Урок № 42 | 11А от 14.12. | 11Б от 14.12. | 11В от 14.12. | 2020 |
Тема | Паронимы. Разграничение значений и употребление паронимов |
Цель урока: | научить различать значения паронимов и правильно употреблять их в речи. |
Задачи: |
предметные: | обучение грамотной речи; обучение правильному лексическому анализу; обучение правильному формулированию проблемы; развитие навыка планирования учебных действий; пополнение и активизация словаря; развитие монологической речи; |
метапредметные: | развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме. обучать правильной монологической речи учащихся, давать рецензии на ответ, приемам самоанализа выполненных работ; |
личностные: | создать такую образовательную ситуацию, которая вызовет мотивацию учащегося и обеспечит его деятельность в направлении изучения данного образовательного объекта. |
Тип урока: повторение и закрепление. |
Методы урока: исследовательский, практический. |
Технология: модерации, встречных усилий. |
Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентация. |
ХОД УРОКА |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
Организационный этап |
Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. | Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. |
Проверка домашнего задания |
Проверить предложений. | Показывают тетради. |
Актуализация опорных знаний |
То вы знаете о лексике? | |
Мотивация УУД. Целеполагание |
Подготовка к восприятию, наблюдению и исследованию. ДАВАЙТЕ ПОРАЗМЫШЛЯЕМ! Учитель: В книге «Думы о русском слове» А.Югов заметил: «Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и пустырь: пустошь распахивают, а пустырь застраивают». Как вы понимаете замечание писателя? Задание: - Пустошь и пустырь - они похожи? Чем? Укажите разницу в словоупотреблении: Пустошь пустырь ? лугов(ая, ой) городск(ая, ой) застроить засеять раскорчевать благоухающ(ая, ий) Дети составляют словосочетания: луговая пустошь, городской пустырь, застроить пустырь, засеять пустошь, раскорчевать пустошь, благоухающая пустошь. Учитель: Встречались ли вам такие слова? Чем похожи эти слова? Чем различаются эти слова? А знаете ли, как они называются? ............................................... Учитель: Слова «пустошь» и «пустырь» - паронимы. Сможете дать определение понятия? Давайте разбираться. - Дети, какую цель мы сегодня поставим перед собой? Ученики: Может быть, надо узнать, что такое паронимы, научиться отличать их от других похожих слов, научиться различать их значения и правильно употреблять эти слова. Учитель: Хорошо. С чего лучше начать? Ученики: Наверное, с наблюдения. | |
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока |
Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала. | Оформление тетради. |
Работа над темой урока |
Учитель предлагает рассмотреть раздаточный материал - листы с материалом для наблюдения. I этап урока Учитель: Рассмотрите таблицу. Что общего в предлагаемых к рассмотрению словах первой, второй и третьей группы и чем они различаются? Работаем в группах. ? | ? | ? | студёный ключ - стальной ключ | печальный, грустный, унылый | одевать ребёнка - надевать плащ | горький лук - тугой лук | смеялся, хохотал | праздничный день – праздная жизнь | строевая песня - строевой лес | смотреть, глядеть | известный танцовщик - умелый танцор | прилетела овсянка - тарелка овсянки | здесь, тут | концертный абонемент –абонент телефонной сети | миру нужен мир | рыбак, рыболов, рыбарь | водные ресурсы - водянистые стебли - водяной двигатель | настроил много мостов – настроил гитару | лицо, лик | обрывок верёвки - отрывок из рассказа | творческий союз художников –подчинительный союз | жилище, жильё | поклоняться красоте – преклоняться перед его отвагой | наточил косу -заплела косу | окаймлять, обрамлять | приятное, красивое лицо - этот человек - яркая личность | По нашим наблюдениям, в первой группе собраны слова похожих корней, они близки по звучанию, а по смыслу не совпадают. Это омонимы. Во второй группе слова имеют разные корни, хотя могут быть и однокоренными, а вот по смыслу они близки, так как различаются только оттенками значений. Это синонимы. В третьей группе слова однокоренные, но по смыслу не совпадают. Можно догадаться, что это и есть паронимы. Верно, в первой группе омонимы, во второй - синонимы, в третьей паронимы. Давайте попробуем сформулировать определение этого понятия. Паронимы - это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию. | Работают с паронимами. |
Практика: решение задание ЕГЭ №5 (использование презентации с моментальным ответом) |
Физминутка |
Давайте на минуту отвлечемся перед тем, как приступить к выполнению более сложного задания. Сухомлинский когда-то сказал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». Давайте для того, чтобы заставить работать наш мозг в полную силу, выполним упражнение с кончиками пальцев, теперь потянитесь, соберитесь, слушайте задание: | Разминка. |
Закрепление темы |
Выводы, которые дети должны сделать в результате наблюдений: паронимы – однокоренные слова, которые обычно принадлежат к одной части речи, имеют сходство в звучании, но различаются своими значениями; смысловые различия между паронимами вызывают трудности при их употреблении; надо знать, какой из паронимов правильнее употребить в определённом сочетании; ответы на многие вопросы можно найти в «Толковом словаре паронимов русского языка». те люди, которые стремятся точно и грамматически правильно выражать свои мысли, часто обращаются к толковым словарям. | |
Рефлексия |
Задают вопросы, составленные самостоятельно, классу. | Анализируют, делают выводы. |
Д/з., оценивание |
Решить задания ЕГЭ (10 вариантов) | Запись в дневник. |