СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по музыке на тему «Будем играть!» (2 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 2 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 2 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 6 урока 2 четверти «Исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла»».

Цель: Воспитание интонационно-слушательской и интонационно-исполнительской культуры учащихся.

Задачи:

- продолжать знакомство с изобразительными и выразительными интонациями в народной и композиторской музыке;

- понимать и называть особенности звучания народных музыкальных интонаций;

- научиться давать определения общего характера музыки, уметь анализировать;

- продолжать развивать навыки вокально-хорового пения;

- получить возможность эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать своё впечатление в пении, игре, пластическом интонировании, движении.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по музыке на тему «Будем играть!» (2 класс)»

Усачева, Школяр. Музыка, 2 класс

2 четверть



УРОК 6. Будем играть!

Тема урока: Исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла».



Цель: Воспитание интонационно-слушательской и интонационно-исполнительской культуры учащихся.

Задачи:

- продолжать знакомство с изобразительными и выразительными интонациями в народной и композиторской музыке;

- понимать и называть особенности звучания народных музыкальных интонаций;

- научиться давать определения общего характера музыки, уметь анализировать;

- продолжать развивать навыки вокально-хорового пения;

- получить возможность эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать своё впечатление в пении, игре, пластическом интонировании, движении.



Средства обучения и оборудование

Музыкальный материал:

А.К. Лядов. «Мороз» / нотная хрестоматия, с. 108.

Т.А. Попатенко. «Котёнок и щенок».

ХОД УРОКА



  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент

  1. Музыкальное приветствие

- Прозвенел звонок, начался урок.

Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, учитель!

Я улыбнусь вам, а вы друг другу. И подумайте: как хорошо, что сегодня урок музыки.

  1. Музыкальная разминка

- Каким вы видите наш урок?

- Интересным, запоминающимся, необычным, творческим, познавательным.

- Что для этого нужно?

- Петь выразительно и красиво песни.

- Чтобы красиво петь, мы должны правильно произносить любой звук в пении. А чтобы его правильно произнести, что нам нужно уметь?

- Нужно уметь управлять своим дыханием.

- Как надо сидеть, чтобы звуки получались красивыми и протяжными?

- Принять правильную певческую позу.

- Сидеть нужно, выпрямив спину и расправив плечи, чтобы было легче дышать.

- Совершенно верно. Проверьте, как вы сидите, - спина прямая, голова немного приподнята. Давайте все вместе повторим правило: «Сяду прямо, не согнусь и за пение возьмусь».

Напомню: вдох при пении - значительно быстрее, а выдох – дольше, длиннее. Давайте поупражняемся:

А) «33 Егорки»: 

Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки:

Раз - Егорка, два - Егорка, три – Егорка и т.д.

Б) «Веники»: 

Веники, веники, веники-помелики, на печи валялися, с печи оборвалися.

- пение хором

- пение подгруппами

В) «Ступеньки»:

Вверх по сту-пень-кам под-ни-мись,

По-том о-брат-но вниз спус-тись. (Повторить несколько раз.)



  1. Проверка домашнего задания

- Посмотрите, пожалуйста, в окно. Какой сегодня день?

- Зимний, снежный, морозный…

- Пришла зима, раскинув покрывало белое,

И всё вокруг заледенело.

Речка стала ледяной…

Как же хорошо зимой!

Дома, ребята, вы учили стихи о зиме и зимних праздниках. Давайте их послушаем.

А) Чтение стихов зимне-новогодней тематики.

- А теперь исполним песни, которые вы должны были повторить дома. Как будем исполнять песни?

- Выразительно: легко, весело, игриво, задорно – одну песню и мягко, плавно, напевно, мелодично – другую.

- И помните о правилах пения!

Б) Исполнение рождественской песни «Матушка Мария», песен «Снежная песенка» (муз. Львова-Компанейца), «Падает снег» (муз. Ю. Верижникова) – с движениями, с сопровождением шумовых инструментов.



4) Актуализация темы урока и самоопределение к деятельности

- Ребята, скажите, а вам нравится зимнее время года?

Ответы детей.

- А за что вы любите зимнее время года? Чем вам нравится зима?

Ответы детей.

- А вот как ответила на этот вопрос писательница Ирина Агапова:

С неба сыплются снежинки

На деревья и дома.

Объясните нам, ребята,

Чем вам нравится зима?

Льдинкой снежною окно

Запорошено,

Словно вьюгою стекло

Заворожено.

В бахроме берёза белая сама. -

Вот, ребята, чем нам нравится зима.

Если к нам пришла зима,

Будет в снеге кутерьма,

Будет ёлки новоселье, -

Снова праздник и веселье!

5) Постановка темы и задач урока

- Сегодня мы вспомним о празднике, который вот-вот к нам постучится. Что это за праздник?

- Новый год.

- Какой он, праздник?

- Весёлый, красивый, красочный, музыкальный.

- Чтобы праздник был весёлый, что для этого нужно?

- Повторить и разучить праздничные песни, танцы, игры.

- Предположите, как будет называться тема нашего урока?

- Музыка на новогоднем празднике.



  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. «Мороз» А.К. Лядова

1) Пластическое интонирование

- У вас на столах - по три ёлочки, т.е. по три настроения. Они будут указывать на три типа характера музыки:

 - грустная, жалобная;

- добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная;

 - весёлая, радостная, плясовая, задорная.

- Послушайте внимательно новую песню. Какой она имеет характер?

- Покажите характер музыки в движении.

Учитель исполняет песню «Мороз», муз. А. Лядова. Учащиеся выполняют движения, соответствующие характеру музыки.

2) Закрепление темы «Интонация»

- Какой характер у прослушанной вами музыки? Что хочется делать под неё?

Ответы учащихся.

- Какие у неё интонации?

- Шуточная, игровая, неторопливая. Похожая на разговорные интонации.

- О чём поётся в песне?

- Просьба, обращение к морозу; игра.

- По жанру песня относится к вокальным миниатюркам. Сочинил её на народный текст русский классик Анатолий Лядов.

Истый сын земли русской, Анатолий Константинович Лядов, написавший эту песню, чувствовал природу мифологически. Он ощущал её как непрерывное торжество живых существ. И детская песенка «Мороз» убеждает нас в этом как нельзя лучше: в песенке о морозе очень сильно ощущается торжество здоровой, светлой стихии.

Песенка сама по себе шутлива и незатейлива:

Мороз, мороз,

Приходи кисель есть.

Мороз, мороз,

Не бей наш овёс!

Льны да конопли

В землю вколоти!

Но Лядову достаточно этого намёка для создания мифологической картины. Удивительно, как композитор аскетическими средствами умудряется дать столько звуковой мощи! Изумительна сухость, льдистость звуков приближения мороза.

И хоть песня написана очень давно, на типично крестьянский текст, сочинена она в традициях именно детской песни. В ней слышится игровая интонация.

  1. «Котёнок и щенок» Т.А. Попатенко, сл. Высотской

Песня, которую мы с вами сегодня разучим, написана замечательным детским композитором Тамарой Попатенко в традиционной куплетной форме.

Внимательно послушайте её, выберите нужную «карточку настроений» и назовите интонации, которые вы услышали. При слушании обратите внимание на то, как вели себя около ёлки котёнок и щенок.

  1. Слушание песни «Котёнок и щенок», муз. Попатенко

- Какая песня по характеру? Охарактеризуйте её главную интонацию.

- Весёлая, жизнерадостная, шуточная, танцевальная. Игровая.

- Совершенно верно. Песни «Мороз» и «Котёнок и щенок», хоть и написаны в разное время разными композиторами, отличаются и формой, и текстами, но всё равно имеют общую интонацию — игровую.

- Ребята, а почему ёлочка свалилась?

- Котёнок и щенок баловались около ёлки.

- Так как же мы должны водить хоровод около ёлки?

- Спокойно, не толкаясь, уважая друг друга.

- Песня «Котёнок и щенок» – отличный образец юмора в музыке. Поэтому её надо петь так, чтобы юмор был не только в стихах, но ощущался и в исполнении самой музыки (Примеч. - острый ритм, точно выполнять указания композитора в 9-м и 11-м тактах: первый звук – короткая восьмая, второй – подчёркнутая четверть).

Давайте выучим песню «Котёнок и щенок» на слова Высотской, музыка Попатенко.

  1. «Котёнок и щенок» Т. Попатенко – разучивание.

(Разучивание проводится по фразам (в виде игры «Эхо»). При разучивании уделить внимание ритму: поучить его в более медленном темпе. Вторые части куплетов разучиваются с прохлопыванием ритмического рисунка.)

  1. Вокально-хоровая работа. Исполнение песни стоя, хором.

- Что же объединяет песни «Мороз» А.К. Лядова «Котёнок и щенок» Т. Попатенко?

- Игровая интонация.

- А вот народные жанры «авсени» и «таусени», с которыми мы сейчас познакомимся, несмотря на свою внешнюю простоту, нуждаются в небольшом экскурсе в историю и традицию своего бытования.

Но сначала немножко отдохнём, разомнёмся.

  1. Физкультминутка

- Разучим песню-игру «Если весело тебе, то делай так» (движения: хлоп-хлоп, щёлк-щёлк, шлёп-шлёп, топ-топ).



4. Народные авсени и таусени и другие жанры народных песен

- Эти жанры, да и другие жанры народных песен, ребята, будут постоянно вам встречаться на протяжении всех лет обучения.

1) Потешки

Потешки — это простенькие детские песенки, рассчитанные на развлечение самых маленьких детей. По своей ритмической организации (в них обязателен двудольный метр), ладовой простоте (в напеве преобладают речевые квартовые интонации) «пестования» — так их называют в Рязанской и Пензенской областях — очень легки для восприятия. По тексту они близки русской частушке — те же четырёхстрочные, не связанные друг с другом нескладушки.

Слушаем. Не забудьте про «карточки настроений».

Слушание аудиозаписи.

2) Колыбельные песни

В современных сельских домах уже не увидишь вбитого в потолок крюка, на котором должна висеть люлька... Но пока бабушки сидят с внуками, не уйдёт традиция исполнения «бауканий». А их мир сказочен и смешон, иногда «понарошку» страшен.

Обычное бауканье состоит из нескольких сюжетных блоков, отделённых друг от друга определителем жанра — словами «баю», «бай» и им подобными... Монотонность мелодики, повторение интонаций-попевок были необходимы при укачивании. Обычно бауканья имеют неширокий диапазон, не больше сексты. Но иногда в мелодическую форму бауканья заключались настоящие сказки... Смешное и страшное в бауканьях-сказках неразрывно связаны... Но мир бауканья добр...

Слушание фрагментов народных колыбельных песен.

Наибольшее количество песен для детей и молодёжи было связано с земледельческим календарём. С весны до весны не смолкали на улицах голоса.

3) Колядование. Поздравление с Новым годом — один из самых старых и добрых обычаев. Во многих районах России он сохраняется и поныне.

В севернорусских областях поют зимние величания с припевом «Виноградье красно-зелёное», на юге бытуют рождественская коляда и новогодние щедровки, в средней полосе и поволжских областях песни с припевами «Усень, авсень, таусень». Несмотря на столь разные припевы, смысл обычно сходен:

Под старый Новый год ватаги ребятишек разного возраста ходили по деревне, стучались в двери и окошки (где как принято). Поздравление состояло как бы из трёх частей. За вопросом: «Хозяин с хозяйкою! Не скричать ли вам таусень?» — начиналась собственно песня.

(Для объяснения учителю детям: почему «скричать»?.. Детские таусени и авсени, как правило, не столько поются, сколько, будучи особым народным средством привлечения внимания, зазывания с обязательным выходом весёлой энергии, именно прокрикиваются. Поэтому в сознании народа это не песни, в которых поётся про жизнь, про любовь, про смерть и т.д., и которые надо «поднимать на голоса» и «вытягивать». Потому, как говорится в народе, их «кричат».)

Третья часть поздравления — просьба о вознаграждении. Ею заканчивается текст любого поздравления...

Например:

Летел сокол-соколок

Через бабушкин дворок,

Уронил сапожок.

Кричит: — Бабушка, подай!



Я на стульчике сижу

И верёвочки плету,

Женишков погляжу

В красных шапочках,

В полушубочках.



Давай, не ломай —

Будет сын Николай.

Подашь блинка —

Родишь сынка.

Подашь бочку —

Родишь дочку.

Поэтика детских поздравительных песен проста. Их тексты относительно коротки.

Другое дело — пение молодых парней и девушек. Они идут по селу вечером и поют совершенно другие песни.

В среднерусских и поволжских областях таусени имели разных адресатов. Например, у дома, в котором живёт молодая девушка на выданье, споют «Как и ягодка красна...»:

Как и ягодка красна, земляничка лесна. Таусень!

Почему она лесна? Во сыром бору росла. Таусень!

Как у солнышка, супроть вёдрышка. Таусень!

Как Марина у мамоньки умнёхонька росла. Таусень!

Она умничала, всё разумничала. Таусень!

Она шьёт, и прядёт, и в коробочку кладёт. Таусень!

Приговорка: С песенкой!



Для парня же предназначался другой текст.

Были песни для пожилых и зажиточных людей, для молодожёнов.

В любом случае основной смысл заключается в благопожелании. Это и доброе здоровье, и хороший урожай, и богатство, и удачное замужество или женитьба.

Напевы новогодних поздравительных песен обычно несложны. Они строятся на трёх-четырёх звуках. Обязательным стилевым элементом было ансамблевое исполнение.

В таусенях важную роль играют яркие призывно-праздничные интонации, обычно сконцентрированные на припевных словах. Именно на них в некоторых случаях приходится наибольшее варьирование мелодической формулы, что особенно наглядно прослеживается при многомикрофонной нотации.

(В качестве пояснения для учителя: многомикрофонная (многоканальная) запись — одна из методик работы с народной песней, позволяющая воспроизвести многоголосие более точно, буквально по голосам (канал — голос).)

Слушание фрагмента таусеня Рязанской области «Как у кочета голова красна».

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Подведение итогов

Вопросы по теме:

- Какова была тема нашего урока?

- Какие новые интонации вам сегодня встретились?

- С какими интонациями вы уже были знакомы?

- В каких музыкальных произведениях вы встречали радостные интонации? Шутливые интонации? Игровые? Спокойные, неторопливые?

- Что было трудным?

- Что больше всего понравилось?

Ответы детей.

- Делаем вывод: Музыка развивается и живёт с помощью интонаций, интонационно выразительного и изобразительного исполнения, выразительной передачи задуманного автором образа.

Музыка – это журчащий родник.

Все его звуки - само пробуждение:

Кто бы губами к нему не приник,

Слышит его неподдельное пение…

…Стихи и музыка слились

И дальше песня зазвучала...

В ней просто отразилась Жизнь.

Жизнь без конца и без начала.

2. Рефлексия

Поднимите руку высоко вверх, если …

Рука внизу, если … Остались вопросы.

Выставление оценок.

Домашнее задание. Нарисовать любой рисунок к песне, которая больше всего понравилась. Повторять песни зимне-новогодней тематики.

Спасибо за активную работу на уроке. До новой встречи с музыкой!







ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

  1. https://doc4web.ru/

  2. https://docbaza.ru/

  3. http://vcegdaprazdnik.ru/

  4. http://veravverav.blogspot.com/

  5. https://www.bibliofond.ru/

  6. https://www.rulit.me/books/izbrannye-proizvedeniya-v-dvuh-tomah-tom-vtoroj

  7. https://www.sunhome.ru/

  8. https://youtu.be/i0-hdpUrPqA

  9. http://открытыйурок.рф/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!