1.Мотивация к учебной деятельности | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Приветствие. Эмоциональный настрой на урок | К – планируют учебное сотрудничество. Л – понимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету. П – осуществляют логические действия; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи, осознанно и произвольно строят речевое высказывание, логическую цепь рассуждений. Р – осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения; координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения. Л – осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознают ответственность за общее дело. П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают свою деятельность. Л – проявляют интерес к предмету. Р – принимают и сохраняют учебную задачу. |
2. Актуализация знаний | - Откройте тетради. Запишите число, классная работа. - Урок начнем с минутки чистописания. Из предложенного ряда чисел, выпишите те, которые при делении на 8 не образуют остатка. Пропишите их до конца строки. Помните, что в тетради мы пишем красивым, аккуратным каллиграфическим почерком. На доске ряд чисел 18 24 36 32 64 9 48 72 -Прочитайте, какие числа вы выписали? (спрашиваю одного ученика) -Поднимите руки те, кто согласен? (поднимают руки) Устный счет: -А сейчас посмотрите на доску. Прочитайте слова в первой таблице. (один из учащихся читает вслух) -Что вы заметили? -Сейчас мы будем заполнять эту таблицу. Прочитайте 1 столбик таблицы. (на доске 2таблицы) Делимое | 64 | 81 | 42 | Делитель | 8 | 9 | 7 | Частное | 8 | 9 | 6 | 1.Итак, прочитайте 1 столбик таблицы. 2.Что нужно найти? 3.Как найти делитель? 4.Чему равен делитель? 5.Правильно ли мы нашли делитель? 6. Как это можно проверить? (аналогично заполняют остальные ячейки таблицы, где находят делимое и частное) Множитель | 9 | 10 | 6 | Множитель | 8 | 4 | 6 | Произведение | 72 | 40 | 36 | -Обратите внимание на таблицу №2. Прочитайте слова в таблице? Что вы заметили? -Сейчас мы будем заполнять и эту таблицу. Прочитайте первый столбик таблицы. 1.Что нам нужно найти 2.Как найти произведение? 3.Чему же равно произведение? 4.Как можно проверить правильно ли мы нашли произведение? (аналогично дети находят 2 множитель и 1 множитель) - Хорошо, что мы сами повторили, заполнив данные таблицы? -Сейчас, снова обратите внимание на доску, какой должна быть последняя цифра ответа в каждом выражении? Аргументируйте свои ответы, руководствуясь памяткой, которую вы на прошлых уроках. 345+247 (2) 34*7 (8) 233+359 (2) 237-139 (8) 45*7 (5) 168*5 (0) -Молодцы, ребята, предыдущая тема урока усвоена вами хорошо. -Ребята, обратите внимание на доску. Мальчик Вова попросил нас, проверить его самостоятельную работу, в которой он выполнил деление углом. Прочитайте данные равенства самостоятельно и посмотрите правильно ли он выполнил деление. (на доске запись равенств) Прочитайте первое равенство 848 4 424 8 412 4 682 6 312 53 208 113 -Правильно ли, Вова выполнил деление? - Проверим хотя бы 1 – ую цифру ответа в первом равенстве -Какая первая цифра частного у Вовы? -Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы проверить 1 – ую цифру ответа? -Верно, чтобы определить первую цифру ответа, нужно первую цифру делимого, разделить на делитель. Какая же цифра должна быть в ответе Вовы? -Обратите внимание на следующее равенство -Проверим первую цифру частного. -Что для этого нужно сделать? -4 делится на 8? -В этом случае мы с вами берем 2 первых цифры, которые образуют число 41, оно больше делителя. -Ребята, чем же отличается первое равенство от второго? -Обратите внимание на 3 равенство. Какую ошибку допустил Вова? -Верно, Вова неправильно определил количество цифр в частном. А что нужно сделать, чтобы определить количество цифр в частном? -Обратите внимание на 4 выражение. Сейчас мы будем проверять результат деления по последней цифре ответа. Последнюю цифру ответа проверяют умножением. Для этого нужно умножить последнюю цифру делимого на делитель. Умножьте 6 на 2, сколько получится. -Какая должна быть последняя цифра ответа? -А у Вовы? | Записывают число, классная работа. Внимательно слушают указание учителя Выписывают в тетрадь числа 24 32 64 48 72 Это компоненты действия деления Делимое - 64, делитель - неизвестен, частное - 8 Делитель Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное. 8 Да, умножить делитель и частное, или делимое разделить на делитель. Это компоненты действия умножения Произведение Умножить 9 множитель на 8 72 Разделить произведение на один из множителей (например 8) Компоненты умножения и деления. Основные правила нахождения неизвестного делимого, делителя, частного, множителя и произведения. Чтобы поверить последнюю цифру ответа при сложении необходимо сложить единицы. Чтобы найти последнюю цифру ответа при вычитании, необходимо вычесть единицы. Чтобы найти последнюю цифру ответа при умножении, необходимо умножить единицы. Читают равенства самостоятельно, пытаются найти ошибки. Читают равенство Нет 3 Высказывают свои предположения 2 Первую цифру частного делим на делитель Нет В первом равенстве 1 цифра больше делителя, а во втором равенстве первая цифра меньше делителя, тогда мы берем 2 цифры, которые образуют число. Нуля быть не должно Верно нужно правильно определить первое число на которое мы будем делить. Если это сотни, то в частном будет 3 цифры…. 2 3 |
5. Открытие новых знаний | - Итак, ребята, снова обратите внимание на доску, где записаны 2 равенства, похожие на те, которые решал Вова. По какой же цифре проверяют результаты деления? - Обратите внимание на 1 пример. Кто понял, как проверять результаты деления по первой цифре ответа. Проверьте 1 – ую цифру ответа. - Обратите внимание на 2 равенство. Кто понял. Как проверить последнюю цифру ответа? Проверьте последнюю цифру ответа. На доске следующие равенства 936 3 448 4 412 113 | По 1 и по последней Чтобы проверить первую цифру ответа необходимо 1 – ую цифру делимого, разделить на делитель, и сравнить полученный ответ с 1 цифрой частного. 9 делим на 3, получаем 3 – первая цифра ответа. Чтобы проверить последнюю цифру ответа, необходимо последнюю цифру делимого умножить на делитель. 4 умножаем на 8,получаем 32 2 – последняя цифра ответа. |
6. Применение знаний – развитие умений | - Выберите те примеры, в которых вы нашли ошибки в 1 цифре ответа. (дается одна минута на обдумывание) -Итак, в каких же примерах вы нашли ошибки? Объясните, свой ответ. -А теперь, запишите правильное решение примера в тетради, а *** пойдет к доске. (4 учащихся решают примеры у доски, остальные в тетради) -Повторите алгоритм деления трехзначного числа на однозначное. (спрашиваю нескольких учеников) В тетрадях в процессе работы появляется 4 примера на деление в столбик. - Откройте учебники на с.107. -Прочитайте следующую задачу №4. Бабушка сварила 5 литров клубничного варенья и разложила его в 9 одинаковых банок. При этом у неё осталась чашка варенья-275 миллилитров. Сколько миллилитров варенья в одной банке? -О чем эта задача? -Сколько литров варенья сварила бабушка? -Сколько банок было у бабушки? -Сколько миллилитров варенья осталось у бабушки после того, как она разложила его по банкам? -Что нам нужно узнать? -Обратите внимание на схематический чертеж на доске. На доске чертеж ?мл 275 мл 5000 мл -А почему на чертеже 10 отрезков, у бабушки же было 9 банок? -Что обозначают девятью равными отрезками? -А как вы думаете, что обозначено последним отрезком? - А сколько всего бабушка сварила варенья? -А что нужно найти? - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? -А как мы можем это найти? -Для того, чтобы из 5л вычесть 275 мл, нам нужно 5 л представить в виде миллилитров. -Сколько миллилитров в 1 литре? -Как будете решать задачу? Что нужно найти сначала? -Как вы это найдете? -Что будете делать дальше? -Кто сможет выйти к доске написать решение с подробным объяснением. (Один из учащихся выходит к доске, остальные записывают в тетради) 5л. – 5000 мл. 5000-275 = 4725 (мл) – разложили варенья на 9 банок 4725 9 525 (мл) | 357:3=119 414:9=146 148:4=37 260:5=42 Начинаем деление со старшего разряда. Отмечаем в делимом столько цифр, чтобы образованное ими число было больше делителя. Делим это число на делитель с остатком. Записываем полученное частное под делителем. Умножаем полученную цифру в частном на делитель и вычисляем остаток. Проверяем остаток: он должен быть меньше делителя. Записываем рядом с остатком следующую цифру делимого. Продолжаем деление (см. п.3) О том, что бабушка раскладывала варенье в одинаковые банки. 5 литров 9 банок 275 Сколько миллилитров варенья в одной банке. Нет. 9 банок, в которые бабушка раскладывала варенье 275 мл варенья осталось у бабушки 5 литров Количество варенья в 1 банке Нет, мы не знаем, сколько всего варенья разложила бабушка на 9 банок. Количество варенья, которое бабушка разложила на 9 банок. В 1 л – 1000мл\ Из 5000мл вычтем 275 мл Разделим получившуюся разность на 9 Записывают решение и ответ. |