Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. (К, Г) Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию учебника и прочитать пословицы, определяя тему и основную мысль пословиц. Родина – всем матерям мать. Нет в мире краше Родины нашей. Жить – Родине служить. Береги Родину, как зеницу ока. Родителей почитай, о Родине не забывай. (И) Минутка чистописания: работа с пословицей – Любовь к Родине у семейного очага рождается. Работа с пословицей по плану: 1. Чтение пословицы. 2. Объяснить значение непонятных слов. 3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чем она и чему учит? 4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу. (Д) Видео Казахстан – наша любимая Родина! (К) Исследовательская деятельность. Наблюдение за изменением окончания слова «Родина». Дети записывают вместе с вопросами и словами помощниками, выделяют окончание. Учащимся устно предлагается сравнить изменение окончаний слова «мама», объяснить, почему Родина дорога человеку, как и мама. Сообщение темы и целей урока (К) Чтение и анализ правила из учебника Изменение имен существительных по вопросам называется изменение по падежам или склонением. В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. При изменении по падежам (при склонении) изменяются окончания имен существительных. (К, И) Учащиеся рассматривают таблицу, обращают внимание на название каждого падежа, его краткое условное обозначение, падежные вопросы и слова-помощники. Устно приводят свои примеры, изменяя слово по вопросам. Обращается внимание на то, что к одушевленным существительным ставятся вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком?, а неодушевленные существительные изменяются по вопросам: что? чего? чему? чем? о чем? (Д, К) Динамическая пауза «Падежи» Именительный подпрыгнул, А Родительный летал. Дательный полез на горку, А Винительный устал. Наш Творительный поплавал, А Предложный убежал. Падежи нам все нужны – И при этом все важны Дети демонстрируют свою внимательность, повторяют движения за учителем Работа над лексической и грамматической темами урока (К) Чтение текста «Искусство народных мастеров» Высказывание предположения об основной мысли по названию текста и фотографиям перед прочтением. Устно определить падеж выделенных слов, используя таблицу в предыдущем упражнении Мотивированные дети могут рассказать на основе собственных наблюдений о мастерстве народных умельцев, традиционных ценностях, передаваемых мастерами разных народов. (Д) Показ презентации о декоративно-прикладном искусстве Казахстана. (Г) Учитель предлагает по выбору учащихся просклонять по падежам любые из слов: юноша, мастер, конь, украшение, седло, юрта. Обращает внимание детей на род имен существительных и одни и те же вопросы падежей, независимо от рода существительных. Чтение правила детьми: Имена существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе отвечают на одни и те же падежные вопросы. (Д, К) Пальчиковая гимнастика «Строим дом» Туки – туки молотком, Стучат кулаками одним по другому. Строю, строю новый дом. Ладони располагаются под углом, Будет он большой, как ель, кончики пальцев соприкасаются. Будут окна, будет дверь. Делают из пальцев «окно» и «дверь». Всех в него я поселю: Хлопают в ладоши. Мышку, зайчика, лису. «Повар» Повар готовил обед, Ребром ладони дети стучат по столу. А тут отключили свет. Повар леща берет Загибают пальцы на левой руке. И опускает в компот Бросает в котел поленья, В печку кладет варенье. Мешает суп кочерыжкой, Угли бьет поварешкой. Сахар сыплет в бульон. И очень доволен он! Разводят руками Работа над грамматической темой урока (П) Используя подсказки в тексте и памятку, дети записывают сначала пословицу, в которой слово «дело» стоит в И.п., затем остальные пословицы и поговорки, подписывая падеж над существительным. Определяют роль существительного в предложениях (главный член или второстепенный), делают вывод и сравнивают с правилом. Работа с правилом В именительном падеже имя существительное является главным членом предложения и отвечает на вопрос кто? или что? Форма именительного падежа единственного числа – это начальная форма существительного: кто? мастер; что? искусство. У именительного падежа никогда не бывает предлогов. Во всех остальных косвенных падежах существительные могут употребляться с предлогами. (И) Списывание текста с пропущенными буквами Подчеркивание существительных в именительном падеже. (П) Составление нераспространенных предложений Подчеркивание имен существительных в именительном падеже. Распространение одного из предложений второстепенными членами. Определение падежа существительных В рубрике «Это интересно» дети знакомятся с информацией о падежах в разных языках Работа в «Рабочей тетради» Оценка уровня усвоения навыка по теме |