СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир. Презентация и конспект по теме "Мир глазами астронома". 4класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №1. Дата:

 

Тема:

Мир глазами астронома.

Цель:

познакомить учащихся с наукой «астрономией», что такое Вселенная и Солнечная Система.

Задачи:

  • мотивировать учащихся к изучению курса «Окружающий мир» в 4-ом классе;
  • познакомить с целями изучения раздела «Земля и человечество»;
  • дать представления о науке астрономии.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Иметь представление об астрономии как науке; рассказывать о мире с точки зрения астронома;
  • Иметь представление о строении Солнечной Системы;
  • Перечислять планеты Солнечной Системы в правильной последовательности.

Метапредметные:

 

  • Определять цель изучения курса «Окружающий мир и раздела «Земля и человечество»;
  • Определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения;
  • Сохранять учебную задачу в течение всего урока;
  • Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
  • Понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
  • Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • Строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • Включаться в диалог с учителем и сверстниками, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
  • Формулировать ответы на вопросы;
  • Слушать партнера по общению, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;
  • Формировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
  • Аргументировать свою позицию;
  • Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • Употреблять вежливые слова в случае неправоты «извини», «пожалуйста», «прости», «спасибо» и т.д.
  • Адекватно использовать  речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • Готовить сообщения на заданные темы с помощью взрослых.

Личностные:

  • Осваивать социальную роль обучающегося, осознавая мотивы учебной деятельности;
  • Проявлять целостный взгляд на мир;
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Ресурсы:

Учебник, рабочая тетрадь №1, тест, видеофрагменты, листочки для выполнения контроля.

Просмотр содержимого документа
«Мир глазами астронома»

Урок №1. Дата:


Тема:

Мир глазами астронома.

Цель:

познакомить учащихся с наукой «астрономией», что такое Вселенная и Солнечная Система.

Задачи:

  • мотивировать учащихся к изучению курса «Окружающий мир» в 4-ом классе;

  • познакомить с целями изучения раздела «Земля и человечество»;

  • дать представления о науке астрономии.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Иметь представление об астрономии как науке; рассказывать о мире с точки зрения астронома;

  • Иметь представление о строении Солнечной Системы;

  • Перечислять планеты Солнечной Системы в правильной последовательности.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Определять цель изучения курса «Окружающий мир и раздела «Земля и человечество»;

  • Определять учебную задачу урока и оценивать степень ее достижения;

  • Сохранять учебную задачу в течение всего урока;

  • Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные:

  • Понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

  • Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Устанавливать причинно-следственные связи;

  • Строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • Строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

Коммуникативные:

  • Включаться в диалог с учителем и сверстниками, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

  • Формулировать ответы на вопросы;

  • Слушать партнера по общению, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;

  • Формировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

  • Аргументировать свою позицию;

  • Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

  • Употреблять вежливые слова в случае неправоты «извини», «пожалуйста», «прости», «спасибо» и т.д.

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • Готовить сообщения на заданные темы с помощью взрослых.

Личностные:

  • Осваивать социальную роль обучающегося, осознавая мотивы учебной деятельности;

  • Проявлять целостный взгляд на мир;

  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Ресурсы:

Учебник, рабочая тетрадь №1, тест, видеофрагменты, листочки для выполнения контроля.



Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.

Учитель:

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Дети:

Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.


2.

Мотивация и целеполагание.

Работа по учебнику.

-Ребята, рассмотрите учебник. Мы продолжаем с вами изучение курса «Окружающий мир». Опишите, пожалуйста, обложку нашего учебника.

-Рассмотрите условные обозначения, давайте вспомним, что они обозначают.

-Как называется наш первый раздел?

-Как вы думаете, что мы узнаем из этого раздела? Прочитайте, пожалуйста.

-Обратите, пожалуйста, внимание на доску.

(Учитель включает мультфильм «Целеполагание»)

-Ребята, скажите, пожалуйста, какое задание дал Великий Процессор Биту и Байту?

-Кто сможет сформулировать тему нашего урока, основываясь на задании Процессора?

-Какую цель мы поставим перед собой?

Учебник стр. 4 (слайд)





«Земля и человечество»


Просмотр мультфильма.


…узнать об истории астрономии.

3.

Освоение нового содержания и его применение.

-Ребята, а вы знаете, что такое астрономия? (слайд)

-Интересно ли вам узнать, как устроена наша Вселенная?

Рабочая тетрадь стр. 6, №1

-Но для начала, давайте узнаем, что такое астрономия.

Рабочая тетрадь стр.6, №2

-Прочитайте, пожалуйста, задание. Что вам нужно сделать?


-Кто нашел определение данного термина? Прочитайте, пожалуйста.



-Прочитайте, пожалуйста, далее. (слайд)

-Что вы узнали нового?

-Была ли здесь известная для вас информация?

-Как вы думаете, а когда возникла данная наука?

(Учитель включает мультфильм «Возникновение астрономии»)

-Ребята, какой вывод вы можете сделать? (слайд)


-Вы правы, но это еще не все. Где же зародилась эта наука, как вы думаете?

(Учитель включает мультфильм «Древняя Греция»)

-Так, где же зародилась эта наука?

(Учитель включает мультфильм «Астрономы»)

-Кто запомнил имена ученых?


-Какой прибор необходим астроному для изучения Вселенной с земли? (слайд)

-Ребята, а что такое Вселенная?

Рабочая тетрадь стр. 6, №2

Учебнику стр. 4 (первый абзац)

-Найдите определение, что такое Вселенная? (слайд)

-Прочитайте, пожалуйста, вопрос.

-Предположительно, Вселенная возникла в результате невообразимо мощного Большого Взрыва около 18 миллиардов лет назад. К моменту взрыва все вещество Вселенной было спрессовано в одну невероятно раскаленную массу. Взрыв разметал его по всему пространству. Из этого первичного вещества сформировались галактики, звезды и планеты.

Учебнику стр. 4-5 (второй абзац)

-Что такое Солнечная система?

Рабочая тетрадь стр. 6, №2 (слайд 16)


Наша планета Земля – часть Солнечной системы. (слайд)

Земля движется вокруг Солнца со скоростью 30 км в секунду. Одновременно вместе с Солнцем она движется среди других звёзд, а вместе с ними – в пространстве Вселенной.

Задание по учебнику стр. 5. Рабочая тетрадь стр. 6, №3


-Ребята, а что такое Солнце? (слайд)

(Учитель включает фильм «Солнце»)

-Что вы узнали о Солнце? Что вспомнили?

Учебнику стр. 6-7, Рабочая тетрадь стр. 7, №5



Мне интересно узнать о… , потому что …



…узнать и записать, что такое астрономия.

Астрономия – это наука о небесных, или космических телах.





Просмотр мультфильма.

…наука астрономия самая древняя наука.



…в Древней Греции.

Пифагор, Аристотель, Аристарх, Птолемей, Коперник.

Телескоп.




Вселенная – это весь мир.








Солнечная система – это Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела.

4.

Контроль и оценка достижений.


(Слайд)

Вставьте в текст недостающие данные.

Слова записывайте на листочке в столбик.

Солнце – ближайшая к Земле … . Это огромное … космическое тело. Солнце имеет форму … . Диаметр Солнца в … раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в … раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - … километров. Температура на поверхности Солнца - … градусов, а в его центре - …градусов.

  1. звезда

  2. раскалённое

  3. шара

  4. 109

  5. 330 тысяч

  6. 150 миллионов

  7. 6 тысяч

  8. 15 – 20 миллионов



5.

Выводы и обобщения.

Учебник ОВ! и «Обсудим!» стр. 7

  1. Что изучает астрономия?

  1. Приведите примеры небесных тел.

  2. Что такое Солнечная система?

4. Как наблюдать за Солнцем, чтобы не испортить зрение?


6.

Домашнее задание.

Уч. стр. 8, зад. №3, р/т стр. 7, №6, №4*




Игра для перемены.






ФИ________________________________________________________


1___________________________________________________________

2___________________________________________________________

3___________________________________________________________

4___________________________________________________________

5___________________________________________________________

6___________________________________________________________

7___________________________________________________________

8___________________________________________________________



ФИ________________________________________________________


1___________________________________________________________

2___________________________________________________________

3___________________________________________________________

4___________________________________________________________

5___________________________________________________________

6___________________________________________________________

7___________________________________________________________

8___________________________________________________________



ФИ________________________________________________________


1___________________________________________________________

2___________________________________________________________

3___________________________________________________________

4___________________________________________________________

5___________________________________________________________

6___________________________________________________________

7___________________________________________________________

8___________________________________________________________



ФИ________________________________________________________


1___________________________________________________________

2___________________________________________________________

3___________________________________________________________

4___________________________________________________________

5___________________________________________________________

6___________________________________________________________

7___________________________________________________________

8___________________________________________________________






Просмотр содержимого презентации
«Мир глазами астронома»

Подумай! Кто такие астрономы и что такое астрономия?

Подумай!

Кто такие астрономы и что такое астрономия?

Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: - «астрон» – звезда и «номос» – закон. Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом. Астроном – специалист по астрономии.

Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: -

«астрон» – звезда и «номос» – закон.

Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.

Астроном – специалист по астрономии.

Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочётами . Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо, потому что на стенах пещер найдены его рисунки.

Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочётами . Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо, потому что на стенах пещер найдены его рисунки.

Гораздо позднее на помощь астрономам приходят приборы. Так выглядят телескопы прошлого и настоящего.

Гораздо позднее на помощь астрономам приходят приборы. Так выглядят телескопы прошлого и настоящего.

С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или космос. Подумай! Как возникла Вселенная?

С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или космос.

Подумай!

Как возникла Вселенная?

Предположительно, Вселенная возникла в резуль- тате невообразимо мощного Большого Взрыва около 18 миллиардов лет назад. К моменту взрыва все вещество Вселенной было спрессовано в одну невероятно раскаленную массу. Взрыв разметал его по всему пространству. Из этого первичного вещества сформировались галактики, звезды и планеты.

Предположительно, Вселенная возникла в резуль-

тате невообразимо мощного Большого Взрыва около 18 миллиардов лет назад. К моменту взрыва все вещество Вселенной было спрессовано в одну невероятно раскаленную массу. Взрыв разметал его по всему пространству. Из этого первичного вещества сформировались галактики, звезды и планеты.

Меркурий Земля Юпитер Венера Марс Уран Сатурн Нептун

Меркурий

Земля

Юпитер

Венера

Марс

Уран

Сатурн

Нептун

Это интересно! Характерной особенностью комет является то, что при сближении с Солнцем у них появляется и увеличивается хвост, направленный всегда в сторону от Солнца. Иногда кометы бывают столь яркими, что привлекают всеобщее внимание. В прошлом появление ярких комет вызывало у людей страх.

Это интересно!

Характерной особенностью комет является то, что при сближении с Солнцем у них появляется и увеличивается хвост, направленный всегда в сторону от Солнца. Иногда кометы бывают столь яркими, что привлекают всеобщее внимание. В прошлом появление ярких комет вызывало у людей страх.

Это интересно! Астероид (малая планета) - сравнительно небольшое каменистое небесное тело, множест- во которых обращается вокруг Солнца. Первый астероид, Церера, был обнаружен в 1801; с тех пор их постоянно ищут и регулярно открывают новые.

Это интересно!

Астероид (малая планета) - сравнительно небольшое каменистое небесное тело, множест-

во которых обращается вокруг Солнца. Первый астероид, Церера, был обнаружен в 1801; с тех пор их постоянно ищут и регулярно открывают новые.

Это интересно! Метеориты - камни или куски железа, упавшие на Землю, из межпланетного пространства. Это фрагменты астероидов и комет. Метеориты делят на «упавшие» и «найденные».

Это интересно!

Метеориты - камни или куски железа, упавшие на Землю, из межпланетного пространства. Это фрагменты астероидов и комет. Метеориты делят на «упавшие» и «найденные».

16 Солнце и движущиеся вокруг него  небесные тела составляют Солнечную систему .

16

Солнце и движущиеся вокруг него

небесные тела составляют Солнечную систему .

Наша планета Земля – часть Солнечной системы. Земля движется вокруг Солнца со скоростью 30 км в секунду. Одновременно вместе с Солнцем она движется среди других звёзд, а вместе с ними – в пространстве Вселенной.

Наша планета Земля – часть Солнечной системы.

Земля движется вокруг Солнца со скоростью 30 км в секунду. Одновременно вместе с Солнцем она движется среди других звёзд, а вместе с ними – в пространстве Вселенной.

Что вам известно о Солнце? Небесное тело Даёт свет и тепло Имеет форму шара

Что вам известно о Солнце?

Небесное тело

Даёт свет и тепло

Имеет форму шара

Работа по учебнику.

Работа по учебнику.

  • Прочитайте статью на с. 6-7 учебника.
Вставьте в текст недостающие данные. Слова записывайте на листочке в столбик. Солнце – ближайшая к Земле … . Это огромное … космическое тело. Солнце имеет форму … . Диаметр Солнца в … раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в … раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - … километров. Температура на поверхности Солнца - … градусов, а в его центре - …градусов.

Вставьте в текст недостающие данные.

Слова записывайте на листочке в столбик.

Солнце – ближайшая к Земле … . Это огромное … космическое тело. Солнце имеет форму … . Диаметр Солнца в … раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в … раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - … километров. Температура на поверхности Солнца - … градусов, а в его центре - …градусов.

Проверь себя:

Проверь себя:

  • звезда
  • раскалённое
  • шара
  • 109
  • 330 тысяч
  • 150 миллионов
  • 6 тысяч
  • 15 – 20 миллионов
Подведём итоги: Что изучает астрономия? Приведите примеры небесных тел. Что такое Солнечная система? 4. Как наблюдать за Солнцем, чтобы не испортить зрение?

Подведём итоги:

  • Что изучает астрономия?
  • Приведите примеры небесных тел.
  • Что такое Солнечная система?

4. Как наблюдать за Солнцем, чтобы не испортить зрение?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!