СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по звуковой культуре речи дифференциация звуков «А» и «У»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной раработке представлен конспект занятия по звуковой культуре речи с детьми 4-5 лет, где развиваются слуховое внимание и фонематический слух, формируется умение дифференцировать гласные звуки "А" и "У", воспитывается усидчивость и интерес к занятиям по развитию речи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по звуковой культуре речи дифференциация звуков «А» и «У»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №57 «Лукоморье» комбинированного вида









Конспект по звуковой культуре речи

дифференциация звуков «А» и «У»

для детей дошкольного возраста (4-5 лет)

















Автор: Малюгина Людмила Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории.









г. Северодвинск, 2023г

Цель: формирование звуков раннего онтогенеза; развитие слухового внимания и фонематического слуха; формирование умения дифференцировать гласные звуки «А» и «У»; учить управлять голосом, менять его силу, громкость.

Задачи:

- Дифференциация звуков [А], [У] изолированно, в словах,

- Развитие фонематического слуха: развивать навык звукового анализа, умения определять и выделять первый звук в слове.

- Развивать зрительное и слуховое восприятие

-Активизировать в речи детей слова со звуком «У» и «А»

-Воспитывать усидчивость, интерес к занятиям по развитию речи.

-Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом

Оборудование: предметные картинки, символы звуков, конверт с письмом, аудиозаписи, кукла.

Ход занятия: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения. 

С этими словами дети выполняют движения, повторяя их за воспитателем.

- Поднимем руки, потянемся к солнышку. Здравствуй, Солнышко!

- Возьмемся за руки и передадим свое тепло друг другу по кругу, легонько сжимая ладони. Это Солнышко доброты согрело ваши ладошки. Согрелись у вас ладошки? Мне сегодня от вас потребуется очень большая помощь. Садитесь на стульчики.

 Воспитатель: Ребята, сегодня утром я встретила почтальона и он передал мне конверт, давайте откроем его: Послушайте, что там написано.

«Ребята, помогите, у меня в рюкзачке беспорядок,

помогите, пожалуйста, расставить всё на свои места».

Интересно, а от кого это письмо и какой порядок надо навести, хотите узнать?

Письмо пришло издалека, поэтому мы полетим на самолёте.

Самолёты загудели.

-У-у-у-у-у. (громко) (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

-Самолёты полетели.

-У-у-у-у-у. (громко) (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо)

-На полянку тихо сели.

-У-у-у-у-у. (тихо) (присесть, руки к коленям)

Воспитатель :Вот и приземлились мы на сказочной полянке, посмотрите, кто же нас встречает?(кукла). Дети здороваются с куклой.

-Ребята, давайте спросим, как зовут нашу куклу. (воспитатель предлагает одному из детей обратиться к кукле с вопросом: Как тебя зовут?)

Воспитатель: (отвечает за куклу)

-Меня зовут Аня.

Я произношу имя ААААААня.

-Какой первый звук слышу? (Звук а)

Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на большой круг. Посмотрите на большой красный круг. (Показываю карточку) Звук [А] можно петь, тянуть, его легко говорить.

Воспитатель.

- Кукла Аня предлагают нам выполнить зарядку для язычка.

Язычок проснулся рано утром.

Открыл окошко (открыть рот), проветрил комнату.

Посмотрел на часы.(язычком вправо, влево)

Закрыл окошко (закрыть рот) и пошел умываться.

Почистил зубы (движения языком от корней к краям верхних зубов, затем нижних), пополоскал рот (надувание щек поочередно).

И захотелось нашему язычку вкусного вишнёвого варенья(облизываем губки).

Съел варенье  и решил покачаться на качелях. (вверх, вниз)

Дети выполняют инструкцию педагога. Оценивание педагогом.

Воспитатель.

Ребята, посмотрите, наша Аня загрустила. Давайте спросим почему? (воспитатель предлагает одному из детей обратиться к кукле с вопросом)

Воспитатель: (отвечает за куклу)

- Я играю в дочки - матери, а моя куколка плачет (Раздаётся звук плачущей куклы)

Я забыла, какую песенку надо спеть, чтобы она не плакала и поэтому мне грустно.

Воспитатель:

- Ребята ,как вы думаете, мы можем помочь Ане?

Дети: «а»

Воспитатель: Соня, спой куколке песенку.

Соня: «а-а-ааа-а-а-ааа»

Воспитатель: Смотрите, а вот и наш проказник звук. Узнали его? (достает звук из коляски)

Дети: Да, это звук «а»

Звучит запись крякающей утки.

Воспитатель. Ребята, слышите, какие-то звуки. Откуда они раздаются? Давайте послушаем ?

(Дети прислушиваются, ходят по группе)

Воспитатель. Кто же это может быть? (Предположения детей)

Воспитатель: Правильно, утка (показываю игрушку утку).

-УУУУУУТКА. Какой первый звук слышите?

Губы сделали воротца для воздуха, они вытянулись в трубочку. Звук [У] можно петь, тянуть, его легко говорить.(показываю карточку)

Физкультминутка «Танец утят»

Утка Уля предлагает Вам отдохнуть.

Дифференциация звуков А- У.

Игра «Будь внимателен, не проспи, [А] и [У] не пропусти.»

Воспитатель: Я буду называть разные звуки. Слушайте внимательно, когда услышите звук (А), хлопайте в ладоши. Когда услышите звук (У),кивайте головой.

А-У-А-А-У-И-У-У-У-А-И-А.-У

 Игра «Отгадай –доскажи словечко». 

Воспитатель :

  1. Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей

и однажды бегемота вытащил он из болота.

Он известен знаменит. Это доктор …(Айболит). 

Какой звук первый в слове ? - звук А.

Рот широка открываем, звук а округляем.

  1. Антон слушает в лесу, как кричат кукушки.

А для этого нужны нашему Антону  (ушки). 

Какой звук первый в слове- звук У.

Губы трубочкой свернули, звук «у» мы протянули..

Чем похожи звуки? Чем отличаются?

Игра «Наведём порядок в рюкзачке»

Кукла Аня: (достаёт рюкзак)

-Ребята, помогите мне пожалуйста, у меня в рюкзачке такой беспорядок, я приготовила для вас сюрприз и не могу его найти.

Воспитатель: В рюкзачке у Ани всё перепуталось.  

Давай наведем  порядок и разложим все на свои места.

Дети поочерёдно достают из рюкзачка картинки, называют их, выделяют первый звук и раскладывают с куклой или утёнком (если слово начинается со звука а, то с куклой, если со звуком у, то с уткой)

Картинки: улитка, утёнок, уж, удочка, утюг, укроп, ухо.

Арбуз, автобус, ананас, акула, апельсин, астра, аист.

На самом дне рюкзачка лежат смайлики.

Кукла Аня:

Ребята, спасибо большое, вы мне помогли и вот мой сюрприз.

Воспитатель: Анечка, большое спасибо за подарки (дети благодарят).

Мы нашей Ане помогли, а теперь пора возвращаться в детский сад: «Самолет летит, самолет гудит УУУ УУ - в группу я лечу-у-у!»

Воспитатель- Какой звук любит Аня? А уточка? Какие слова запомнили на звук «У»? Какие слова вы запомнил на звук «А»? Молодцы!