КОНСПЕКТ РАЗНОУРОВНЕВОГО МОДУЛЬНОГО УРОКА (6 КЛАСС)
1. Название модуля: «Буквы А и О в корнях -кас- — -кос-».
2. Интегрирующая дидактическая цель: познакомиться с правилами правописания чередующихся гласных в корнях.
3. Целевой план действий для учащихся:
дать представление о правописании корней с чередующимися гласными А и О;
развивать орфографическую грамотность;
совершенствовать умение видеть орфограммы в корнях -кас- — -кос-
воспитывать культуру умственного труда.
4. Банк информации: а) входной контроль.
Уровень А.
Какие способы словообразования Вам известны? (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую).
Альтернативный вопрос. Из каких частей состоит слово «пригородный»? (Основа: пригородн; при — приставка, город — корень, н — суффикс. Окончание — ый.)
Уровень В.
Определите способ образования следующих слов: восковой, переписать, нательный, (наше светлое) будущее, луноход, взрыв.
Ответ. Восковой — суффиксальный, переписать — приставочный, нательный — приставочно-суффиксальный, (наше светлое) будущее — переход из одной части речи в другую, луноход — сложение, взрыв — бессуффиксный.
Альтернативный вопрос: задание уровня А.
Уровень С.
1. Какие способы словообразования Вам известны? Приведите пример на каждый способ.
Возможный ответ. Ответный — суффиксальный, перечитать — приставочный, прибрежный — приставочно-суффиксальный, (вкусное) мороженое — переход из одной части речи в другую, пароход — сложение, переход — бессуффиксный.
Альтернативный вопрос: задание уровня В.
б) изучение нового материала (адаптировано для всех уровней).
Буквы О и А в корне -кос- — -кас-
В корне -кос- — -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -а-, и буква -о-, если этого суффикса нет.
н
апример, прикасАться, прикоснуться.

в) закрепление ранее изученного материала.
Уровень А.
Задание 1.
Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -.
Методический комментарий для учащихся: Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.
Ответ. 1) от ударения: загорели, загар, угарный, зори, зарево, зарница; 2) от согласного: прилагательное, предложение, сложение, растение, отрасль, водоросли; 3) от ударения: касание, прикоснуться, касательная, прикосновение.
Задание 2.
Цель: совершенствовать умение отличать слова, в которых есть корни с чередованием и в которых они отсутствуют.
Методический комментарий для учащихся: вставьте пропущенные буквы, найдите в каждой строчке «четвертое лишнее».
1) к..сой, к...сание, к...снуться, прик...сновение;
2) приг...реть, заг...р, г...ра, заг...релый;
3) к..са, к..сатик, к…суля, к…сательство.
Ответ. 1) кОсой, кАсание, кОснуться, прикОсновение; 2) пригОреть, загАр, гОра, загОрелый; 3) кОса, кАсатик, кОсуля, кАсательство.
Задание 3.
Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- — -кос-
Задание 4.
Цель: развивать орфографическую зоркость; развивать умение отличать изучаемые на уроке орфограммы от других видов орфограмм.
Методический комментарий для учащихся: прочитайте предложения; спишите, вставьте пропущенные буквы; подчеркните слова с чередующимися гласными в корне, обозначьте орфограммы.
С каждым днем ...гонь ос...ни ра(з,с)г...рался в г...рах все больше.
З...ленели водор...сли, бурлила жизн... .
Ра(с,сс)мотрим в...прос, который к...сается имен и фамилий.
Ответ. 1. С каждым днем огонь осени разгорался в горах все больше. 2. Зеленели водоросли, бурлила жизнь. 3. Рассмотрим вопрос, который касается имен и фамилий.
Задание 5.
Цель: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать умение выделять орфограммы.
Методический комментарий для учащихся: подберите по 4 слова с чередующимися гласными о-а в корнях гар-гор, кас-кос, , выделите орфограммы.
Возможный ответ. Загар, загорать, загореть, угарный; коснуться, прикосновение, прикасаться, касательная; заря, зорька, озарять, зоревать.
Уровень В.
Задание 1.
Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, .
касание, прикоснуться, касательная, прикосновение, касаться, неприкосновенный.

Задание 2.
Цель: совершенствовать умение отличать слова, в которых есть корни с чередованием и в которых они отсутствуют; совершенствовать навык построения предложений.
Методический комментарий для учащихся: вставьте пропущенные буквы, найдите в каждой строчке «четвертое лишнее»; составьте с каждым «лишним» словом предложение.
1) к..сяк, прик...саться, к...снуться, к…сательная;
2) к..стрюля, к…сание, к..скад, к…стер.
Ответ. 1) кОсяк, прикАсаться, кОснуться, кАсательная; 2) обгОреть, загОрать, гОре, загОрелый; 3) кАстрюля, кАсание, кАскад, кОстер.
Задание 3.
Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор-.
Ответ. О: коснуться, горение, выгорать, зорька, зоревать, прикосновение, сгорание. А: касательная, загар, выгарки, зарево, заря, касание, нагар.
Задание 4.
Цель: развивать орфографическую зоркость; развивать умение отличать изучаемые на уроке орфограммы от других видов орфограмм; совер-шенствовать пунктуационные навыки.
Методический комментарий для учащихся: прочитайте предложения; спишите, вставьте пропущенные буквы; подчеркните слова с чередующимися гласными в корне, обозначьте орфограммы; расставьте недостающие знаки препинания.
На улице было плюс ...дин, снег, прик...снувшись, мгнове(н,нн)о превращался в воду.
Ответ. 1. 2. На улице было плюс один, снег, прикоснувшись, мгновенно превращался в воду.
Задание 5.
Цель: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать умение выделять орфограммы.
Методический комментарий для учащихся: подберите по 4 слова с чередующимися гласными о-а в корнях гар-гор, кас-кос, выделите орфограммы. Со словом из каждой группы составьте предложения.
Возможный ответ: коснуться, прикосновение, прикасаться, касательная; Прикосновение мамы самое прекрасное!.
Уровень С.
Задание 1.
Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- — -кос
Ответ. 1) от ударения: касание, прикоснуться, касательная, прикосновение, касаться, неприкосновенный; 4) нет чередующейся гласной в корне: коса, гора, логичный, горбатый, горизонт.
Задание 2.
Цель: совершенствовать умение отличать слова, в которых есть корни с чередованием и в которых они отсутствуют; совершенствовать навык построения предложений.
Методический комментарий для учащихся: вставьте пропущенные буквы, найдите в каждой строчке «четвертое лишнее»; составьте с каждым «лишним» словом предложение и подберите к ним однокоренные слова.
1) к..сить, прик...саться, неприк...сновенный, к…сательная;
Ответ. 1) кОсить (коса, скошенный, скосить, некошеный), прикАсаться, неприкОсновенный, кАсательная;
Задание 3.
Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- — -кос
Ответ. О: коснуться, , прикосновение, неприкосновенный. касательная, , касание,
Задание 4.
Цель: развивать орфографическую зоркость; развивать умение отличать изучаемые на уроке орфограммы от других видов орфограмм; совер-шенствовать пунктуационные навыки.
Методический комментарий для учащихся: прочитайте предложения; спишите, вставьте пропущенные буквы; подчеркните слова с чередующимися гласными в корне, обозначьте орфограммы; расставьте недостающие знаки препинания.
Ответ. Думал о том, как зарождается в туче кристаллик снежинки, как он растет, тяжелеет и падает, коснувшисьтеплой земли, обращается в воду.
Задание 5.
Цель: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать умение выделять орфограммы.
Методический комментарий для учащихся: подберите к каждой изучаемой орфограмме по 6 слов. Со словом из каждой группы составьте предложения.
Возможный ответ коснуться, прикосновение, прикасаться, касательная, касаться, прикоснуться. Прикосновение мамы самое прекрасное!.
5. Выходной контроль.
Уровень А.
1. Найдите неверное утверждение.
а) В корне -кос- — -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -а-, и буква -о-, если этого суффикса нет.
Уровень В
1. Найдите неверное утверждение.
а) В корне -кос- — -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -а-, и буква -о-, если этого суффикса нет.
г) Среди корней с чередованием встречаются исключения из правил.
5. В каком варианте во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне слова?
а) к..снешься, , прик..сновение,
Уровень С.
1. Найдите неверное утверждение.
а) В корне -кос- — -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -а-, и буква -о-, если этого суффикса нет.