Ребята, как вы думаете какие существительные относятся ко 2-му склонению. - Давайте проверим наш вывод, прочитав сведение в учебнике на стр 94. Физминутка Наклонились вниз, руки в пол. Выпрямились, потянули руки к потолку. Наклонились влево, руки к окну. Наклонились вправо, руки к коридору. Включение в систему знаний - Заметили ли вы в физминутке что-то по теме урока? (Слова пол, потолок, окно, коридор – 2 склонения) - Посмотрите вокруг. В нашем классе есть еще много слов-имен существительных 2 склонения. Назовите их и окончание этого слова.(Окно, ведро, стол, компьютер, проектор, экран, мел, учитель, ученик, портфель, пенал, карандаш, учебник, стеллаж и т.д.). - Составьте небольшой рассказ, используя эти слова. (Выслушать несколько ответов). - Я тоже составила рассказ, но вы должны мне помочь его собрать. Работа в парах: - Каждой паре даётся набор предложений, дети должны его собрать в один текст. Текст: Учитель подошёл к доске. Он написал задание. Ученики приступили к работе. Надо найти существительные 2-го склонения. Все справились с этой задачей. - Давайте и мы в полученном тексте найдем существительные 2-го склонения. Вывод: составлять по смыслу текст и находить слова со 2-м склонением Упр. 163 (с. 93). -Ребята, прочитайте задание к этому упражнению. Рассмотрите образец. Назовите грамматические признаки первого слова в паре. Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. (Оно среднего рода, в начальной форме имеет окончание -о., окончание нужно будет выделить во всех словах) Что вы можете сказать о втором слове? Назовите грамматические признаки этого имени существительного. (Это имя существительное среднего рода, в единственном числе, 2-го склонения.) Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. (Оно среднего рода, в начальной форме имеет окончание -е.) Берег-бережок, горох-горошек, хозяин-хозяйство, заяц- зайчик, солнце- солнышко, сердце-сердечко, телефон-телефонист, медведь-медвежонок, календарь-календарик, кольцо-колечко, костюм-костюмчик, комбайн- комбайнер, озеро-озерцо. -Какие слова проиллюстрированы? Что вы можете сказать об этих словах? Ребята, а вы знаете происхождение телефона? Подчеркните в них непроверяемые орфограммы, поставьте ударение в них. Разберите по составу слово горох. Вывод: Чему учились, выполняя данное задание? (подбирать однокоренные слова ) - Давайте с вами откроим учебник на стр.94 выполним упр.164 Прочитайте стихотворение про себя. Вслух нужно прочитать. -О чём стихотворение? Кто автор? Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как называется этот жанр живописи? (Натюрморт.) Какие слова выделены в стихотворении? -Что такое сервиз? (Сервиз - полный набор столовой или чайной посуды на определённое количество человек. Бутерброд — ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т. п.) -Ребята, напишите в тетрадь стихотворение. Найдите имена существительные 2– го склонения, выделите у них окончания. -Давайте, проверим, что получилось у вас. (Самопроверка, самооценка) -Сейчас нужно составить предложение с однородными членами предложения, используя данную картинку. А какие предложения называются однородными? (Одноро́дные чле́ны предложе́ния главные или второстепенные члены предложения, связанные в нём с одной и той же словоформой и выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию.) (дети устно составляют, самое удачное записывают в тетрадь) На стол поставили чайный сервис, тарелку с бутербродами, торт и букет цветов. Вывод: Чему учились, выполнять данное задание? Научились составлять предложение с однородными членами предложения. |