МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14»
Урок по математике в 1 классе
Тема: «Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5»
номинация: «Методическая разработка по предмету».
Автор:
Балабко Алина Константиновна,
учитель начальной школы
Г. Подольск, 2022
Предмет: Математика
Класс: 1
Тема: «Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5».
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Цель урока: закрепить предметные знания по пройденному материалу, сформировать универсальные учебные действия.
Задачи урока:
создать условия для закрепления навыков счета от 1 до 5 и от 5 до 1;
развития умения получать изученные числа разными способами;
формировать умения сравнивать, классифицировать, анализировать;
развивать мышление, память, мелкую моторику рук;
прививать аккуратность.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, словестно-иллюстративный.
Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация (Приложение 1), карточки, учебник, раздаточный материал, учебник УМК «Школа России» Азбука: - М. Просвящение, 2019.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать состав чисел 2-5; уметь считать от 1 до 5 и от 5 до 1;
- производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию(цвет, форма, размер);
- развивать навыки устного счета.
Личностные УУД:
- формировать мотивацию к учебной деятельности, включая учебно-познавательные и внешние мотивы;
- формировать способность к самооценке через рефлексию;
- формировать способность проявлять настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности (через выполнение учебных и тренировочных заданий).
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
- умение самостоятельно делать умозаключения и выводы в словесной форме;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия
(анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- умение работать в коллективе, учитывая позицию собеседника;
-организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-умение выполнять оценку – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
-умение оценивать результат своей работы на уроке.
Ход урока
Этапы урока | Содержание этапа | Деятельность учителя и | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | (слайд1) Здравствуйте ребята. У нас с вами сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Повернитесь пожалуйста и поздоровайтесь. Хорошо, теперь повернитесь на меня и давайте произнесем наш девиз. Проверьте, пожалуйста все ли на месте, все ли в порядке: ручка, книжка и тетрадки? | Вступительное слово, для того чтобы активизировать обучающихся; создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Дети проверяют, готово ли их учебное место к работе. |
2. Сообщение темы и цели урока. | Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы. Какие из них у вас самые любимые? Сегодня к нам в гости пришли герои мультфильма, а какого мультфильма вы узнаете, отгадав загадку. Человечки очень споро Чинят электроприборы! Их не видно, не смотри, Ведь они живут внутри. Нету места мистике, Если рядом… (слайд 2) Фиксики приготовили для вас математические задания, чтобы проверить чему вы научились. Они будут очень рады, если сегодня на уроке вы все будете активно работать и покажите все свои математические знания. Вы готовы приступить к выполнению заданий? | Показ на слайде | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. |
3. Актуализация раннее изученного материала. | Чтобы отгадать, кто из фиксиков пришел к нам в гости первым, послушайте про него небольшой рассказ. (слайд 3) (Приложение 1) Щелчок Ребята, к нам в класс пришел Нолик. Он проведет с вами разминку из заданий для устного счета. Но прежде, чем мы начнем. Давайте расскажем Нолику, какие у нас есть правила работы в коллективе. Первое задание от Нолика: Посчитайте от 1 до 10 (прямой счет); обратный счет от 10 до 1 Назовите число, следующее при счете за числом 2, 4? Назовите число, идущее при счете перед числом 3,5? Какое число стоит между числами 3 и 5? Назовите соседей числа 2? Отлично ребята, мы с вами разогрелись. А второе задание от Нолика - это «Задача в стихах». Вам нужно внимательно послушать стихотворение, которое я буду читать, и перевести услышанное на математический язык. Т.е. записать пример. Послушайте внимательно задачу: Сколько бубликов в мешок Положил ты, Петушок? Два, но дедушке дадим, И останется… (Приложение 1) Ребята у меня перепутались все примеры. Выберете верную математическую запись. Кто думает по-другому? Давайте проверим верно ли вы определили? Почему остальные записи нам не подходят? | Показ на слайде Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока. Сравнение с образцом на слайде | Не выкрикивай, а поднимай руку, уважай своих товарищей. Дети считают Решение задач в стихах с выбором решения задачи. |
4. Первичное закрепление | Закрепление в знакомой ситуации (типовые): Молодцы. С заданиями Нолика вы справились на отлично. А к нам уже торопится следующий гость. Кто же это? Конечно же это Симка. Она хочет проверить, как вы умеете работать с учебником и знаете состав изученных чисел. Вы готовы выполнить задания Симки? Посмотрите на слайд, что вы увидели. Сколько тыкв? Сколько апельсинов? Скажите мне как составить число 3 из других чисел, опираясь на картинки. (Приложение 1) Ребята, а что общего у этих предметов? (круглые, рыжие, съедобные) А чем же отличаются? (количеством, овощи и фрукты). Физминутка С этим заданием Симки вы справились, но кто это к нам заглянул? Фиксик Папус очень любит заниматься спортом, поэтому он такой сильный и может выполнить самую сложную работу. Он следит, чтобы его дети Симка и Нолик тоже делали зарядку каждый день. Фиксики просят вас повторять под музыку все движения, которые будут вам показывать. Закрепление в изменённой ситуации (конструктивные): Молодцы. Следующее задание. Симка очень торопилась к нам на урок, и выронила все цифры из помогатора, теперь она никак не может разобраться каких же цифр не хватает в ее багаже. (Приложение 2) Ребята, какие вы внимательные. А кто мне скажет, на что же похожа цифра 4? Ребята, чтобы цифра 4 смогла вернуться к Симке, откройте ваши тетради, что вы там увидели. (квадрат). А сколько в квадрате сторон? Как вы думаете состав какого числа мы повторим с вами сейчас? Ваша задача нарисовать квадрат на 1 меньше, чем 5. Сколько еще нужно нарисовать квадратов? Возьмите в руки карандаши разных цветов: синий и зеленый; для самостоятельной работы. Это задание выполнит самый внимательный. А теперь закрасьте свои квадраты разными способами. Посмотрите на доску, у кого раскрашено так же, как на 1 строчке, поставьте + и т.д. (Приложение 2) Покажем Симке как вы умеете работать с учебником. Откройте страницу 36. Симка просит вас выполнить первое задание: объяснить по рисунку, как разными способами можно рассадить 5 девочек на 2 скамейки. Гимнастика для глаз: Следующий наш гость Дедус. Он очень строгий, но мудрый. Дедус любить наблюдать ночью за звездным небом. Вам интересно узнать, что он там увидел? (Приложение 1) | Показ слайдов Содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самокоррекцию, самооценку учебной деятельности. Организовать физическую паузу Организовать рефлексию. Показ на слайде. Оказать помощь при затруднениях. | Работают по учебнику Отвечают на вопросы. Вспоминают состав чисел. Повторяют упражнения Продолжают работу |
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | А теперь мы продолжим работать с Фаером. Он хочет узнать настоящая ли вы команда и умеете ли работать в парах. Выполните задание, которое вам приготовил Фаер в конвертах. Вам нужно заполнить пропуски в примерах, в этом вам помогут картинка счетов. Посмотрите на доску и в свои листочки, у кого вставлены такие же цифры, поставьте +. Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки. | Организовать работу в парах. Вспомнить правила работы в парах. Организовать рефлексию. | Выполняют работу. Отвечают на вопросы. |
10. Рефлексия | За вашу работу на уроке Фиксики подарили вам смайлики, но без улыбок. (Приложение 1) Если вам понравилась ваша работа на уроке, у вас всё получилось, за каждое задание вы получили + и у вас хорошее настроение – дорисуйте смайлику УЛЫБКУ. А если вам не понравилась ваша работа на уроке, у вас больше –, чем + и у вас плохое настроение – нарисуйте грустные губки. | Организовывает рефлексию, самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Дети рисуют грустный или весёлый смайлик. |
11. Итог урока. | Какие знания по математике нам сегодня пригодились? Что повторяли? Спасибо за урок, вы можете быть свободны. | | Счёт в пределах 5; состав чисел 2,3,4,5 |
Приложение 1
2 слайд 5 слайд
7 слайд 10 слайд
Приложение 1
15 слайд 18 слайд
21 слайд
Приложение 2
Приложение 2
Список литературы:
Осадченко, Н.А. Методическая разработка «Закрепление нумерации чисел от 1 до 5: получение, сравнение, запись соотношения числа и цифры» [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть nsportal.ru – URL: Закрепление нумерации чисел от 1 до 5: получение, сравнение, запись соотношения числа и цифры | План-конспект урока по математике (1 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) (Дата обращения 15.09.2020)
Степанова, Е.Ю. Методическая разработка «Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав чисел 2-5» [Электронный ресурс] // Мультиурок – URL: Тема: «Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав чисел 2-5». (multiurok.ru) (Дата обращения 15.09.2020)
ФГОС Начальное общее образование [Электронный ресурс] // ФГОС – URL: ФГОС Начальное общее образование - ФГОС (fgos.ru) (Дата обращения 09.09.2020)