СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир. Презентация и конспект по теме "Планеты Солнечной системы". 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок№2 .Дата:

 

Тема:

Планеты Солнечной системы. Практическая работа №1 по теме «Планеты Солнечной системы». Тест №1 по теме «Мир глазами астронома».

Цель:

познакомить учащихся с планетами Солнечной системы.

Задачи:

  • формировать у учащихся представление о планетах Солнечной системы и их спутниках;
  • систематизировать знания об особенностях движения Земли, причинах смены дня и ночи и времен года.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • давать характеристику Земли, Меркурия и Юпитера. Естественных спутников планет;
  • изучение планет астрономами;
  • особенности движения Земли в космическом пространстве;
  • причины смены дня и ночи и смены времен года.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные:

  • анализировать готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;
  • характеризовать особенности самой маленькой и самой большой планет Солнечной системы;
  • отличать планеты и их спутники;
  • моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси;
  • устанавливать связи между движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи и движением вокруг Солнца и сменой времен года;
  • наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа);
  • извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения;
  • формулировать выводы по изученному материалу.

Коммуникативные:

  • слушать собеседника, вести диалог;
  • признавать возможность существования различных точек зрения;
  • излагать и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

  • владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве.

Ресурсы:

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, видеосюжеты, тесты, теллурий.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.

 

 

 

Звонок прозвенел. Он позвал на урок. Пора! Тишина! К нам наука идёт

 

Просмотр содержимого документа
«Планеты Солнечной системы»

Урок№2 .Дата:


Тема:

Планеты Солнечной системы. Практическая работа №1 по теме «Планеты Солнечной системы». Тест №1 по теме «Мир глазами астронома».

Цель:

познакомить учащихся с планетами Солнечной системы.

Задачи:

  • формировать у учащихся представление о планетах Солнечной системы и их спутниках;

  • систематизировать знания об особенностях движения Земли, причинах смены дня и ночи и времен года.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • давать характеристику Земли, Меркурия и Юпитера. Естественных спутников планет;

  • изучение планет астрономами;

  • особенности движения Земли в космическом пространстве;

  • причины смены дня и ночи и смены времен года.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

  • оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные:

  • анализировать готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

  • характеризовать особенности самой маленькой и самой большой планет Солнечной системы;

  • отличать планеты и их спутники;

  • моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси;

  • устанавливать связи между движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи и движением вокруг Солнца и сменой времен года;

  • наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа);

  • извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения;

  • формулировать выводы по изученному материалу.

Коммуникативные:

  • слушать собеседника, вести диалог;

  • признавать возможность существования различных точек зрения;

  • излагать и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

  • владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве.

Ресурсы:

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, видеосюжеты, тесты, теллурий.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.




Звонок прозвенел. Он позвал на урок.
Пора! Тишина! К нам наука идёт


2.

Мотивация и актуализация опорных знаний.



Учитель включает видеосюжет о Солнце. (слайд)

-Наш репортаж ведется прямо с места событий. ...вы меня слышите?

-Какой вопрос вы бы хотели задать своим оппонентам?




Слайды



-Вы совершенно правы, ведь в прошлый раз мы с вами смотрели репортаж про Солнце и сегодня Вы подготовили сообщения.

-Благодарю за информацию.

-Но в прошлый раз нам рассказали еще и об интересной науке. Какой?

-Какой вопрос вы бы могли задать своему оппоненту на данную тему?


(слайд – анимированное изображение Вселенной)

– А что это перед нами?

(слайд УБРАТЬ ЗВУК– анимированное изображение Солнечной системы)

-А что это такое?

-А что такое Солнечная система?


-Спасибо за информацию, а сейчас я предлагаю ее вам зафиксировать в тетрадях «Тесты» на стр. 3-5 (учащимся, у которых нет тетрадей, выдать подготовленные тесты)



Например: О чем был данный сюжет? (…о Солнце)

Чем является Солнце? (…звездой)

Назовите расстояние между Солнцем и Землей. (…150млн км)

Во сколько раз Солнце больше Земли? (…109 раз).

Учащиеся выступают с сообщениями.



…астрономии.

Например: Что такое астрономия? (… - это наука о небесных, или космических телах)


…Вселенная.

…- это весь мир.


…Солнечная система.

…- это Солнце и движущиеся вокруг него планеты.

3.

Целеполагание.



Работа по учебнику стр. 14

-Спасибо. Но, а сейчас к нам в студию прислали срочную информацию, ее расположение на стр. 14 учебника в раздели «Обсудим!».

-Ознакомьтесь, пожалуйста, с данной информацией.

-Кто сможет ее озвучит?

-Прокомментируйте, пожалуйста, как вы ее понимаете.


-Как вы думаете, о чем пойдет речь в сегодняшней нашей программе? (слайд)

-Какую цель мы поставим перед собой?






Учащиеся могут пользоваться схемой на стр. 5 учебника.

4.

Организация познавательной деятельности учащихся.



-Итак. Пришло время вам выступить в роли корреспондентов и рассказать нам о планетах.


Слайды


МЕРКУРИЙ, планета, среднее расстояние от Солнца 58 млн. км, средний диаметр 4880 км. Поверхность Меркурия по внешнему виду подобна лунной. Расстояние Меркурия от Земли меняется от 82 до 217 млн. км. Поверхность Меркурия, покрытая раздробленным веществом базальтового типа, довольно темная. Судя по наблюдениям с Земли и фотографиям с космических аппаратов, она в целом похожа на поверхность Луны.


ВЕНЕРА, вторая от Солнца и ближайшая к Земле большая планета Солнечной системы. ВЕНЕРА, планета, среднее расстояние от Солнца 108 млн. км, средний радиус 6050 км. Температура у поверхности около -91.2°C.. На поверхности Венеры обнаружены горы, кратеры, камни. Поверхностные породы Венеры близки по составу к земным осадочным породам. Венера движется вокруг Солнца по орбите, располагающейся между орбитами Меркурия и Земли. Среднее расстояние от Венеры до Солнца равно 108,21 млн. км.


ЗЕМЛЯ, третья от Солнца большая планета Солнечной системы. Благодаря своим уникальным, быть может, единственным во Вселенной природным условиям, стала местом, где возникла и получила развитие органическая жизнь. Площадь поверхности Земли 510,2 млн. км2, из которых примерно 70,8% приходится на Мировой океан. Его средняя глубина около 3,8 км, максимальная (Марианская впадина в Тихом океане) равна 11,022 км; объем воды 1370 млн. км3.


МАРС, четвертая от Солнца большая планета Солнечной системы. МАРС, планета, среднее расстояние от Солнца 228 млн. км. Минимальное расстояние от Солнца примерно 207, максимальное — 249 млн. км; из-за этого различия количество поступающей от Солнца энергии варьируется на 20-30%.Марс находится на минимальном расстоянии от Земли во время противостояний. Однако раз в 15-17 лет происходит так называемое великое противостояние, когда эти две планеты сближаются примерно на 56 млн. км; последнее такое сближение имело место в 1988. Во время великих противостояний Марс выглядит самой яркой звездой на полуночном небе, оранжево-красного цвета, вследствие чего его стали считать атрибутом бога войны.


ЮПИТЕР, пятая от Солнца большая планета Солнечной системы, самая крупная из планет-гигантов. ЮПИТЕР, планета, среднее расстояние от Солнца 778,3 млн. км. Юпитер имеет кольцо шириной около 6 тыс. км и толщиной в 1 км, оно простирается до десятков тыс. км от верхней границы облаков и почти вплотную примыкает к планете. Юпитер не имеет твердой поверхности, поэтому, говоря о его размерах, указывают радиус верхней границы облаков, радиус Юпитера на экваторе равен 71400км.


САТУРН, шестая от Солнца, вторая по размерам после Юпитера большая планета Солнечной системы; относится к планетам-гигантам. САТУРН (астрономический знак H), планета, среднее расстояние от Солнца 1427 млн. км. У Сатурна обнаружены радиационные пояса. Сатурн — планета, имеющая кольца. Расстояния от Земли меняются от 1,2 до 1,6 млрд. км. Планета не имеет твердой поверхности, оптические наблюдения затрудняются непрозрачностью атмосферы. Поверхность Сатурна (облачный слой), как и Юпитера, вращается не как единое целое. Температура в средних слоях атмосферы -170оС.


В течение многих веков астрономы Земли знали только пять «блуждающих звезд» — планет. 1781 год был ознаменован открытием еще одной планеты, названной Ураном. Это произошло, когда английский астроном У. Гершель приступил к реализации грандиозной программы: составлению полного систематического обзора звездного неба. УРАН, седьмая от Солнца большая планета Солнечной системы, относится к планетам-гигантам. УРАН, планета, среднее расстояние от Солнца —2871 млн. км, диаметр Урана равен 50 700 км.


НЕПТУН, восьмая от Солнца большая планета Солнечной системы, относится к планетам-гигантам. Расстояние от Солнца Нептуна — 4497 млн. км. При сильном увеличении Нептун имеет вид зеленоватого диска, лишенного каких-либо деталей. Нептун обладает магнитным полем, напряженность которого на полюсах примерно вдвое больше, чем на Земле. Восьмая планета вошла в историю астрономии как планета, открытая «на кончике пера». Ее открыл французский астроном Урбен Леверье.


-Большое спасибо, уважаемые корреспонденты. Уважаемый зритель, сколько планет в нашей Солнечной системе?

Рабочая тетрадь стр. 8, №1.

-А кто сможет их перечислить?

-А что такое планета?

(Учитель включает мультфильм «Что такое планеты») (Слайд)


-А на какие бы 2 группы вы разделили эти планеты?

(Учитель включает мультфильм «Группы планет») (Слайд)


Работа по учебнику стр. 10.

-А я слышала, что у планет есть спутники, а что такое спутники?

(Учитель включает мультфильм «Спутники планет») (Слайд)


Работа по учебнику стр. 12.

-И мы продолжаем наш репортаж. И следующий вопрос на стр.12.

-Кто сможет помочь дать ответ на первую часть вопроса? От чего на Земле сменяются день и ночь?

-Найдите, пожалуйста, данную информацию в учебнике.

(Учитель включает фрагмент фильма «День и ночь»)

На данном этапе можно применить ТЕЛЛУРИЙ.

-А почему же меняются времена года?

-Найдите, пожалуйста, данную информацию в учебнике.

(Учитель включает фрагмент фильма «Времена года»)


Заранее подготовленные ученики.












































































…8 планет







Планета – это плотное космическое тело, которое обычно имеет форму близкую к шару.

Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

Планеты земного типа (Меркурий, Венера, Земля, Марс)

Спутники – это тела, которые вращаются вокруг планет.



От чего на Земле сменяются день и ночь и времена года?





Стр. 13, 3 абзац.




Стр. 13, 4-6 абзац.

5.

Выводы и обобщения.



- Итак, уважаемый зритель, вернемся к началу нашего репортажа и вспомним, почему же температура на поверхности планет разная?

-Какие бы вы вопросы могли задать своим сверстникам?


Проверь себя (слайд)

  1. Самая большая планета Солнечной системы?

  2. Спутник Земли?

  3. Время движения земли вокруг своей оси?

  4. Планета – это космическое тело?

  5. Спутник – это тело, которое вращается вокруг Солнца?

…, потому что планеты находятся на разном расстоянии от Солнца.




Меркурий

Луна

24часа

Да

Нет

6

Домашнее задание.



Уч. стр. 9-15, пересказ, стр. 15, зад. №1, р/т стр. 10, №4, №5, №6*








Приложение к конспекту.

  1. Раздаточный материал для учеников.






МЕРКУРИЙ, планета, среднее расстояние от Солнца 58 млн. км, средний диаметр 4880 км. Поверхность Меркурия по внешнему виду подобна лунной. Расстояние Меркурия от Земли меняется от 82 до 217 млн. км. Поверхность Меркурия, покрытая раздробленным веществом базальтового типа, довольно темная. Судя по наблюдениям с Земли и фотографиям с космических аппаратов, она в целом похожа на поверхность Луны.


ВЕНЕРА, вторая от Солнца и ближайшая к Земле большая планета Солнечной системы. ВЕНЕРА, планета, среднее расстояние от Солнца 108 млн. км, средний радиус 6050 км. Температура у поверхности около -91.2°C.. На поверхности Венеры обнаружены горы, кратеры, камни. Поверхностные породы Венеры близки по составу к земным осадочным породам. Венера движется вокруг Солнца по орбите, располагающейся между орбитами Меркурия и Земли. Среднее расстояние от Венеры до Солнца равно 108,21 млн. км.


ЗЕМЛЯ, третья от Солнца большая планета Солнечной системы. Благодаря своим уникальным, быть может, единственным во Вселенной природным условиям, стала местом, где возникла и получила развитие органическая жизнь. Площадь поверхности Земли 510,2 млн. км2, из которых примерно 70,8% приходится на Мировой океан. Его средняя глубина около 3,8 км, максимальная (Марианская впадина в Тихом океане) равна 11,022 км; объем воды 1370 млн. км3.


МАРС, четвертая от Солнца большая планета Солнечной системы. МАРС, планета, среднее расстояние от Солнца 228 млн. км. Минимальное расстояние от Солнца примерно 207, максимальное — 249 млн. км; из-за этого различия количество поступающей от Солнца энергии варьируется на 20-30%.Марс находится на минимальном расстоянии от Земли во время противостояний. Однако раз в 15-17 лет происходит так называемое великое противостояние, когда эти две планеты сближаются примерно на 56 млн. км; последнее такое сближение имело место в 1988. Во время великих противостояний Марс выглядит самой яркой звездой на полуночном небе, оранжево-красного цвета, вследствие чего его стали считать атрибутом бога войны.


ЮПИТЕР, пятая от Солнца большая планета Солнечной системы, самая крупная из планет-гигантов. ЮПИТЕР, планета, среднее расстояние от Солнца 778,3 млн. км. Юпитер имеет кольцо шириной около 6 тыс. км и толщиной в 1 км, оно простирается до десятков тыс. км от верхней границы облаков и почти вплотную примыкает к планете. Юпитер не имеет твердой поверхности, поэтому, говоря о его размерах, указывают радиус верхней границы облаков, радиус Юпитера на экваторе равен 71400км.


САТУРН, шестая от Солнца, вторая по размерам после Юпитера большая планета Солнечной системы; относится к планетам-гигантам. САТУРН (астрономический знак H), планета, среднее расстояние от Солнца 1427 млн. км. У Сатурна обнаружены радиационные пояса. Сатурн — планета, имеющая кольца. Расстояния от Земли меняются от 1,2 до 1,6 млрд. км. Планета не имеет твердой поверхности, оптические наблюдения затрудняются непрозрачностью атмосферы. Поверхность Сатурна (облачный слой), как и Юпитера, вращается не как единое целое. Температура в средних слоях атмосферы -170оС.


В течение многих веков астрономы Земли знали только пять «блуждающих звезд» — планет. 1781 год был ознаменован открытием еще одной планеты, названной Ураном. Это произошло, когда английский астроном У. Гершель приступил к реализации грандиозной программы: составлению полного систематического обзора звездного неба. УРАН, седьмая от Солнца большая планета Солнечной системы, относится к планетам-гигантам. УРАН, планета, среднее расстояние от Солнца —2871 млн. км, диаметр Урана равен 50 700 км.


НЕПТУН, восьмая от Солнца большая планета Солнечной системы, относится к планетам-гигантам. Расстояние от Солнца Нептуна — 4497 млн. км. При сильном увеличении Нептун имеет вид зеленоватого диска, лишенного каких-либо деталей. Нептун обладает магнитным полем, напряженность которого на полюсах примерно вдвое больше, чем на Земле. Восьмая планета вошла в историю астрономии как планета, открытая «на кончике пера». Ее открыл французский астроном Урбен Леверье.





























  1. Тесты.

Тест №2

Тема: «Планеты Солнечной системы»



А1. Укажи самую большую планету Солнечной Системы.

1) Юпитер  2) Земля

 3) Нептун 4) Уран



А2. Укажи, чем является Луна?

1) планетой  2) спутником

3) звездой  4) кометой



А3. Отметь время движения Земли вокруг своей оси.

 1) 24 часа  2) 7 дней

 3) 48 часов 4) месяц



А 4. Укажи, за какое время Земля вращается вокруг Солнца?

 1) день  2) месяц

 3) неделя 4) год



В 1. Подумай, на какой планете будет самая высокая температура поверхности?

 1) не Венере 2) на Сатурне

 3) на Уране 4) на Земле



В 2. Определи, с чем связана смена времен года.

 1) с движением Земля вокруг своей оси

 2) с движением Земля вокруг Солнца

 3) с движением планет в Солнечной системе.

4) с движением планет вокруг Земли



С 1. Отметь планеты, у которых есть кольца

 1) Сатурн  2) Уран

3) Меркурий 4) Нептун





Просмотр содержимого презентации
«Планеты Солнечной системы»

О чём данный сюжет? Чем является Солнце? Назовите расстояние между Солнцем и Землёй. Во сколько раз Солнце больше Земли?

О чём данный сюжет?

Чем является Солнце?

Назовите расстояние между Солнцем и Землёй.

Во сколько раз Солнце больше Земли?

  • Данный сюжет о …
  • Солнце - это…
  • Расстояние между Солнцем и Землёй составляет…
  • Солнце больше Земли в … раз.
Что такое планета?

Что такое планета?

Планета – это плотное космическое тело, которое обычно имеет форму близкую к шару.

Планета – это плотное космическое тело, которое обычно имеет форму близкую к шару.

Группы планет.

Группы планет.

Планеты - гиганты Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун Планеты земного типа Меркурий, Венера, Земля, Марс

Планеты - гиганты

Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

Планеты земного типа

Меркурий, Венера, Земля, Марс

Спутники планет.

Спутники планет.

Спутники – это тела, которые вращаются вокруг планет.

Спутники – это тела, которые вращаются вокруг планет.

От чего на Земле сменяются день и ночь?

От чего на Земле сменяются день и ночь?

От чего на Земле сменяются времена года?

От чего на Земле сменяются времена года?

Проверь себя Самая большая планета Солнечной системы? Спутник Земли? Время движения земли вокруг своей оси? Планета – это космическое тело? Спутник – это тело, которое вращается вокруг Солнца? Меркурий Луна 24часа Да Нет

Проверь себя

Самая большая планета Солнечной системы?

Спутник Земли?

Время движения земли вокруг своей оси?

Планета – это космическое тело?

Спутник – это тело, которое вращается вокруг Солнца?

Меркурий

Луна

24часа

Да

Нет


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!