Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент | Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитель тайны открывать, Ответы полные давать, Чтобы за работу получить, Только лишь оценку «пять»! -Ребята сегодня мы с вами продолжим изучать тайны русского языка | |
2. Актуализация знаний | - Предлагаю вам сыграть в игру « Кто больше» и вспомнить нашу прошлую тему. Задание. –Ребята, вам нужно подобрать однокоренные слова, на слайде каждому ряду своё -Хорошо, молодцы Какую часть слова, мы с вами вспомнили? | Работа в группах: 1 ряд – лес ( лесной, лесок, лесник); 2 ряд – ход ( ходить, переход, ходок); 3 ряд – печь ( печка, запечь). |
3. Формулировка темы и целей урока Каллиграфическая минутка | А хотите разгадать новую тайну? - Как вы считаете кроме корня есть еще части слова? - Где они находятся? - Как называются? - Возникли ли у вас затруднения? - В чем проблема? - Тогда отгадайте загадку. Я хвастунишка Меняю я форму слова, Люблю бегать по словам Сегодня тут , а завтра там. - Кто догадался, какая тема нашего рока? - Верно! Тема нашего урока « Окончание». - Что мы узнаем на уроке? - Чему научимся? - Правила посадки: спина прямая, локти на столе - Пальчиковая гимнастика , Упражнение «Скалочка» - Откройте тетради и запишите число , классная работа. - Записываем под диктовку: -окно, -под окном, -на окне | - Да -Да -Да -мы не знаем других частей слова. - окончание - узнаем что такое окончание - научимся находить окончания и графически обозначать его, -научимся образовывать слова . выполняют упражнение записывают слова |
4. Первичное закрепление | - Сейчас вам надо разгадать загадку, ответ которого поможет вам в следующем задании: « Зубастый, мохнатый, как есть начинает песню поёт» -Верно, молодцы -Я предлагаю послушать один интересный текст, но мне нужен один помощник, чтобы справиться с заданием. Кто мне поможет? -Ты будешь работать у доски, а вы ребята, будите работать в тетрадях; послушайте внимательно текст и определите на слух слово, форму которого меняет окончание У норы добычи ждёт, Притаившись, серый кот. Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от кота А теперь и за версту Не приблизится к коту. Крыса старая – и та, Видя грозного кота, Убежит в нору под дом, Чтоб не встретиться с котом. Там сидит и в темноте Вспоминает о коте. -Ребята, давайте сверим с доской, какие слова вы выписали? -Хорошо - Смотрите, изменился ли смысл слова? Получились ли новые слова? Для чего менялось окончание в словах? | -кот -кот, кота, коту, котом, о коте. -при изменении слова образуются формы этого же слова, а лексическое значение остаётся прежним. |
5. Физкультминутка | Потрудились – отдохнём, Встанем глубоко вдохнём, Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо, поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять Всем улыбки подарить. | |
6. Работа с учебником | -Открывает учебник на стр. 83 упр. № 151. -Сейчас вы познакомитесь с заданием и будите работать самостоятельно в группах Проверка работ -Как вы озаглавили текст? -Хорошо 1. В тихом лесу журчал ручей. 2. По воде плыли осенние листочки. 3. На витринах сидела маленькая птичка и смотрела на воду. 4. Яркий листик плыл около берега. 5. Птичка опустилась на листья и поплыла Игра «3 лишний» На столах карточки с заданиями, работа в парах. Вместе с товарищами по столу выберите слова и объясните свой выбор | 1 ряд - 1-2 строчка 2 ряд - 3-4 строчка 3 ряд – 5-1 строчка -«приключение птички» 1 ряд – кошка, печка, гусеница, поле - море, горе, картошка, в мире. 2 ряд – грибу, сорняку, выпечка, труду - окно, молоко, дело, собака 3 ряд – дядя, чистота, судья, солнце - тётя, нога, корова, кочерга |
7. Физкультминутка | Глазки видят всё вокруг Обведу я ими круг Глазами видеть всё дано Обведу я снова круг Посмотрю на мир вокруг | Повторяют за учителем |
8. Обобщение изученного | Игра « Засели в домики» -Ваша задача написать как можно больше слов , которые мы можем поселить в данные домики -а,-е,-я. Словарная работа - Отгадайте загадку: 1) От дома начинается У дома и кончается -Выделите корень, окончание, поставьте ударение. 2) На стене висит давно , На холсте всего полно: Лес и речка, и малина Называется - …. 3) Железный нос В землю врос, Рост, копает Землю взрыхляет - Ребята, что одинакового в этих словах? -Всё верно, молодцы | -дорога -картина - лопата -одно окончание, ударение падает на 2 слог, они словарные |
9. Рефлексия | - В конце нашего урока предлагаю сыграть вам в игру «????» - Если ответ « Да»-поднимите палец вверх - Если ответ « Нет»- опустите палец вниз. -Окончание- часть речи? - Окончание изменяемая часть слова? - Окончание служит для связи слов в предложении? - У одного и того же сова могут быть разные окончания? - С помощью окончаний образуются новые слова? - Итак, кто же мне скажет, что такое окончание? - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложениях и словосочетаниях. -Молодцы! -Если вам на уроке было понятно, вы разобрались в теме, поднимите красный кружок - Поднимите жёлтый кружок, если вы чего- то не поняли или если у вас возникали затруднения - Поднимите зелёный кружок, если вам было трудно на уроке и вы не разобрались в теме. -Наш урок окончен, спасибо, до свидания! | - ( нет) - опускаю палец - ( да) - поднимают палец вверх -да -да -нет |
Конспект урока Русского языка.
Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению окончания как изменяемая часть слова..