнению мамы и бабушки.

- Учебные неудачи объясняла придирками учителей.

- Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми.

- Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.

- Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.

- Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках.

- Ставила себе нереальные цели.

Что вы посоветуете Наташе? (ответы детей)

V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы

Цели:

Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями. Жизненные цели - что это такое? (Это мечта, то, к чему человек стремится.)

Зачем нужно ставить перед собой цели? (Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни.)

Сколько целей может быть у человека?

Какие же бывают цели в жизни? (Могут быть краткосрочные, долгосрочные цели. Запись в таблицу целей)

Примерные ответы:

- Богатство, слава, власть.

- Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.

- Быть просто хорошим человеком, любить людей.

- Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.

- Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.

- Принести пользу людям, жить для людей.

- Найти свою любовь.

- Жить для удовольствия, наслаждения.

- Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.

- Жить для Бога. Не грешить, бороться со своими страстями.

Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и, в конце концов, его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни? (Дети отвечают)

Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.

Принципы.

Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы - это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей. Давайте их вспомним. (Дети поднимают руки, отвечают. Запись в таблицу) Слайд 4.

Есть люди, которые руководствуются другими принципами, например: "Человек человеку - волк" (закон джунглей) "Не верь, не бойся, не проси" (тюремный закон), "Бери от жизни все!", "Умейте прощать", "После нас - хоть потоп!", "Помни про закон бумеранга", "Не подстраивайтесь под других людей", "Будьте верным себе при любых обстоятельствах", "Не откладывай на завтра, то, что можно сделать сегодня" и т. п. Какие еще вы знаете принципы? (Высказывания детей. Запись правильных принципов в таблицу)

Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов? Дети дают ответы.

В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство - веры, Родины или друзей, ведь изменить своим принципам - значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе. Можете ли вы привести примеры? (Высказывания детей.) Слайды 5-9.

Идеалы.

Скажите, пожалуйста, что такое идеал, идеал человека в вашем понимании? (ответы детей)

Идеал - совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания. Какие качества вы бы поставили на первое место? Слайд 10.

Идеал мужчины: привлекательность, верность, мужественность, мастеровитость, деликатность, понимание.

Идеал женщины: обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.

Идеал гражданина: коллективизм патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.

Идеал работника: профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, самосовершенствованию.

Молодцы, вы правильно оценили и расставили качества.

VI. Составление самохарактеристики.

Давайте теперь посмотрим, сможете ли вы составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты.

Анкета "Самохарактеристика"

  1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?)

  2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)

3.Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)

  1. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)

5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?)

Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке. (Желающие сдают анкеты.)

VII. Игра "Маска, я тебя знаю! "

С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики. Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя? (Дети высказываются.)

VIII. Заключительное слово

Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Что дало вам сегодняшнее занятие? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?

Спасибо всем за внимание.























Анкета "Самохарактеристика"

    1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?)





    1. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)





    1. Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)







    1. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)





5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?)













Анкета "Самохарактеристика"

1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?)







2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)







3. Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)







4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)







5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?)













Анкета "Самохарактеристика"

    1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?)





    1. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)





    1. Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)







    1. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)





5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?)













Анкета "Самохарактеристика"

  1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?)







  1. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)







  1. Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)









  1. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)







5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?)







Анкета "Самохарактеристика"

  1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?)







  1. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)







  1. Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)









  1. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)







  1. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?)





Анкета "Самохарактеристика"

1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?)







2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)







3. Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)







4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)







5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?)













Анкета "Самохарактеристика"

1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?)







2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)







3. Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)









4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)









5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?)











Анкета "Самохарактеристика"

1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?)







2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)







3. Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)









4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)









5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?)











Анкета "Самохарактеристика"

1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?)







2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)









3. Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)









4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)









5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?)





Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.

Публий Сир.



Уверенность

в себе

Вспыльчивость

Скромность

Трусливость



Высокомерие



Нахальство

Обидчивость

Чувство собственного достоинства



Пассивность



Уравновешенность

Самоуверенность

Внушаемость









САМООЦЕНКА

ЗАВЫШЕННАЯ

ЗАНИЖЕННАЯ

ОБЪЕКТИВНАЯ









Как правильно оценить себя?

1.Судите о себе по делам.

2.Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.

3.Тот, кто вас критикует - ваш друг.

4.Критикует один - задумайтесь.

Критикуют два - проанализируйте свое поведение.

Критикуют три - переделывайте себя.

5.Строго относитесь к себе и мягко - к другим.



ИДЕАЛЫ

ПРИНЦИПЫ

ЦЕЛИ

ДОЛГОСРОЧНЫЕ



КРАТКОСРОЧНЫЕ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!