Тема: Китай
Цель: обеспечить усвоение знаний по теме
Планируемые результаты:
Предметные: формировать понятийный аппарат; уметь применять исторические знания для характеристики внешней политики Османской империи, приобретать опыт историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений.
Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи, выявлять их общие черты и различия.
Личностные: приобретать опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Основные понятия и термины: традиционное общество, “сын неба”, Поднебесная империя, буддизм, даосизм, конфуцианство.
Ход урока
1.Орг момент
2.Актуализация знаний
3.Открытие нового знания
1). Характерная черта традиционного общества - наличие абсолютной монархии.
По форме правления Китай был абсолютной монархией. Правителя Китая называли “Богдыхан”. Когда кортеж императора проезжал по улицам никто не мог выглянуть на улицу, все окна и двери закрывались. О смене правителя китайцы узнавали по смене девиза правителя. Императора называли “Сыном Неба”, а империя Китай называлась Поднебесной.
Канси | Юнчжен | Цяньлун |
Китай превратился в мощную державу | Усиление центральной власти | Империя достигла зенита могущества |
Началось восстановление пршедших в негодность дамб,плотин,каналов | Отличался недоверчивым отношением к своему окружению | Просвещённый монарх,покровитель наук и искусства,коллекционер картин |
1684 –снят запрет на торговлю с иностранцами | 1730Создан Военный штаб(Военный совет)-правительство при богдыхане | Уволил со всех должностей представителей правящего клана |
1712 проведена налоговая реформа,восстановление экономики страны | Катайцы стали занимать ответственные посты во власти | Проведена реформа учёта населения |
Заключен Нерчинский договор с Россией .присоединены земли к северу от Амура | 1727г определена граница между Китаем и Россией,развивалась торговля | Подчинил Тибет,Джунгарию, Кашгарию |
Поощрялись конфуцианские ценности | | Проведена литературная инквизиция,сожжены кромольные книги |
Развивалась литература | | Увеличился налоговый гнёт,росла коррупция |
2). По древней традиции государство обладало правом верховной власти на землю и стремилось не дать расти частной собственности – это приводило к ослаблению центральной власти. Характерной чертой в экономике традиционного общества являлось то, что – в Китае земли делились на государственные и частные.
Огромные государственные земли принадлежали императорам их родственникам и приближенным, чаще всего они увеличивали свои земли за счет захвата крестьянских земель..
3). Сословный строй.
Характерной чертой традиционного общества является сословная система.
Высшее сословие. Привилегии передавались по наследству. К нему принадлежали родственники императора и их потомки “Желтонопоясные”. “Краснопоясные” и “Железношлемные” - потомки приближенных первых императоров.
Шэньши – “ученые” - принадлежность не передавалась по наследству. Чтобы стать шэньши, необходимо было сдать экзамен и получить ученую степень. Она давала право поступить на государственную службу. Правом сдать экзамен пользовались не только помещики, но и крестьяне и ремесленники.
Из среды шэньши назначались управители городов, судьи и другие высшие чиновники. Европейцы прозвали их мандаринами. Внешнее отличие мандаринов были маленькие шарики на головном уборе: рубиновые, коралловые и другие в зависимости от ранга.
Высшие сословия освобождались от позорных наказаний, их не имели права наказывать бамбуковой палкой. Им не разрешалось заниматься торговлей, ростовщичеством и ремеслом.
Низшие ступени ---сословия земледельцев, ремесленников и торговцев.
На самом низу сословной лестницы находились женщины и рабы
.Презренными считались актеры, уборщики, привратники государственных учреждений, а также люди, постоянно живущие на лодках на воде.
Работа с текстом – исправь ошибку (см. приложение 2). После выполнения работы, проверка: два-три ученика зачитывают ошибки и дают правильный ответ. Остальные учащиеся проверяют работу соседа по парте – взаимопроверка, и оценивают работу по пятибалльной системе.
4.) Религия.
Нельзя понять внутренний мир и главные ценности, присущие людям традиционных обществ, если не познакомиться с их религиозными учениями.
Религиозно-культурной основой учений Китая явилось триединство основных учений Китая.
Работа с наглядной таблицей.
Конфуцианство | Даосизм | Буддизм |
Конфуций 551-479 г. до н.э. | Лао-Цзы VI-V вв. до н.э. | Сиддхартха Гаутама VI-V вв. до н.э. |
Мудрость Гуманность Верность Почитать старших Мужество | Жизнь природы и общества подчиняются дао | Цель человеческой жизни отказ от всякого сильного чувства. Это приведет к прекращению страданий. |
| | |
| | |
Эти учения определяли морально-этические нормы поведения людей, древнее представление о мире, философские представления.
К началу нового времени сложилась система религиозных верований. Характерной чертой являлось – стремление быть в гармонии с природой, усовершенствование своей души и тела.
5.)Работа по учебнику –Закрытие Китая.
4.Закрепление
После ответов учеников, учитель делает вывод: В Китае XVII–XVIII вв. несмотря на высокий уровень развития торговли и ремесла не сложился капиталистический уклад, который в странах Западной Европы уже существовал. Причиной этому – неравномерность исторического развития различных стран, в Китае сохранялись рабовладельческие и первобытнообщинные пережитки.
После проверки заполнения таблицы для итогового контроля учащимся предлагается выполнить итоговый тест. (Cм. приложение 3)
5.Рефлексия.
6.Домашнее задание: пар 19(2,5) вопр 2,3
Приложение 1
Таблица “Основные черты западной и восточной (традиционной) цивилизаций”
Восточная цивилизация | Западная цивилизация |
Сосредоточенность на духовном, большая роль религиозных ценностей. | Религиозная основа - христианство(православие, протестантизм, католичество). Разделение светской и духовной(религиозной)сфер жизни. Рациональное сознание. |
Принцип коллективизма, личность не представляет собственной ценности | Индивидуализм, приоритет личности, её прав, интересов |
Отсутствие классовой структуры, сословно-корпоративная структура общества, её замкнутость | Развитая классовая структура общества, наличие партий, профсоюзов |
Государство подчиняет общество. Деспотия Власть выше законов. Личная инициатива и ответственность исключаются. | Правовое демократическое государство. Закон выше власти. Гражданское общество автономно от государства. Выборность органов власти (тоталитаризм – порождение западной цивилизации) |
Слабо развита частная собственность | Развитая частная собственность. Высокий престиж предпринимательства. |
Зависимость экономики от природных условий, экстенсивные технологии. Нет рыночной экономики | Меньшая зависимость от природных условий, интенсивные технологии. Рыночная экономика. |
Вертикальный характер связей, отношения подчинения и господства. Отсутствие горизонтальных связей. Зависимость от властей. | Наличие развитых горизонтальных связей. Независимость от власти. Прогрессивный тип развития. |
Циклический тип развития, устойчивость цивилизаций. Фатализм, вера в предопределенность судьбы. | Линейное быстротекущее время, которое состоит из прошлого, настоящего и будущего. |
Приложение 2
Текст с ошибками
“В Китае все население делилось на касты. К высшему сословию принадлежали родственники императора и их потомки – “краснопоясные”, имевшие право носить пояс императорского красного цвета. Привилегированным сословием были самураи и актеры. Внешним отличием актеров были маленькие шарики на головном уборе: рубиновые, коралловые или другие. Высшие сословия освобождались от позорных наказаний, их не имели права наказывать бамбуковой палкой. Они активно занимались торговлей, ростовщичеством и ремеслом. Одну из низших ступеней сословной лестницы занимали земледельцы, трудолюбие которых не имело себе равных. Труд считался в Китае наказанием за грехи, на которое небо обрекло весь человеческий род”.
4