Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе «Мир комнатных растений»
Цель: формировать элементарные представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении; учить различать комнатные растения по внешнему виду.
Воспитательные задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость, добрые чувства, желание оказать помощь.
Развивающие задачи: развивать умение ухаживать за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья; делать все по необходимости; формировать умение осмысленно применять освоенные способы ухаживания за комнатными растениями.
Образовательные задачи: расширять знания детей о комнатных растениях; закреплять умение узнавать знакомые растения, называть их части; пополнять словарный запас детей.
Основная образовательная деятельность: познание.
Интегрированные образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое», «Художественно-эстетическое».
Методы и приемы:
Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Приемы: художественное слово, дидактические игры, вопросы, поощрение.
Наглядные средства обучения: видео проектор, слайды с изображением комнатных растений и комнатные растения.
Словарная работа: комнатные растения, фикус, бегония, герань, бальзамин (огонек), дренаж, цветущее растение, лейка, грабли.
Предварительная работа: беседа о комнатных растениях, уход за комнатными растениями, поливка, рыхление земли в горшке, протирание листьев; посадка комнатного растения, заучивание стихов о комнатных растениях.
Структура
Вводная часть.
Разгадывание загадок.
Беседа. Рассматривание слайдов и комнатных растений в горшках.
Основная часть.
Чтение стихов детьми о комнатных растениях.
Дидактическая игра «Чего не стало?».
Физкультминутка.
Сюрпризный момент.
Беседа о корне растений.
Трудовая деятельность.
Итог.
Ход образовательной деятельности
Загадки о комнатных растениях.
Воспитатель:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Дети: комнатные растения.
Без рук, без ног, но двигается,
Дышит, но не говорит,
Питается, а рта нет. (Растение)
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.(Цветы)
Беседа о комнатных растениях.
Воспитатель: Вы догадались, что сегодня мы будем говорить о комнатных растениях. Посмотрите как много комнатных растений у нас в группе. А как вы думаете, для чего нужны комнатные растения, какую они приносят пользу?
Дети: «Украшают группу, очищают воздух от пыли и выделяют кислород. Они нужны нам для дыхания».
Воспитатель:Правильно, чтобы было красиво – комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут.
Воспитатель: Какие комнатные растения вы знаете?
Дети: герань, фикус, фиалка.
Воспитатель: Каждое растение имеет свое название. Как называется это растение?
Дети: герань.
Воспитатель: Правильно это герань, а еще ее называют – пеларгония. Давайте рассмотрим герань. Что есть у герани?
Дети: стебель, листья, цветы.
Воспитатель: Какой формы листья? Какого цвета листья?
Дети: листья темно – зеленые, светло – зеленые, круглой формы.
Чтение стихов о комнатных растениях.
Герань
На окне стоит цветок,
К солнцу тянется росток,
Красно-алые цветы,
Яркой,дивной красоты.
Они радуют цветеньем,
Шапки,словно загляденье
И головками кивают,
Любоваться приглашают.
Мы герани очень рады,
Не остались без награды,
За уход благодарит,
Ярким цветом вся горит.
Дидактическая игра: «Чего не стало?»
Правило. Не подглядывать.
Оборудование. На столе стоят комнатные растения.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает: «Какого растения не стало?»
Физкультминутка.
ФИКУС
Ну-ка, фикус, похвались - (Хлопки.)
Вот какой огромный лист! (Растопырить пальцы рук.)
Сделан будто бы из кожи, (Потереть ладони.)
Фикус, мы тебе поможем: (Сжимать и разжимать кисти рук.)
Каждый толстенький твой лист, (Прижать ладони друг к другу.)
Вымоем старательно. (Поглаживаем кисти «моем».)
Зеленей ты становись (Хлопки.)
Ростом - с воспитателя! (Потянуться, руки поднять вверх.)
Беседа о корне растения.
У всех растений есть корень. Корень находиться в земле. За счет корня растение не падает и крепко держится в земле. Еще корень питает растение. Когда мы поливаем, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам. Чтобы растение не завяло, его обязательно нужно поливать.
- Любое дело получается хорошо, если его делать с хорошим настроением. Итог.
Воспитатель: Что нового узнали?
Сегодня мы с вами познакомились с тем, как нужно правильно ухаживать за комнатными растениями. Комнатные растения — это живые существа, поэтому мы должны с вами заботиться, беречь их, ухаживать и бережно относится к ним.