СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Черепановский педагогический колледж»
Конспект учебного занятия по литературному чтению


Школа: МКОУ СОШ №4

Класс:4 «а»
Учитель: Галушкина Наталья Борисовна

Методист: Шушкова Светлана Александровна
Студент: Загарова Валентина Олеговна

Дата проведения:25.11.20
Тема: 2-е склонение имен существительных

Тип урока: изучение нового материала

Цель: совершенствование умений распознавать имена существительные 2 –го склонения.

Задачи:

Обучающие – обеспечить усвоение правил о склонении имён существительных; уяснение важности распознавания склонения имён существительных; применение полученных знаний при выполнении заданий.

Развивающие – способствовать формированию учебного интереса к предмету, развитию умения участвовать в коллективной работе, формированию умения самоконтроля, развитию умений самостоятельно проверять правильность выполнения задания.

Воспитательные – создать условия для воспитания культуры общения, прилежности, дисциплинированности, активности на уроке.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения материала

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД: Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии в грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Ресурсы: презентация к уроку, учебник  В.П. Канакина,  В.Г. Горецкий   «Русский язык» карточки с текстом.

Основные понятия: Склонения, однокоренные слова, падежи, падежные окончания, имя существительное


Технологическая карта учебного занятия

Структурные компоненты

Образовательная задача учебного занятия

Методы, приемы и формы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудование

УУД

1.орг. момент

Мотивационный момент

Самоопределение к деятельности, и мотивация к учебной деятельности.


















Словесный;

На уроке не зевай,

Сразу всё запоминай,

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!

-Меня зовут Валентина Олеговна, сегодня я проведу у вас урок русского языка







Приветствуют учителя- Проверяют готовность к уроку





-

Регулятивные УУД.

Коммуникативные УУД.

Личностные.

Актуали

зация

знаний и

постановка цели урока

Отработка правильного письма букв.

Словесный; наглядный. Фронтальная.

Пальчиковая гимнастика

-Начнём мы с вами с пальчиковой гимнастики. Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу. -Раз, два, три, четыре, пять,(сгибаем пальчики на руках под счет) Пальчики, пора вставать!(выполняем движение пальцами вперед-назад) Будем делать мы зарядку, (хлопаем в ладоши) Будем мы скакать вприсядку,(движения пальчиками, как будто брызгаем водичкой) Будем прыгать и плясать.(вращательные движения руками в запястьях) Раз, два, три, четыре, пять.(сгибание пальчиков) Физминутка для глаз(на слайде)

-Откройте тетради. Отступите 2 строчки, а на 3 записываем: число и классная работа.

-Давайте хором проговорим число и классную работу. -Обращайте внимание на написание букв с доски.

-Не забываем про правильную посадку при письме и положение тетради.

Каллиграфическая минутка

2 минуты


- Сегодня мы напишем красиво и правильно букву «б» в соединении с буквой «п»: Бп (4раза).

- Чем интересна эта пара букв? (…)

- Назовите другие парные согласные.


- Вот сейчас мы и проверим, на сколько хорошо вы знаете русский язык. На мои вопросы давайте короткие и быстрые ответы.



- Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?(

- Имя существительное изменяется по … (

- Сколько падежей в русском языке?

- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?

- Определите падеж существительного после прогулки 

- Начальная форма имени существительного

- На какие вопросы отвечает Д.п.?(Кому?Чему?)

- Каким членом предложения являются существительные в И.п.? 

- Какие имена существительные относятся к 1 скл? 

- Как определить склонение имени существительного? Алгоритм

(Учитель прикрепляет к доске карточки-опоры)

  1. Поставить в начальную форму

  2. Определить род

  3. Найтиокончание

  4. Если это существительное ж.р. или м.р.

с окончанием–а или



 Используя алгоритм, выберете слова, которые относятся к 1 скл. и выпишите их в столбик.

На слайде записаны слова

Зв..зда, в..лна, в..скр..сенье, п..м..дор, д..ждинка, к..рабль, обл..ко, д..дуля, т..пор, скв..рчиха.Выделить в словах окончания!!!

Самостоятельная работа. Взаимопроверка по образцу

- Что еще объединяет эти слова?

Объясните написание букв.

- Выпишите оставшиеся слова во второй столбик. Что можете сказать об этой группе слов?(Словарные слова. Непроверяемый безударный гласный в корне).

Почему я выбрала слова с этими орфограммами?



- Можете ли вы сказать, к какому склонению относятся эти слова? (Можем только предположить, что ко 2-му).

- Да, вы выписали слова, которые относятся ко 2-му склонению.

- Какова же будет тема урока?

-Какие мы поставим цели перед с собой?(Находить слова, которые относятся ко 2-му склонению, определять склонение)






























-Записывают число и классная работа












-в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.








- Имя существительное)

-Числам и падежам)


(6)


(И.п.)



(Р.п.)



(Форма именительного падежа единственного числа.)


(Подлежащим)



(Ж.р. и м.р. с окончаниями –а, –я)





























(Орфограмма проверяемый безударный гласный в корне)






В этих орфограммах чаще всего допускаются ошибки, поэтому надо тренироваться, чтобы их избежать)


(2-е склонение имен существительных)


Л., К.

Открытие новых знаний




Ребята, как вы думаете какие существительные относятся ко 2-му склонению.

- Давайте проверим наш вывод, прочитав сведение в учебнике на стр 94.



Физминутка



Наклонились вниз, руки в пол.

Выпрямились, потянули руки к потолку.

Наклонились влево, руки к окну.

Наклонились вправо, руки к коридору.



  1. Включение в систему знаний



- Заметили ли вы в физминутке что-то по теме урока? (Слова пол, потолок, окно, коридор – 2 склонения)



- Посмотрите вокруг. В нашем классе есть еще много слов-имен существительных 2 склонения. Назовите их и окончание этого слова.(Окно, ведро, стол, компьютер, проектор, экран, мел, учитель, ученик, портфель, пенал, карандаш, учебник, стеллаж и т.д.).



- Составьте небольшой рассказ, используя эти слова. (Выслушать несколько ответов).

- Я тоже составила рассказ, но вы должны мне помочь его собрать.

Работа в парах:

- Каждой паре даётся набор предложений, дети должны его собрать в один текст.

Текст:

Учитель подошёл к доске. Он написал задание. Ученики приступили к работе. Надо найти существительные 2-го склонения. Все справились с этой задачей.

- Давайте и мы в полученном тексте найдем существительные 2-го склонения.

Вывод: составлять по смыслу текст и находить слова со 2-м склонением

Упр. 163 (с. 93).

-Ребята, прочитайте задание к этому упражнению.

Рассмотрите образец.

Назовите грамматические признаки первого слова в паре.

Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. (Оно среднего рода, в начальной форме имеет окончание -о., окончание нужно будет выделить во всех словах)

Что вы можете сказать о втором слове?

Назовите грамматические признаки этого имени существительного. (Это имя существительное среднего рода, в единственном числе, 2-го склонения.)

Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. (Оно среднего рода, в начальной форме имеет окончание -е.)

Берег-бережок, горох-горошек, хозяин-хозяйство, заяц- зайчик, солнце- солнышко, сердце-сердечко, телефон-телефонист, медведь-медвежонок, календарь-календарик, кольцо-колечко, костюм-костюмчик, комбайн- комбайнер, озеро-озерцо.

-Какие слова проиллюстрированы? Что вы можете сказать об этих словах?

Ребята, а вы знаете происхождение телефона?

Подчеркните в них непроверяемые орфограммы, поставьте ударение в них. Разберите по составу слово горох.

Вывод: Чему учились, выполняя данное задание? (подбирать однокоренные слова )



- Давайте с вами откроим учебник на стр.94 выполним упр.164


Прочитайте стихотворение про себя. Вслух нужно прочитать.

-О чём стихотворение? Кто автор? Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как называется этот жанр живописи? (Натюрморт.)

Какие слова выделены в стихотворении?

-Что такое сервиз? (Сервиз - полный набор столовой или чайной посуды на определённое количество человек. Бутерброд — ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т. п.)

-Ребята, напишите в тетрадь стихотворение. Найдите имена существительные 2– го склонения, выделите у них окончания.

-Давайте, проверим, что получилось у вас. (Самопроверка, самооценка)

-Сейчас нужно составить предложение с однородными членами предложения, используя данную картинку. А какие предложения называются однородными? (Одноро́дные чле́ны предложе́ния главные или второстепенные члены предложения, связанные в нём с одной и той же словоформой и выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию.) (дети устно составляют, самое удачное записывают в тетрадь)

На стол поставили чайный сервис, тарелку с бутербродами, торт и букет цветов.

Вывод: Чему учились, выполнять данное задание?

Научились составлять предложение с однородными членами предложения.











































































-(это имя существительное среднего рода, в единственном числе, 2-го склонения.)




(Это однокоренное слово.)























(Горох, телефон.)

(Это слова из словаря.)


П. , Пр., Л., К., Р.








Итог:



















Рефлексия


Оценить собственную деятельность на уроке

Словесный, наглядный; Фронтальная

 Чему научились на уроке?

- Как определить склонение имени существительного?

- Какие имена существительные  относятся к 1 склонению?

- Какие имена существительные  относятся ко 2 склонению?

- Какое задание для вас было самым интересным?

- Какое задание для вас было самым трудным?

- Кто успешно выполнил все задания?

- У  кого ещё остались вопросы?

- За что вы сегодня себя могли похвалить?


(Рефлексия на слайде)

.


Л., К., Р.

Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.

Словесный; фронтальная







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!