СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по теме "Свободное время"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок раскрывает основные вопросы темы:

  1. Что такое свободное время.
  2. Свободное время и занятия физкультурой.
  3. Свободное время, телевизор, компьютер и мобильный те­лефон.
  4. Своими руками.
  5. Что такое хобби.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме "Свободное время"»

Свободное время.

Повторение Д/з.

  1. Что такое семейные заботы?

  2. Назовите качества, которыми должен обладать хозяин дома?

  3. Что значит рачительный хозяин?

  4. Что такое экономика?

  5. Дайте совет как хозяйствовать по правилам.

Новый материал.

Мы с вами продолжаем изучать раздел – семья. И сегодня поговорим ещё об одной важной теме касающейся каждого из нас.

- Знаете ли вы, что такое досуг? (время не занятое работой, делами).

- Досуг, или свободное время, - необходимая часть жизни любого человека. В это время можно проявить самостоятельность и индивидуальность.

Тема нашего урока: «Свободное время». СЛ 2 Листы самоанализа.

Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

  • Как выдумаете, на какие вопросы нам предстоит ответить. (Ответы учеников.)

План уроков. СЛ 3

  1. Что такое свободное время.

  2. Свободное время и занятия физкультурой.

  3. Свободное время, телевизор, компьютер и мобильный те­лефон.

  4. Своими руками.

  5. Что такое хобби.

- Всем нам знакома нехватка времени, Послушайте, как этот феномен описывает психолог Л.М. Гайсина. СЛ 4

  • Какую проблему поднимает автор? Считаете ли вы ее важной для обсуждения? Ответ обоснуйте.

Проблемный вопрос. Почему подростки должны с пользой про­водить свободное время? СЛ 5

1. Что такое свободное время СЛ 6

  • Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите сло­восочетание свободное время?

Обществоведы дают следующее определение.

Свободное время - часть внерабочего времени, остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необ­ходимых затрат.

  • Так ли уж важно знать, как человек проводит свое свобод­ное время, ведь это личное дело каждого?

  • Один детский журнал напечатал письма ребят о том, что они делали в свободное время. Познакомьтесь с ними и от­ветьте на вопросы. стр. 40 Обсудим вместе СЛ 7

- Какие занятия этих ребят вы хотели бы повторить, а какие нет? Почему?

— Как вы думаете, кто из этих подростков с толком исполь­зовал свое свободное время?

Как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о том, как человек проводит свободное время.

— Охарактеризуйте понятие свободное время и представьте ре­зультаты в виде схемы. (Ученики выполняют задание.) СЛ 8, 9







Для того чтобы правильно организовывать свое свободное время, необходимо пользоваться следующей памяткой.

Как использовать время правильно СЛ 10, 11

- Вы сможете использовать время эффективно, если будете по­нимать, что поставленные задачи можно решить.

- Но всегда ли с пользой подростки проводят свое свободное время?

— Используя прием «Мозговой штурм», назовите, чем зани­мается подросток в свободное время. А я буду записывать ваши предложения на доске. (Ученики выполняют задание.)

- А теперь попытаемся классифицировать занятия подрост­ков, заполнив таблицу. СЛ 12

Полезные занятия

Бесполезные занятия

Вредные занятия




(Проверка выполнения задания и подведение итогов изучения вопроса.)

Давайте с помощью теста проверим, как вы проводите свое свободное время, и выработаем рекомендации по его эффектив­ному использованию.

Тест «Как вы проводите свободное время?»

От 0 до 8 баллов. Свободное время вы проводите очень од­нообразно. Все же время от времени вам нужно проявлять силу воли. Вряд ли вы порадуете своих родителей и друзей, если на их вопрос о том, как вы хотите провести выходные, ответите: «А мне все равно».

От 10 до 14 баллов. Чтение — это замечательное занятие, но нельзя заниматься этим, сидя в кресле, бесконечно. Вам лучше было бы также заняться спортом.

От 16 до 20 баллов. Вы умеете пользоваться каждой минутой своего времени. У вас много забот. Слово «скука» вам незнакомо.

Если вы набрали 20 баллов, подумайте: остается ли у вас время на отдых?

— Давайте послушаем советы психолога о том, как лучше ор­ганизовать досуг. СЛ 13

  1. Займитесь каким-либо видом спорта.

  2. Помните, что умственный отдых - это основа получения серьез­ного багажа знаний и способ всестороннего развития.

  3. Уделите особое внимание распределению различных развлечений по временным промежуткам, т. е. каждой части досуга должны соответ­ствовать свои время и место. Например, для интеллектуального досуга больше всего подходит время от 3 до 5 часов дня.

  4. Отправьтесь с родителями в увлекательное путешествие.

  5. Общайтесь с друзьями.

  6. Выберите время для посещения театра.

  7. Регулярно посещайте библиотеки.

Продолжите фразы. СЛ 14

  • Свое свободное время я трачу...

  • Лучшим отдыхом для меня является...

  • От использования свободного времени зависит... (Ответы учеников.)

2. Свободное время и занятия физкультурой

Современные ученые бьют тревогу в отношении будущего развития человечества. Многие из них обеспокоены тем, что с раз­витием технического прогресса люди перестали активно двигать­ся, предпочитая пассивный образ жизни активному.

— Предположите, к чему это может привести. (Ответы учеников.)

А между тем каждый из нас, в меру своих сил, должен быть от­ветственным за свое здоровье. Это не только ваше достояние, вы часть общества, на вас лежит забота о близких, родителях. У вас впереди активная жизнь, в которой нужно реализовать себя. За­думайтесь, как вы относитесь к своему здоровью, особенно если мало времени проводите на воздухе, не занимаетесь физическими упражнениями, нерегулярно питаетесь, мало спите, просиживая за компьютером.

Обследования детей школьного возраста дают безрадостную картину. Почти у 80% школьников есть проблемы со здоровьем. Конечно, многое зависит и от окружающих условий. Наша эко­логия действительно оставляет желать лучшего, однако списы­вать все на внешние факторы нельзя. Многое можно изменить самому.

Сыграем в игру «Угадай». На экране вы увидите логические ряды, объединенные единым понятием, которое вам необходимо отгадать. СЛ 15

  1. Поле, мяч, команда, сетка, свисток. {Волейбол.)

  2. Вода, дорожка, очки, вышка. (Бассейн.)

  3. Снег, горка, палки, мороз, трамплин. (Лыжи.)

  4. Лед, ботинки, сетка, свисток, бортик, ворота. (Хоккей.)

  5. Зал, канат, тренер, мяч, кольцо, сетка, скамейка. (Спортивный зал.)

  6. Доска, фигура, диагональ, поле. (Шахматы.)

Работая с логическими рядами, вы убедились в том, что су­ществует множество интереснейших занятий, связанных с под­держанием физической формы.

- Как вы думаете, какой вид спорта способствует интеллек­туальному развитию? (Шахматы.)

— Действительно, шахматы тоже принято считать видом спор­та. Прочитайте текст в рубрике «Путешествие в прошлое» на с. 44 учебника.

  1. Когда и где зародилась игра в шахматы?

  2. Почему она получила такое название?

  3. Почему люди играют в шахматы более полутора тысяч лет?

  4. Почему не перестают любить эту игру?

— Как вы понимаете выражение «думать на несколько ходов вперед»?

— Полезно ли это?

— А теперь разделитесь на пять групп. Каждая должна выбрать определенный вид спорта и выполнить следующие задания: (Подготовка проектов и презентация.) СЛ 16

— Как вы думаете, почему люди, зная, что сигареты, алко­голь, наркотики вредны и даже опасны для здоровья, имеют вредные привычки?

— Работая в группах, определите, что такое полезные и вред­ные привычки. (Ученики выполняют задание.)

СЛ 17 Итак, мы пришли к выводу о том, что полезные привычки — это те, что улучшают здоровье, способствуют восстановлению сил и улучшению жизни человека, а вредные привычки — те, что, на­оборот, ухудшают здоровье, вызывают проблемы в отношениях с окружающими людьми.

- Перечислите различные полезные и вредные привычки. (Ученики выполняют задание.)

Сегодня спортом активно занимаются и люди с ограничен­ными возможностями здоровья. Специально для них проводят чемпионаты и даже Паралимпийские игры — аналог Олимпий­ских игр. Паралимпийские игры в Сочи в 2014 г. завершились триумфом сборной России. СЛ 18 80 медалей. О чём свидетельствуют эти цифры? Это не просто цифры, это 80 историй преодоления, в первую очередь самого себя. Проблема. Листы самоанализа.

Домашнее задание: § 5 п. 1 и 2. Стр. 48 ? 6, 7 письменно на листе А4 СЛ 19 * сообщение о хобби или параолимпийце





— Представьте, что вы попали в компанию, где большинство подростков курят, употребляют пиво и энергетические на­питки, содержащие алкоголь. Вам настойчиво предлагают попробовать, но вы не хотите. Каков будет ваш ответ?

(Ученики обыгрывают ситуацию.)

Итак, мы выяснили, что правильно отказываться нужно сле­дующим образом. Чтобы не обидеть присутствующих, не стоит грубить (вы можете спровоцировать агрессию) или произносить фразу вроде «Я что, совсем?» и крутить пальцем у виска. Ком­пания может решить, что вы считаете себя выше их, что тоже вызовет агрессию. Лучше дружелюбно, вежливо, но твердо ска­зать: «Спасибо, в другой раз» или «Вы очень интересные ребята, но я не могу пить (курить), у меня... (например, аллергия)».

Ситуации для анализа:

  1. Ваш друг начал курить, употреблять пиво. Попытаетесь ли вы его остановить? Если да, то как? Или составите ему компанию?

  2. Ваша успеваемость в школе намного снизилась из-за того, что вы увлеклись компьютерными играми, и родители запретили пользоваться компьютером в этих целях. Вы обидитесь на родите­лей, посчитав, что они неправы, и оставите успеваемость на преж­нем уровне или постараетесь решить проблему в школе и сделать выводы относительно сложившейся ситуации?

  3. Родители решительно советуют вам не дружить с ребятами, которые курят и пьют алкоголь. Будете ли вы продолжать дружбу или нет? Почему? Каковы возможные последствия вашего ре­шения?

(Проверка выполнения задания.)

















































Приложение

Тест «Как вы проводите свободное время?»

Из каждой позиции надо выбрать один вариант.

  1. а) У вас сломался телевизор, и вы спокойно ждете масте­ра, так как смотрите передачи не каждый день, а время от времени.

б) У вас сломался телевизор, и вы сразу же находите спо­соб починить его, так как не можете без него обойтись ни единого дня.

  1. а) Вы можете назвать три книги, которые недавно прочли или собираетесь прочесть.

б) Вы еще не знаете, что будете читать, так как определен­ных планов нет.

  1. а) У вас есть хобби: вы собираете марки, или увлекаетесь фотографией, или...

б) Любимое ваше занятие - растянуться на диване или про­вести вечер в ближайшем кафе.

  1. а) Вы любите природу, прогулки по лесу, пользуетесь ма­лейшей возможностью, чтобы совершить короткую или продолжительную экскурсию.

б) Хождение пешком не доставляет вам никакого удоволь­ствия, лучше лишний раз проехать на автобусе или ав­томобиле.

  1. а) Целый год вы без устали трудитесь, а когда начинают­ся каникулы, отлично отдыхаете, ничего не делая, лежа на диване.

б) Во время каникул вы предпочитаете путешествовать, по­сещать новые места.

  1. а) Если у вас неожиданно выдался свободный день, вы знае­те, что делать, так как планов уйма,

б) Если у вас выдался свободный день, вы не знаете, как его провести, ведь это произошло так неожиданно.

  1. В воскресенье вам должны позвонить. Ожидая телефонный звонок, вы:

а) сидите перед телевизором или слушаете радио;

б) занимаетесь уборкой в квартире.

  1. а) Дома вы играете в шахматы, домино и т. д.

б) У вас нет ни одной из этих игр, но вы собираетесь их приобрести.

  1. а) Вы не испытываете никаких эмоций к человеку, который

разводит почтовых голубей. Вам это безразлично, б) Вы можете понять того, кто завел какое-либо животное

и очень увлечен, заботясь о нем.

  1. а) Свободное время для вас не проблема, у вас столько раз­ных интересов, что вы не знаете, чем в первую очередь займетесь.

б) Свободное время вам в тягость, вам хочется, чтобы вы­ходные поскорее прошли.


Результаты. За каждый выбранный вариант «а» при ответе на вопросы 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10 поставьте себе два балла. Точно так же присудите себе два балла, если вы выбрали вариант «б» при ответе на вопросы 5, 7, 9.



Тест «Как вы проводите свободное время?»

Из каждой позиции надо выбрать один вариант.

  1. а) У вас сломался телевизор, и вы спокойно ждете масте­ра, так как смотрите передачи не каждый день, а время от времени.

б) У вас сломался телевизор, и вы сразу же находите спо­соб починить его, так как не можете без него обойтись ни единого дня.

  1. а) Вы можете назвать три книги, которые недавно прочли или собираетесь прочесть.

б) Вы еще не знаете, что будете читать, так как определен­ных планов нет.

  1. а) У вас есть хобби: вы собираете марки, или увлекаетесь фотографией, или...

б) Любимое ваше занятие - растянуться на диване или про­вести вечер в ближайшем кафе.

  1. а) Вы любите природу, прогулки по лесу, пользуетесь ма­лейшей возможностью, чтобы совершить короткую или продолжительную экскурсию.

б) Хождение пешком не доставляет вам никакого удоволь­ствия, лучше лишний раз проехать на автобусе или ав­томобиле.

  1. а) Целый год вы без устали трудитесь, а когда начинают­ся каникулы, отлично отдыхаете, ничего не делая, лежа на диване.

б) Во время каникул вы предпочитаете путешествовать, по­сещать новые места.

  1. а) Если у вас неожиданно выдался свободный день, вы знае­те, что делать, так как планов уйма,

б) Если у вас выдался свободный день, вы не знаете, как его провести, ведь это произошло так неожиданно.

  1. В воскресенье вам должны позвонить. Ожидая телефонный звонок, вы:

а) сидите перед телевизором или слушаете радио;

б) занимаетесь уборкой в квартире.

  1. а) Дома вы играете в шахматы, домино и т. д.

б) У вас нет ни одной из этих игр, но вы собираетесь их приобрести.

  1. а) Вы не испытываете никаких эмоций к человеку, который

разводит почтовых голубей. Вам это безразлично, б) Вы можете понять того, кто завел какое-либо животное

и очень увлечен, заботясь о нем.

  1. а) Свободное время для вас не проблема, у вас столько раз­ных интересов, что вы не знаете, чем в первую очередь займетесь.

б) Свободное время вам в тягость, вам хочется, чтобы вы­ходные поскорее прошли.


Результаты. За каждый выбранный вариант «а» при ответе на вопросы 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10 поставьте себе два балла. Точно так же присудите себе два балла, если вы выбрали вариант «б» при ответе на вопросы 5, 7, 9.



Как использовать время правильно

  • Составьте список всего, что вам нужно сделать. Внесите в него и самые маленькие дела, не сосредоточивайтесь только на больших.

  • Разместите в самом верху списка то, что, по вашему мнению, сле­дует сделать в первую очередь. Также отметьте дела, которые можно сде­лать в любое время.

  • Выделите те дела, которые можно выполнить быстро и сразу. Если вы хотите использовать свое свободное время правильно, у вас должно быть несколько дел, которые можно сделать, к примеру, во время теле­рекламы.

  • Выделите те дела, которые должны выполняться ежедневно. Для этого просто проанализируйте список, и вы поймете, что некоторые пункты не относятся к важным каждодневным делам. Например, при­готовить ужин необходимо, а мойку окон можно и отложить.

  • Управляйте своим временем. Если кто-то хочет отнять у вас драго­ценное время, рассказывая сплетни, уйдите от этого разговора. Бессмыс­ленно тратить свое время на досужие разговоры.

  • Убедитесь, что предметы, которые нужны для выполнения дел, находятся рядом. Чем меньше лишних шагов, тем больше экономия вре­мени. Прежде чем идти в продуктовый магазин, составляйте список всего необходимого.

  • Проверьте список дел, которые вы выполнили задень, и напишите задачи на следующий. Поставьте вверху списка те дела, которые не были выполнены в срок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!