СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Паронимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

Паронимы. Разграничение значений и употребление паронимов

Цель урока:

научить  различать значения паронимов и  правильно употреблять   их  в речи.

Задачи:                                                                                                                       

предметные:

обучение грамотной  речи; обучение  правильному  лексическому анализу; обучение  правильному  формулированию  проблемы; развитие  навыка  планирования  учебных  действий; пополнение  и активизация словаря;

развитие монологической речи;

метапредметные:

развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.

обучать правильной монологической речи учащихся, давать рецензии на ответ, приемам самоанализа выполненных работ;

личностные:

создать такую образовательную ситуацию, которая вызовет мотивацию учащегося и обеспечит его деятельность в направлении изучения данного образовательного объекта.

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Паронимы"»

Урок № 42

11А от 14.12.

11Б от 14.12.

11В от 14.12.

2020

Тема

Паронимы. Разграничение значений и употребление паронимов

Цель урока:

научить различать значения паронимов и правильно употреблять их в речи.

Задачи:

предметные:

обучение грамотной речи; обучение правильному лексическому анализу; обучение правильному формулированию проблемы; развитие навыка планирования учебных действий; пополнение и активизация словаря;

развитие монологической речи;

метапредметные:

развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.

обучать правильной монологической речи учащихся, давать рецензии на ответ, приемам самоанализа выполненных работ;

личностные:

создать такую образовательную ситуацию, которая вызовет мотивацию учащегося и обеспечит его деятельность в направлении изучения данного образовательного объекта.

Тип урока: повторение и закрепление.

Методы урока: исследовательский, практический.

Технология: модерации, встречных усилий.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентация.

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка домашнего задания

Проверить предложений.

Показывают тетради.

  1. Актуализация опорных знаний

То вы знаете о лексике?


  1. Мотивация УУД. Целеполагание

Подготовка к восприятию, наблюдению и исследованию.

ДАВАЙТЕ ПОРАЗМЫШЛЯЕМ!

Учитель: В книге «Думы о русском слове» А.Югов заметил:

«Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и пустырь: пустошь распахивают, а пустырь застраивают».

Как вы понимаете замечание писателя?

Задание:

- Пустошь и пустырь - они похожи? Чем? Укажите разницу в словоупотреблении:


Пустошь пустырь

?

    1. лугов(ая, ой)

    2. городск(ая, ой)

    3. застроить

    4. засеять

    5. раскорчевать

    6. благоухающ(ая, ий)

Дети составляют словосочетания: луговая пустошь, городской пустырь, застроить пустырь, засеять пустошь, раскорчевать пустошь, благоухающая пустошь.

Учитель: Встречались ли вам такие слова? Чем похожи эти слова?

Чем различаются эти слова?

А знаете ли, как они называются?

...............................................

Учитель: Слова «пустошь» и «пустырь» - паронимы.

Сможете дать определение понятия? Давайте разбираться.

- Дети, какую цель мы сегодня поставим перед собой?

Ученики: Может быть, надо узнать, что такое паронимы, научиться отличать их от других похожих слов, научиться различать их значения и правильно употреблять эти слова.

Учитель: Хорошо. С чего лучше начать?

Ученики: Наверное, с наблюдения.


  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Оформление тетради.

  1. Работа над темой урока

Учитель предлагает рассмотреть раздаточный материал - листы с материалом для наблюдения.

I этап урока

Учитель: Рассмотрите таблицу. Что общего в предлагаемых к

рассмотрению словах первой, второй и третьей группы

и чем они различаются? Работаем в группах.

?

?

?

студёный ключ -

стальной ключ

печальный, грустный, унылый

одевать ребёнка - надевать плащ

горький лук -

тугой лук

смеялся, хохотал

праздничный день –

праздная жизнь

строевая песня -

строевой лес

смотреть, глядеть

известный танцовщик - умелый танцор

прилетела овсянка -

тарелка овсянки

здесь, тут

концертный абонемент абонент телефонной сети

миру нужен мир

рыбак, рыболов, рыбарь

водные ресурсы - водянистые стебли -

водяной двигатель

настроил много мостов – настроил гитару

лицо, лик

обрывок верёвки - отрывок из рассказа

творческий союз художников –подчинительный союз

жилище, жильё

поклоняться красоте – преклоняться перед

его отвагой

наточил косу -заплела косу

окаймлять, обрамлять

приятное, красивое лицо -

этот человек - яркая личность

По нашим наблюдениям, в первой группе собраны слова похожих корней, они близки по звучанию, а по смыслу не совпадают. Это омонимы.

Во второй группе слова имеют разные корни, хотя могут быть и однокоренными, а вот по смыслу они близки, так как

различаются только оттенками значений. Это синонимы.

В третьей группе слова однокоренные, но по смыслу не совпадают. Можно догадаться, что это и есть паронимы.

Верно, в первой группе омонимы, во второй - синонимы,

в третьей паронимы. Давайте попробуем сформулировать определение этого понятия.

Паронимы - это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.

Работают с паронимами.

Практика: решение задание ЕГЭ №5 (использование презентации с моментальным ответом)

  1. Физминутка

Давайте на минуту отвлечемся перед тем, как приступить к выполнению более сложного задания. Сухомлинский когда-то сказал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». Давайте для того, чтобы заставить работать наш мозг в полную силу, выполним упражнение с кончиками пальцев, теперь потянитесь, соберитесь, слушайте задание:

Разминка.

  1. Закрепление темы

Выводы, которые дети должны сделать в результате наблюдений:

  • паронимы – однокоренные слова, которые обычно принадлежат к одной части речи, имеют сходство в звучании, но различаются своими значениями;

  • смысловые различия между паронимами вызывают трудности при их употреблении;

  • надо знать, какой из паронимов правильнее употребить в определённом сочетании; ответы на многие вопросы можно найти в «Толковом словаре паронимов русского языка».

  • те люди, которые стремятся точно и грамматически правильно выражать свои мысли, часто обращаются к толковым словарям.


  1. Рефлексия

Задают вопросы, составленные самостоятельно, классу.

Анализируют, делают выводы.

  1. Д/з., оценивание

Решить задания ЕГЭ (10 вариантов)

Запись в дневник.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!