Конспект
подгруппового логопедического занятия в 1 классе
Тема: «Автоматизация звука [Р]в слогах, словах и предложениях»
Подготовила учитель-логопед МБОУ «СШ №9»
Антонова В.Г.
г. Смоленск
Категория детей: обучающиеся 1 класса
Направление:
Познавательно-речевое развитие
Социально-личностное развитие
Ведущая образовательная область:
Коммуникация
: Цель: автоматизировать звук [Р] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
-Учить чётко произносить звук [р] в слогах, словах и предложениях.
-Развивать фонематическое восприятие.
-Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
-Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов
Коррекционно-развивающие:
-Продолжать развивать память, мышление, внимание.
Коррекционно- воспитательные:
воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка. Оборудование: игрушки; тематические карточки; зеркала,
картинки с артикуляционными упражнениями; таблицы с обозначением акустической характеристики звуков; картинки для автоматизации изолированного звука [Р]; карточки со слогами; картинки, в названиях которых имеется звук [Р].
I. Организационный момент.
Дети заходят в класс и здороваются. Затем встают в круг, взявшись за руки, и говорят:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Наш девиз: «Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно».
II. Артикуляционная гимнастика.
1) Общие упражнения:
1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).
2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).
3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).
4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).
5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).
6. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и нижних зубов.
2) Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звука [Р]:
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).
«Лошадка»
Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна (можно придерживать её рукой)!
Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой.
В гости нас ждала соседка Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду, А соседки дома нету.
«Грибок»
Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
Я стою на ножке тонкой. Я стою на ножке гладкой. Под коричневою шляпой С бархатной подкладкой.
«Гармошка»
Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке! На гармошке я играю,
Рот пошире открываю, К нёбу язычком прижму, Ниже челюсть отведу.
«Бабочка»
К палочке привязаны разноцветные бабочки из бумаги. Взрослый держит палочку так, чтобы бабочки были на уровне лица ребёнка. Взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, определенного цвета, чтобы она полетела.
Бабочка – коробочка, Полети на облачко, Там твои детки –
На берёзовой ветке!
«Волшебная дудочка» (дуем в деревянную дудочку).
III. Сообщение темы занятия.
- Отгадай загадки:
1.Этот гриб красивый, красный,
Но поверьте, он опасный
. (Мухомор)
2.На каком цветке гадают,
Лепесточки обрывают
. (Ромашка)
3.Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Не легко сорвать цветок.
. (Жираф)
4. Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Показались на пути!..
В них ни въехать, ни войти. (Радуга)
- Какой звук чаще всего встречается в этих словах? (Звук [Р])
- Назови слова, в которых звук [Р] стоит:
- в начале слова;
- в середине слова;
- в конце слова.
- Сегодня мы будем работать со звуком [Р] и стараться всегда правильно произносить его.
V. Характеристика звука.
- Когда мы произносим звук [Р]:
- в каком положении находятся губы? (в улыбке);
- а зубы? (их видно);
- что делает язычок? (упирается в верхние бугорки, дрожит);
- что происходит с голосовыми складками? (они вибрируют).
- Дай характеристику (акустическую) звука [Р]:
- звук [Р]: согласный (т.к. воздух при произнесении встречает преграду); звонкий (т.к. голосовые связки вибрируют) и твердый.
VI. Задание на развитие фонематического слуха.
- Если услышишь звук [Р] среди других звуков, подними руку:
А, и, Р, о, в, Р, д, л, Р, к, Р.
- Если услышишь, звук [Р] среди слогов, которые я произнесу, хлопни в ладоши:
Ра, ру, зу, ир, ло, со, та, Ра, ан, Ир, ыл, ор, ол.
- Повтори цепочку слогов:
Ро-Ру-Ро ИР-уР-иР Кро – гро -тро
Ра- Ра-Ры оР-юР-оР Тра – дра-кра
VIII. Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях:
Игра «Запомни и повтори»
Рак-ракета-рубашка-рубин
Ранец-ракетка-рубашка-ружье
Горы-корыто-ворота-корона
Игра с мячом «Назови ласково»
Инструкция: Я называю слово и бросаю мяч. Ты ловишь мяч и называешь слово ласково.
Роза-
Рот
Рыбак-
Перо-
Барабан-
Корова-
Игра «Новые слова» Замени в словах первый звук на звук Р.
Мак-
Нога
Кот
Мука
Хобот
Козы
Физкультминутка.
В небе гРом, гРоза-
(Громкие хлопки перед собой)
ЗакРывай глаза.
(Закрыть глаза руками)
Дождь пРошёл, тРава блестит,
(Подскоки)
В небе Радуга стоит.
(Наклоны головы влево – вправо)
Игра «Исправь предложение»
Инструкция: дедушка АУ перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Послушай, предложения. Найди и исправь ошибки.
В розах растут сады.
Мусор убирает Рому.
Арбуз купил Артема.
Куры кормят Марусю.
Рыба поймала рыбака.
Красный шарф надел Егора.
Торт подарил Раю на день рождения.
В помидорах и огурцах растут огороды.
Составление предложений по картинкам.
- Посмотри на картинки, назови их.
- Выбери 5 наиболее понравившихся тебе картинок и составь с каждой предложение.
IX. Итог занятия.
- С каким звуком мы сегодня работали? (Со звуком [Р])
- Дай характеристику звука [Р].
- Вспомни и назови слова с этим звуком.
Чему вы сегодня научились?
Какие задания показались трудными?
Оцените свою работу по шкале от 1-до 5. Где1- я не доволен своей работой, а 5- у меня все получилось.