Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии. | развивать мышление, внимание, память и устную речь обучающихся | Словесный: беседа Практический: упражнение Практический: упражнение | Ребята, какой раздел мы начали изучать? (страницы истории России) Какова была тема прошлого урока? (Во времена Древней Руси) Давайте посмотрим, хорошо ли вы помните данную тему. Для этого выполним тест. 1.Столица Древней Руси: А.Чернигов Б.Киев В.Суздаль 2.Какой князь прославился своими военными подвигами? А.Олег Б.Владимир В.Игорь 3.Глава Древней Руси: А.Рыцарь Б.Хан В.Князь 4.Советники князя: А.Бояре Б.Крестьяне В.Дружинники 5.Государство с названием Русь было образовано в: А.886 году Б.1967 году В.988 году 6.В 988 году произошло важное событие. Какое? А.Мирный договор с Византией Б.Крещение Руси В.Взятие Царьграда 7.Как люди прозвали князя Олега? А.Победоносец Б.Вещий В.Красное Солнышко 8.На какой реке произошло Крещение Руси? А.Дунай Б.Днепр В.Енисей 9.Как звали князя с прозвищем «Красное Солнышко»? А.Иван Б.Владимир В.Олег 10. Что такое «Гардарик»? А. Город Б. Обряд, с помощью которого приобщают к христианской церкви: его погружают в воду или окропляют водой. В. Главное божество, сброшенное в Днепр. Г.Страна городов Поменяйтесь листочками, возьмите карандаш и проверьте работу соседа, сверяясь с ответами на слайде, а затем поставьте отметку: 10-9 плюсов – «5» 8-7 плюсов – «4» 6-5 плюса – «3» 4 и меньше – «2» Подпишите свои работы и передайте листочки вперед. | Отвечают на вопросы учителя Самостоятельно выполняют тест Самостоятельно выполняют тест Осуществляют взаимопроверку | Фронтальная Индивидуальная Индивидуальная Парная Фронтальная | Карточки с тестом Карточки с тестом Интерактивная панель: слайд 2 | Контроль учителя Самоконтроль Самоконтроль Взаимоконтроль Контроль учителя | | Р: принимать и сохранять учебную задачу; Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
Этап построения проекта выхода из затруднения. | Научить обучающихся устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать | Словесный: беседа Практический | Какую цель мы поставим? (узнать, как образовывались города, в каких местах они возникали.) Тема нашего сегодняшнего урока (страна городов) Что нам нужно для более продуктивной работы на уроке? (план) Конечно же, план урока. Один у доски, остальные в парах. План: 1. выяснить, где и как строились города в Древней Руси; 2.узнать истории образования Киева и Новгорода; 3.узнать о достопримечательностях великих городов; 4. Применить знания Листы самооценки Оцените себя по тем пунктам, которые выполнили | Справился самостоятельно | Потребовалась помощь | Не справился | Смог(ла) составить план урока | | | | Смог (ла) охарактеризовать: где и как строились города в Древней Руси | | | | Смог (ла) заполнить таблицу «история образования Древней Руси» | | | | Смог(ла) перечислить достопримечательности Киева, Новгорода. | | | | Смог(ла) выполнить задание №3 в рабочей тетради | | | | Смог(ла) выполнить задание №4 в рабочей тетради | | | | Смог(ла) выполнить задание на планшетах | | | | | Формулируют цель урока, тему урока Составляют план Осуществляют самооценку | Фронтальная Парная Индивидуальная | Разрезной план на парты Распечатанные листы самооценки | Контроль учителя Взаимоконтроль Самоконтроль | | Р: планировать свои действия; К : допускать возможность существования у людей различных точек зрения; Р : осуществлять пошаговый контроль по результату; | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; самоанализ результата; способность к оценке своей учебной деятельности; |
Этап реализации построенного проекта. | способствовать формированию умений выделять логические части изучаемого материала, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать Познакомить детей с историей образования русских городов- Киев, Новгород Познакомить обучающихся с достопримечательностями Киева; Познакомить обучающихся с достопримечательностями Новгорода; | Словесный: рассказ Словесный: беседа Наглядный: демонстрация иллюстраций Наглядный: демонстрация видеофрагмента Словесный: обсуждение Словесный: беседа Практический: заполнение таблицы Словесный: рассказ Словесный: рассказ Словесный:рассказ Словесный: рассказ Словесный: беседа | На нашем уроке будут встречаться слова, которые вы уже знаете и слова, значение которых вам предстоит узнать. (Ребята объясняют лексическое значение известных слов, а новых учитель.) Купец – богатый торговец, успешно торгующий у себя в стране или за границей. Ремесленник– человек, который владеет профессиональным ремеслом. Варяги – так называли в Древней Руси наемных дружинников и купцов, пришедших из Скандинавии. Князь– военный вождь славянских племен. Ладья – большая лодка. Мозаика– узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали. Собор-главная церковь в городе, в монастыре. Фреска – картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке. Ров – широкая и глубокая канава. Какой первый пункт плана?( выяснить, где и как строились города в Древней Руси) Начинаем наше путешествие! Мы уже знаем, как жили древние славяне, какими были их жилища, как выглядели поселки. Но у славян по-прежнему было много врагов. Для своей защиты они стали строить крепости. - Как вы думаете, где было самое лучшее место для строительства? (Возле рек, на холмах, возле обрывов) Правильно. Давайте еще раз вернемся на страницу 41, найдите на карте эти города. - Что вы можете о них рассказать? Где находятся? (слайд 2) показ на карте слайда (Киев расположен на реке Днепр - на водном торговом пути «из варяг в греки», ближе к Черному морю, а Новгород на Ильмень озере, ближе к Балтийскому морю.) - Чтобы начать разговор о городах, вспомним, как они появились. Расскажите, пользуясь иллюстрацией. Посмотрите видеоролик и ответьте на вопрос: Как называли центр древнего русского города? Так как же называли центр древнего русского города? (кремль) Крепости-поселки стали называть? (Города) -Кто жил за пределами кремля (в посаде)? (За кремлем, в посаде, жили купцы, торговцы, ремесленники, простой народ) Какой пункт плана мы выполнили? (выяснить, где и как строились города в Древней Руси) Оцените себя по листам самооценки. Физкультминутка Какой следующий пункт плана? (узнать истории образования Киева и Новгорода) А теперь совершим путешествие вглубь веков и отправимся в Киев и Новгород. В этом нам поможет статья учебника с. 47-48 и доп информация. Работать будем в группах. 1 группа знакомятся с Киевом, 2 - с Новгородом. Всё, что вы узнаете о городах, занесите в таблицу. (Приложение 2) Вспомним правила работы в группе: громко не разговаривать; не говорить всем вместе; при ответе внимательно слушать говорящего; если в конце ответа вы возражаете или хотите дополнить, поднимите руку. Киев (с. 47 - 48) | Новгород ( с. 49 – 51) | История образования | | | Проверка задания. КИЕВ - Много прекрасных городов стояло на Руси. Но краше всех - Киев, стольный град Великих князей. Рассказывают, что в древние времена жило на этой земле племя полян. Любили поляне и за землей следить, и дома строить. И выделялись среди них трое братьев– Кий, Щек и Хорив да сестра их Лыбедь. Облюбовали братья самое красивое место на днепровских холмах и заложили на нем город. По имени старшего брата назвали его Киевом. - А что вы узнали о Киеве? НОВГОРОД - Ещё один из крупнейших городов того времени – это Новгород. Почему же он носит такое название. На берегу Ильмень-озера, там, где берет начало река Волхов, в далекие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым. - Познакомьте нас с Новгородом. Какой пункт плана мы выполнили? () Оцените себя по листам самооценки. Какой следующий?(узнать о достопримечательностях великих городов) - К нам на урок из древнего Киева гости пожаловали. Давайте послушаем их. КИЕВ (Рассказы детей. Софийский собор – главный храм города. Построен при князе Ярославе Мудром. 13 куполов венчают огромное сооружение, построенное греческими мастерами. Внутри храма великолепие фресок и мозаик. Даже под ногами сверкают узоры мозаичного ковра. Здесь же помещалась и одна из первых библиотек на Руси. Золотые ворота - главные ворота Киева. Они получили такое название, потому что их створки обиты золоченой медью. На этих воротах высоко над землей построили церковь, которая служила одновременно хорошим наблюдательным пунктом. - Такое богатство восхищало въезжающих гостей. Археологи установили, что на территории Киева поселения людей существовали еще в Каменном веке. Киев был основан примерно в 6-7 веках как центр восточнославянского племени полян. В русских летописях город Киев упоминается в 860 году. В народе Киев называли “мать городов русских”. - Давайте послушаем рассказ о достопримечательностях Древнего Новгорода. НОВГОРОД (Рассказы учеников. Софийский собор Недавно я побывал в Новгороде и увидел самую выдающуюся достопримечательность Софийский собор или как его называют собор св. Софии. Он был построен в середине 11 века. Собор был главным храмом, символом Новгорода. “Где святая София, там и Новгород”, говорили в те времена новгородцы. Новгородский кремль Новгородский Кремль - святыня земли Русской. Заложенный князем Ярославом, он является древнейшим из сохранившихся в России кремлем (впервые упоминается в летописи под 1044 годом). Он расположен в самом центре города, на левом берегу Волхова. Характерной чертой башен Новгородского кремля были надвратные церкви. - Город Новгород известен в истории с 859 года. Народное название Новгорода – “господин Великий Новгород”. - А вы знаете, как люди узнали о жизни жителей Новгорода? - Кто занимается раскопками? (археологи) Какой пункт плана мы выполнили? Оцените себя по листам самооценки Какой следующий пункт? () | Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя Осуществляют самооценку Вспоминают правила работы в группах Заполняют таблицу Отвечают на вопрос учителя Осуществляют самооценку Рассказывают про достопримечательности Киева Рассказывают про достопримечательности Новгорода Отвечают на вопросы учителя Осуществляют самооценку | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Групповая Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная | Интерактивная панель: слайд 4-12 Учебник Карта Видеофрагмент Видеоролик Интерактивная панель: слайд 13 Разрезные карточки с таблицами, учебник, дополнительная литература Интерактивная панель: слайд 14 Интерактивная панель: слайд 15 Интерактивная панель: слайд 16 Интерактивная панель: слайд 17 | Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Взаимоконтроль Самоконтроль Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Самоконтроль | различать прошлое, настоящее, будущее; различать прошлое, настоящее, будущее; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; описывать достопримечательности столицы и родного края; описывать достопримечательности столицы и родного края; | П : проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; К : формулировать собственное мнение и позицию; К : формулировать собственное мнение и позицию; Р : осуществлять пошаговый контроль по результату; К : допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; Р : осуществлять пошаговый контроль по результату; П : строить сообщения в устной форме; П : строить сообщения в устной форме; П: строить сообщения в устной форме; П: Строить сообщение в устной форме; К: формулировать собственное мнение и позицию; Р : осуществлять пошаговый контроль по результату; | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; самоанализ и самоконтроль результата; способность к оценке своей учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; самоанализ и самоконтроль результата; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; самоанализ и самоконтроль результата; |