СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урок по окружающему миру по теме "Планеты Солнечной системы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урок по окружающему миру по теме "Планеты Солнечной системы"»

Конспект урок по окружающему миру по теме

"Планеты Солнечной системы"


Разработала и провела: учитель начальных классов

                                                       Санакоева А.М.




Цель:

Дать представление о планетах Солнечной системы.

Создать условия для развития памяти, внимания, логического

мышления.

Побудить интерес к познанию окружающего мира.

Воспитывать чувство патриотизма.









Ход урока


1. Организационный момент

(Звучит космическая музыка)

Сегодня нас с вами ждет очень интересный урок. А чтобы он стал интересным нам всем нужно хорошее настроение. А кто же знает самый лучший рецепт хорошего настроения?

Конечно же, самый лучший рецепт хорошего настроения – это улыбка.


На части не делится солнце лучистое,

И вечную Землю нельзя разделить,

Но искорку счастья – луча серебристого,

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.


- Улыбнитесь друг другу и подарите кусочек хорошего настроения! И пусть оно сопровождает нас весь урок.


2.Актуализация знаний обучающихся.


Повторение изученного материала

- Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? 


Бесконечное пространство, которое окружает нашу землю

называется? (космос)

Огромные, раскалённые светящиеся шары? (звёзды)

Ближайшая к земле звезда? (солнце)

Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за …? (1 год или

365 дней)

Слои воздуха, которые окружают землю называются…?

(атмосфера)

Спутник Земли? (луна)

Солнце и планеты, которые движутся вокруг него,

называются…? (Солнечной Системой)

Наука, которая изучает звёзды, Солнце и планеты? (астрономия)


3. Формирование новых знаний и умений


а) Определение темы, постановка цели урока.


В ночном и черном океане,

Один маяк для разных кораблей;

Он светом путь им освещает,

За эти миллиарды тёмных дней.

Есть те, кто так близки к светилу.

И те, кто всё ещё плывут.

А есть другие, на границе мира,

Которые под сумраком живут.

Но все они, в одном пространстве,

В краю, где вся надежда на маяк.

Ну а в дали, это не странно,

Такие же моря, где рядом свет и мрак.


- Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Какая тема урока нас с вами ожидает? (планеты солнечной системы)

- Правильно! Давайте попробуем вместе сформулировать цель нашего урока. Что же нужно нам будет сделать с солнечной системой? (изучить строение солнечной системы, знать какие планеты входят в неё, представить её)

- Всё это верно! А чтобы было точнее, то цель нашего с вами урока – сформировать представление о планетах солнечной системы. Т.е. познакомиться с ними более подробно.

Мы сегодня космонавты

Все выходим из – за парты.

Начинается разминка:

Руки прячутся за спинку.

А теперь над головой

Мы похлопаем с тобой.

Побежим на космодром

Там в ракету…

Класс, наш – быстрая ракета!

Полетим все на планету:

Руки вверх и разомнём

Кисти рук (дети вращают ими), потом начнём

Разминать свои мы плечи (руки к плечам)

На Плутон лететь далече (круговые движения вперёд, назад)

Ручки в стороны, вперёд,

Разрешаю детям взлёт.

Загудели дружно: «У – у – у» (руки вверх, имитируя взлёт ракеты)

Тихо сели наяву.



б) Работа над темой урока.

Изучение планет

- Ребята, что вы помните о солнечной системе? Давайте немного вспомним что нам известно уже! (повтор предыдущих тем)

- Правильно! Молодцы!



Солнечная система — это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце.



По одной из теорий Солнце образовалось вместе с Солнечной системой около 4,5 миллиардов лет назад в результате взрыва одной или нескольких сверхновых звезд. Изначально Солнечная система представляла собой облако из газа и частиц пыли, которые в движении и под воздействием своей массы образовали диск, в котором возникла новая звезда Солнце и вся наша Солнечная система. В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по орбитам вращаются восемь крупных планет.



- Сейчас нам с вами предстоит исследовать планеты солнечной системы.



«Планеты земной группы»

Планеты, относящиеся к земной группе, - Меркурий, Венера, Земля, Марс – имеют небольшие размеры и массы, средняя плотность этих планет в несколько раз превосходит плотность воды; они медленно вращаются вокруг своих осей; у них мало спутников (у Меркурия и Венеры их вообще нет, у Марса – два крохотных, у Земля - один).









Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Планета получила своё название в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днём на Меркурии жара, а ночью - ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная.



Вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, её ещё называют «утренней звездой». Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Венера окружена толстым слоем облаков, но её атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.

По всей видимости, Земля сформировалась из газопылевого облака, как и другие планеты. Частички газа и пыли сталкиваясь, постепенно "растили" планету. Температура на поверхности достигла 5000 градусов Цельсия. Затем Земля остыла и покрылась твердой каменной корой. Но температура в недрах и по сей день довольно высока – 4500 градусов. Горные породы в недрах расплавлены и при извержении вулканов выливаются на поверхность. Только на земле есть вода. Поэтому тут и существует жизнь. Она расположена сравнительно близко к Солнцу, чтоб получать необходимые тепло и свет, но достаточно далеко, чтоб не сгореть.



Период обращения вокруг Солнца: 365,3 суток.

Диаметр на экваторе: 12756 км.

Период вращения планеты (оборот вокруг оси): 23 часа 56 мин.

Температура поверхности: 22 градуса (средняя).

Атмосфера: в основном азот и кислород.

Число спутников: 1.

Главные спутники планеты: Луна.

Опишите нашу планету: Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.

Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета». А почему она такая голубая? На Земле много воды.

На Земле не только много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубизну.













Четвёртой от Солнца находится планета Марс, названная в честь римского бога войны за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника - ФОБОС и ДЕЙМОС (что в переводе означает СТРАХ и УЖАС - так звали сыновей бога войны). Ночью температура на Марсе опускается до минус 85 градусов.



Следующая от Солнца планета Юпитер - самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников, в атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы.





Сатурн - вторая по величине планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога земледелия. Она окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней

Получила название в честь бога, олицетворявшего небо. Стал первой планетой, открытой с помощью телескопа. 18 спутников. При морозе (-218°С) в верхних слоях присутствует метановая дымка, которая поглощает красные лучи и отражает голубые и зеленые. Отсюда такой красивый аквамариновый цвет.



Назван в честь бога моря. Вначале его местоположение было рассчитано учеными и лишь, затем обнаружен с помощью телескопа в 1846 г. 13 спутников. Атмосфера Нептуна на 98–99% состоит из водорода и гелия.











Расстояние от Солнца примерно 40 а. е., период обращения – 248 лет. У него один спутник – Харон. Плутон – Аид – бог подземного царства, в котором господствует вечный мрак. На планете обнаружена разряженная атмосфера, а поверхность покрыта метановым льдом. Температура летом -228°С.

24 августа 2006 года Плутон потерял статус планеты.

Международный астрономический союз вынес решение о том, какое небесное тело следует считать планетой. Плутон не удовлетворяет требованиям новой формулировки и теряет свой «планетарный статус», в то же время Плутон переходит в новое качество и становится прообразом отдельного класса карликовых планет.











4. Закрепление полученных знаний.

– Мы познакомились с остальными планетами Солнечной системы, которые состоят из чего? Значит, как будут называться такие планеты? Газовыми.

– А теперь вспомните все планеты и сравните: чем они похожи и чем различаются. (Все планеты вращаются вокруг Солнца, имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.) 

– Почему на одних планетах стоит невыносимая жара, а на других – немыслимый холод?

– Значит, какие планеты получают больше тепла от Солнца, а какие меньше?

– А почему планеты светятся?

“Светят планеты не своим, а отражённым солнечным светом. Как зеркала. Некоторые из планет (например, Венеру или Марс) можно заметить ночью, когда они перемещаются по небу на фоне неподвижных звёзд”.

– Как люди изучают космическое пространство? 

Учёные-астрономы изучают планеты с помощью мощных телескопов и автоматических межпланетных станций. Такие станции уже побывали на Луне, Венере и Марсе, а многие планеты они фотографировали с близкого расстояния. Первым человеком, ступившим на лунную поверхность, был американский астронавт Нил Армстронг.

Посмотрев на ночное небо, можно среди звёзд увидеть быстро движущиеся маленькие звёздочки – это искусственные спутники сделаны человеком и запущены в Космос с разными целями: теле- и радиоспутники, метеоспутники, следящие за погодой.





5. Работа в тетради.















Соотнесите слова левого и правого столбиков.

Соедините их линией.



Звезда

Марс
Солнце

Планета

Луна
Венера

Спутник

Полярная
Земля



Тест “Планеты Солнечной системы”

– Выбери верное высказывание:



Вокруг Солнца вращаются планеты. Их ….

а)7;

б) 9;

в) 11



 Плутон – это…

а) самая большая планета Солнечной системы;
б) самая маленькая планета Солнечной системы;
в) планета, равная по величине планете Земля.





Какая планета названа в честь римского бога войны?

а) Плутон;
б) Нептун;
в) Марс;
г) Сатурн.



Есть ли у Земли естественные спутники?

а) есть, один;
б) нет;
в) есть, два.



Относительно Солнца планеты расположены так:

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;
б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.



6. Домашнее задание:

В тетради– нарисовать Солнечную систему.















«Найди планету»

«Расставь планеты по местам»

7. Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока

– Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Пришло время оценить свою работу. Предлагаю вам всем вместе составить картину звёздного неба, но звёздочки у нас будут особенные.

Красная звездочка – если было очень интересно.

Жёлтая звёздочка – были проблемы с выполнением заданий.

Синяя звёздочка – если было не интересно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс