СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по литературному чтению Булгаков "Анна, не грусти!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературному чтению Булгаков "Анна, не грусти!"»

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах



Конспект урока

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

Выполнила:

студентка 3 «А» группы

______________ Еременкова В.П.

Проверил:

учитель начальных классов СОШ №37

__________ Кавазова Г.Н.

Методист АСПК:

__________ Шалдаева В.В.

Оценка за урок_____________


Астрахань, 2021

Тема урока: Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Класс: 2 В

Цели: 

  • познакомить учащихся с рассказом Н.Булгакова "Анна, не грусти!"; учить делить текст на части, составлять план; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи;

  • развивать речь, память, мышление;

  • воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности.

Планируемые результаты:

Предметные

- научатся воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков; делить текст на части; составлять план и пересказывать по нему; работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения.

Метапредметные

- Регулятивные

- Познавательные

- Коммуникативные


- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, удерживать цель деятельности до получения ее результата. Осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать результаты деятельности, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выбирать решение из нескольких предложенных, преобразовывать объект: импровизировать, творчески переделывать.

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, умение работать в паре, в группе, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Личностные

- воспитывать любовь и интерес к языку, аккуратность доброжелательность, взаимопомощь; раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании; познакомиться учащихся с общечеловеческими ценностями.

Техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент


- Я желаю всем добра, пусть у вас в сердцах сидит солнышко, яркое, светлое, ласковое, теплое, согревающее всех вокруг.

/приветствуют учителя/

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

Регулятивные:

·принимать и сохранять учебную задачу;


Актуализация учебного действия. Целеполагание.
































Подготовка к восприятию

- Ребята, прежде, чем мы с вами начнем наш урок, я предлагаю вам упражнения для дыхания. Встаньте, пожалуйста, и приготовьтесь, выполнять упражнения вместе со мной. Спинка ровная, дыхание свободное, чистое.

Задуйте свечу.

- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

- Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

В цветочном магазине.

- Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

- Спасибо, присаживайтесь!


Викторина по прочитанным произведениям в разделе « Я и мои друзья».

- Ребята, я буду читать строки из прочитанных вами произведений, а вы должны назвать автора и название произведения.

Берестов. За игрой.

«Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.

Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А дружба не кончается,
Ура! Ура! Ура!»

Мошковская. Я ушел в свою обиду.

«Я ушёл в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года!

И в обиде
я не видел
ни цветочка, ни куста…
И в обиде я обидел
и щеночка, и кота…»

Лунин. Я и Вовка.
«Хотели мы с Вовкой пойти в кино.
Мы это решили давным-давно.
Но тут Серёжка позвал его,
И Вовка бросил меня одного.

А как же я,
А как же я?
Ведь он говорит, что мы — друзья!»

- Что объединяет все эти стихотворения?



- В каком разделе они помещены?

– Закончите фразу «Друг – это тот, кто...»



- Откройте учебник на стр 79, прочитайте название произведения и имя автора. Это тема нашего урока.

Какие цели мы перед собой поставим?

-Познакомиться с



-Учиться



/Повторяют движения за учителем/

































Берестов. За игрой.









Мошковская. Я ушел в свою обиду











Лунин. Я и Вовка.









- Все стихотворения связаны с отношениями между друзьями.

- В разделе «Я и мои друзья»

- Друг – это тот, кто никогда не бросит, всегда будет с тобой в трудную минуту…



Тема урока: Н. Булгаков «Анна, не грусти!»



…(рассказом Н. Булгаков «Анна, не грусти!»)

…(делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему)

Регулятивные:

·принимать и сохранять учебную задачу;

·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Познавательные:

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.


Подготовка к восприятию текста


- Посмотрите, пожалуйста, на экран, вы видите портрет Николая Афанасьевича Булгакова, он родился в семье Афанасия и Варвары Булгаковых. Учился в Александровской гимназии. В начале октября 1917 года Николай поступил в Киевское военное училище и стал юнкером. Потом учился в Киевском университете на медицинском факультете. Николай Булгаков в жизни был священником. Он написал книгу «Аня и Катя». Книга рассказывает про двух сестер, которые учатся жить между собой в любви и мире.

- Посмотрите на обложку книги и оглавление. Давайте прочитаем названия некоторых глав.

- С отрывком из этой книги «Анна, не грусти!» мы с вами сейчас познакомимся.


- Ребята, как вы считаете, почему наш рассказ называется «Анна, не грусти!»?


/Слушают учителя/















/внимательно рассматривают и читают главы книги/





- Ответы учащихся.

- Девочке было плохо, и её нужно поддерживать.

Личностные:

- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

– высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Чтение с остановками.

Анализ произведения

- Читают со слов «Один раз зимой…» до «…ей очень грустно»


- Что случилось с Катей? – Как вы думаете, почему произошло это несчастье с Катей?


- Как вела себя Аня?



- Почему Кате было грустно в больнице?


- Как мы можем назвать эту часть?

- Читают со слов «После уроков…» до «А Катя так бы и играла».


- Почему Аня заплакала, увидев Катю?




- Найдите описание Кати. Что так расстроило Аню?



- Как мы можем назвать эту часть?


-- Читают со слов «И тогда Аня…» до слов «…закивал головой папа»


- Изменилось ли настроение Кати?

- Найдите и прочитайте слова, которые это показывают.

- А почему это произошло?



- Как мы можем назвать эту часть?


- Читают до конца


- Как девочки разговаривали через стекло?

- Чему радовалась Катя, лёжа в больнице?




- А почему Аня оставалась печальной?


- Как мы можем назвать эту часть?




– Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль рассказа?






- А теперь, откройте рабочие тетради и запишите план, который по составили по данному рассказу.




- Катя упала с горки, и у неё случился перелом. Это случилось, потому девочка была не аккуратна.

- Аня сразу побежала за помощью, чтобы скорее помочь сестре.

- Потому что там все лежали по палатам, и она думала, что она будет там одна.

- Случай на горке.




- Потому Ане стало жалко Катю, что там совсем одна в этой больнице, и если бы этого не было, она бы вместе сейчас проводили время.

- Её расстроило, то, что Катя была там одна, и у неё был только утёнок, с которым она играла всё своё время.

- Одиночество в больнице.




- Да, конечно.


- Она стала счастливая.

- Потому что она увидела свою подругу, которая её не бросила в трудной ситуации одну.

- Счастье в мелочах.

- С помощью записок.


- Тому, что больница для неё уже казалась не такой плохой, она знала, что у неё есть Аня, которая к ней ещё обязательно придёт.

- Аня была печальной, потому что она могла смотреть на мир с полной возможностью, а Катя только через дырочку в окошке.

- Грусть без причины.



- В словах, «Анна, не грусти». Так как для дружбы главная поддержка, Катя получила от Ани её, а Аня хотела дать как можно больше, думала, что недостаточно того, что она сделала для Кати.

/записывают в рабочую тетрадь план/

Познавательные:

·строить сообщения в устной форме

-осуществлять анализ

– освоение приёмов поиска нужной информации;

– овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;

- составлять простой план;

- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.


Обобщение (вторичный синтез)

- Ребята, вот мы и дочитали наш рассказ, понравился он вам? Какие чувства вызвало у вас это произведение?


- Какой смысл несёт в себе название рассказа?




- Почему автор именно так назвал свой рассказ?







Прочитайте пословицы на странице 84. Соотнесите их с названием рассказа.
















-Прочитайте пословицы, какие из них передают смысл рассказа?

*Ищи друга, а найдешь - береги.

*Друг в беде - друг вдвойне.

*Друг рядом лучше, чем два или три вдалеке.


Чему учит нас Булгаков своим рассказом?




Давайте рассмотрим иллюстрацию.

Какой момент здесь изображен?





Составьте небольшой рассказ по этой иллюстрации.

Какие еще иллюстрации можно нарисовать к этому рассказу?

(словесное рисование)


- Да, понравился.

- Сначала чувство грусти, а потом чувство радости за такую искреннюю дружбу между девочками.

- То что, не нужно отчаиваться, потому что твоё присутствие для другого человека, уже огромная радость.

- Нужно меньше обращать внимания на моменты, которые тебя расстраивают, и больше делать для того, чтобы становится счастливее.



- Всё хорошо, что хорошо кончается.

- Говорится с облегчением, радостью после тревог, опасностей, когда их удалось избежать или пережить без потерь и таким образом все кончилось благополучно.

- Дети отвечают.




- Не мил и свет, когда друга нет.

- Эта пословица значит, что без друзей жизнь не так сильно полна событиями.



- Каждую пословицу можно отнести к данному рассказу, потому что дружба самое дорогое.


- Учит нас беречь дружбу, беречь своих друзей, помогать в трудные моменты и не забывать по них.


- Здесь изображён момент, когда Аня залезла на ящик и начала показывать через верхнее окошко раскраску, которую купила Кате.

- Ответы детей.


- Коридор с палатами. Как девочки катались с горки. Палату в которой лежит Катя с другими детьми.

Познавательные:

·строить сообщения в устной форме

– осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

– умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;


Физминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

/Повторяют движения за учителем/


Регулятивные:
Умение соотносить свои действия с действиями учителя; Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную;

Коммуникативные: Умение слушать;


Домашнее задание

Пересказ по составленному и записанному плану.

/записывают в тетрадь дз/


Подведение итогов















Рефлексия

Какое произведение читали на уроке? Назовите автора.

Какой совет дал нам автор?













-Выберите и продолжите любое предложение:

* На сегодняшнем уроке я узнал...

*На этом уроке я похвалил бы себя за...

*После урока мне захотелось...

*Сегодня я сумел...

- «Анна, не грусти!» Николая Булгакова.

- Главной мыслью этого произведения, конечно же является чистая и бескорыстная дружба, когда нужно по зову сердца быть там, где в тебе больше всего нуждаются. Настоящая дружба только крепнет в беде и когда рядом есть друг, проще и легче эти трудности преодолеваются.





- Ответы учащихся.

Регулятивные:
Умение ориентироваться в своей системе знаний: Осуществлять анализ и синтез; оценка деятельности.

Познавательные:

- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!