СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект разноуровневого модульного урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок знакомит обучающихся с правилами правописания гласных в корнях - кас- - -кос- , развивает орфографическую зоркость детей, .воспитывает культуру умственного труда.

Просмотр содержимого документа
«Конспект разноуровневого модульного урока»

КОНСПЕКТ РАЗНОУРОВНЕВОГО МОДУЛЬНОГО УРОКА (6 КЛАСС)

1. Название модуля: «Буквы А и О в корнях -кас- — -кос-».

2. Интегрирующая дидактическая цель: познакомиться с правилами правописания чередующихся гласных в корнях.

3. Целевой план действий для учащихся:

  • дать представление о правописании корней с чередующимися гласными А и О;

  • развивать орфографическую грамотность;

  • совершенствовать умение видеть орфограммы в корнях -кас- — -кос-

  • воспитывать культуру умственного труда.

4. Банк информации: а) входной контроль.

Уровень А.

    1. Какие способы словообразования Вам известны? (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую).

Альтернативный вопрос. Из каких частей состоит слово «пригородный»? (Основа: пригородн; при — приставка, город — корень, н — суффикс. Окончание — ый.)

Уровень В.

    1. Определите способ образования следующих слов: восковой, переписать, нательный, (наше светлое) будущее, луноход, взрыв.

Ответ. Восковой — суффиксальный, переписать — приставочный, нательный — приставочно-суффиксальный, (наше светлое) будущее — переход из одной части речи в другую, луноход — сложение, взрыв — бессуффиксный.

Альтернативный вопрос: задание уровня А.

Уровень С.

1. Какие способы словообразования Вам известны? Приведите пример на каждый способ.

Возможный ответ. Ответный — суффиксальный, перечитать — приставочный, прибрежный — приставочно-суффиксальный, (вкусное) мороженое — переход из одной части речи в другую, пароход — сложение, переход — бессуффиксный.

Альтернативный вопрос: задание уровня В.

б) изучение нового материала (адаптировано для всех уровней).

Буквы О и А в корне -кос- — -кас-

В корне -кос- — -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -а-, и буква -о-, если этого суффикса нет.

например, прикасАться, прикоснуться.

в) закрепление ранее изученного материала.

Уровень А.

Задание 1.

Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -.

Методический комментарий для учащихся: Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.

Ответ. 1) от ударения: загорели, загар, угарный, зори, зарево, зарница; 2) от согласного: прилагательное, предложение, сложение, растение, отрасль, водоросли; 3) от ударения: касание, прикоснуться, касательная, прикосновение.



Задание 2.

Цель: совершенствовать умение отличать слова, в которых есть корни с чередованием и в которых они отсутствуют.

Методический комментарий для учащихся: вставьте пропущенные буквы, найдите в каждой строчке «четвертое лишнее».

1) к..сой, к...сание, к...снуться, прик...сновение;

2) приг...реть, заг...р, г...ра, заг...релый;

3) к..са, к..сатик, к…суля, к…сательство.

Ответ. 1) кОсой, кАсание, кОснуться, прикОсновение; 2) пригОреть, загАр, гОра, загОрелый; 3) кОса, кАсатик, кОсуля, кАсательство.

Задание 3.

Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- — -кос-

Задание 4.

Цель: развивать орфографическую зоркость; развивать умение отличать изучаемые на уроке орфограммы от других видов орфограмм.

Методический комментарий для учащихся: прочитайте предложения; спишите, вставьте пропущенные буквы; подчеркните слова с чередующимися гласными в корне, обозначьте орфограммы.

    1. С каждым днем ...гонь ос...ни ра(з,с)г...рался в г...рах все больше.

    2. З...ленели водор...сли, бурлила жизн... .

    3. Ра(с,сс)мотрим в...прос, который к...сается имен и фамилий.

Ответ. 1. С каждым днем огонь осени разгорался в горах все больше. 2. Зеленели водоросли, бурлила жизнь. 3. Рассмотрим вопрос, который касается имен и фамилий.

Задание 5.

Цель: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать умение выделять орфограммы.

Методический комментарий для учащихся: подберите по 4 слова с чередующимися гласными о-а в корнях гар-гор, кас-кос, , выделите орфограммы.

Возможный ответ. Загар, загорать, загореть, угарный; коснуться, прикосновение, прикасаться, касательная; заря, зорька, озарять, зоревать.

Уровень В.

Задание 1.

Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, .

касание, прикоснуться, касательная, прикосновение, касаться, неприкосновенный.

Задание 2.

Цель: совершенствовать умение отличать слова, в которых есть корни с чередованием и в которых они отсутствуют; совершенствовать навык построения предложений.

Методический комментарий для учащихся: вставьте пропущенные буквы, найдите в каждой строчке «четвертое лишнее»; составьте с каждым «лишним» словом предложение.

1) к..сяк, прик...саться, к...снуться, к…сательная;

2) к..стрюля, к…сание, к..скад, к…стер.

Ответ. 1) кОсяк, прикАсаться, кОснуться, кАсательная; 2) обгОреть, загОрать, гОре, загОрелый; 3) кАстрюля, кАсание, кАскад, кОстер.

Задание 3.

Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор-.

Ответ. О: коснуться, горение, выгорать, зорька, зоревать, прикосновение, сгорание. А: касательная, загар, выгарки, зарево, заря, касание, нагар.

Задание 4.

Цель: развивать орфографическую зоркость; развивать умение отличать изучаемые на уроке орфограммы от других видов орфограмм; совер-шенствовать пунктуационные навыки.

Методический комментарий для учащихся: прочитайте предложения; спишите, вставьте пропущенные буквы; подчеркните слова с чередующимися гласными в корне, обозначьте орфограммы; расставьте недостающие знаки препинания.

На улице было плюс ...дин, снег, прик...снувшись, мгнове(н,нн)о превращался в воду.

Ответ. 1. 2. На улице было плюс один, снег, прикоснувшись, мгновенно превращался в воду.

Задание 5.

Цель: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать умение выделять орфограммы.

Методический комментарий для учащихся: подберите по 4 слова с чередующимися гласными о-а в корнях гар-гор, кас-кос, выделите орфограммы. Со словом из каждой группы составьте предложения.

Возможный ответ: коснуться, прикосновение, прикасаться, касательная; Прикосновение мамы самое прекрасное!.

Уровень С.

Задание 1.

Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- — -кос

Ответ. 1) от ударения: касание, прикоснуться, касательная, прикосновение, касаться, неприкосновенный; 4) нет чередующейся гласной в корне: коса, гора, логичный, горбатый, горизонт.

Задание 2.

Цель: совершенствовать умение отличать слова, в которых есть корни с чередованием и в которых они отсутствуют; совершенствовать навык построения предложений.

Методический комментарий для учащихся: вставьте пропущенные буквы, найдите в каждой строчке «четвертое лишнее»; составьте с каждым «лишним» словом предложение и подберите к ним однокоренные слова.

1) к..сить, прик...саться, неприк...сновенный, к…сательная;

Ответ. 1) кОсить (коса, скошенный, скосить, некошеный), прикАсаться, неприкОсновенный, кАсательная;

Задание 3.

Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- — -кос

Ответ. О: коснуться, , прикосновение, неприкосновенный. касательная, , касание,

Задание 4.

Цель: развивать орфографическую зоркость; развивать умение отличать изучаемые на уроке орфограммы от других видов орфограмм; совер-шенствовать пунктуационные навыки.

Методический комментарий для учащихся: прочитайте предложения; спишите, вставьте пропущенные буквы; подчеркните слова с чередующимися гласными в корне, обозначьте орфограммы; расставьте недостающие знаки препинания.

Ответ. Думал о том, как зарождается в туче кристаллик снежинки, как он растеттяжелеет и падает, коснувшисьтеплой земли, обращается в воду.

Задание 5.

Цель: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать умение выделять орфограммы.

Методический комментарий для учащихся: подберите к каждой изучаемой орфограмме по 6 слов. Со словом из каждой группы составьте предложения.

Возможный ответ коснуться, прикосновение, прикасаться, касательная, касаться, прикоснуться. Прикосновение мамы самое прекрасное!.

5. Выходной контроль.

Уровень А.

1. Найдите неверное утверждение.

а) В корне -кос- — -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -а-, и буква -о-, если этого суффикса нет.

Уровень В

1. Найдите неверное утверждение.

а) В корне -кос- — -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -а-, и буква -о-, если этого суффикса нет.

г) Среди корней с чередованием встречаются исключения из правил.

5. В каком варианте во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне слова?

а) к..снешься, , прик..сновение,

Уровень С.

1. Найдите неверное утверждение.

а) В корне -кос- — -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -а-, и буква -о-, если этого суффикса нет.