Баянова Л.А.
ОГБОУ «Центр образования для
детей с особыми образовательными
потребностями города Смоленска»
УРОК № 26
1. Название модуля: «Запятая в сложносочиненном предложении».
2. Интегрирующая дидактическая цель: научить учащихся расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
3. Целевой план действий для учащихся:
научить учащихся ставить запятую в сложносочиненном предложении, если это необходимо;
развивать умение отличать сложносочиненные предложения от предложений с однородными членами;
воспитывать внимание, наблюдательность, самоконтроль.
4. Банк информации: а) входной контроль.
Уровень А.
1. Что такое сложное предложение? (Это предложение, которое состоит из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и интонационно в единое целое).
2. Какие виды СП вы знаете? (ССП, СПП, БСП).
Альтернативный вопрос: Сколько грамматических основ в сложном предложении? (В СП – 2 и более грамматических основ).
Уровень В.
1. Что такое сложносочиненное предложение? (Это такое сложное предложение, части которого связаны между собой интонацией и сочинительными союзами).
2. Какие виды ССП существуют? (ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами).
Альтернативный вопрос: задание уровня А.
Уровень С.
1. Что такое сложносочиненное предложение? (Это такое сложное предложение, части которого связаны между собой интонацией и сочинительными союзами).
2. Какие средства связи существуют в ССП? (Сочинительные союзы, интонация. Дополнительные средства связи – общий второстепенный член предложения).
Альтернативный вопрос: задание уровня В.
б) объяснение нового материала (адаптировано для всех уровней).
Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, части которого связаны между собой интонацией и сочинительными союзами.
Например. Байкал по величине – самое большое озеро в мире, и местные жители называют его морем.
Знаки препинания в ССП
Между частями ССП обычно ставится запятая (реже точка с запятой и тире): Шелестят зеленые сережки, и горят серебряные росы.
Запятая перед союзом И НЕ ставится, если в ССП есть общий второстепенный член предложения, общее придаточное предложение, общее вводное слово или предложение: Для счастья людям нужен мир и не нужна война. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату. По словам охотников, зверь в этих краях вывелся и птица исчезла.
!!! Необходимо отличать ССП с союзом И от предложений с однородными членами с союзом И (особенно с однородными сказуемыми). Сравните: День выпал теплый, и кое-где зардела рябина. Заглянуло солнце в окно и росой умыло стекла.
Примечание. Теоретическая информация урока также представлена в виде слайдовой презентации (точка с запятой и тире в ССП – тема следующего урока).
в) закрепление нового материала.
Уровень А.
Задание 1.
Цель: закрепить теоретическую информацию урока.
Методический комментарий для учащихся: ответьте на вопросы.
Задание 2.
Цель: совершенствовать умение отличать ССП с союзом И от предложений с однородными членами.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте предложения. 2. Определите, какие из них являются ССП, а какие ПП с однородными членами. 3. Расставьте знаки препинания.
1. Шквал пронесся и мгла рассеялась.
2. Катер приподнялся и пошел тише.
3. Ручей волной гремучею все ветки обдает и вкрадчиво под кручею ей песенки поет.
4. Руки у старика были ловкие и резные шкатулки его из дерева быстро раскупали.
5. В саду было тихо прохладно и темные тени лежали на земле.
Ответ. 1. Шквал пронесся, и мгла рассеялась (ССП). 2. Катер приподнялся и пошел тише (ПП с ОЧ). 3. Ручей волной гремучею все ветки обдает и вкрадчиво под кручею ей песенки поет (ПП с ОЧ). 4. Руки у старика были ловкие, и резные шкатулки его из дерева быстро раскупали (ССП). 5. В саду было тихо прохладно, и темные тени лежали на земле (ССП).
Задание 3.
Цель: совершенствовать умение объяснять расстановку знаков препинания в ССП; развивать навык синтаксического разбора предложения.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте предложения. 2. Объясните постановку знаков препинания. 3. Сделайте синтаксический разбор одного предложения на выбор (схему разбора смотри ниже).
1. Ни ветерок не потянет, ни воробушек не чирикнет.
2. Когда он вернулся в комнату, сердце его стучало и руки дрожали.
3. Тут раздался легкий свист, и Дубровский умолк.
4. Вдруг под балконом заиграла гитара и запели два голоса.
5. Раздалась духовая музыка, и лодка причалила к самой беседке.
Ответ. 1. Запятая ставится, т.к. это ССП. 2. Это ССП, но запятая не ставится, т.к. есть общее придаточное предложение. 3. ССП, ставится запятая. 4. ССП, но запятая не ставится, т.к. есть общий второстепенный член. 5. ССП, ставится запятая.
*Задание 4.
Цель: развивать пунктуационные и орфографические навыки.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте предложения. 2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. 3. Расставьте знаки препинания там, где это необходимо.
1. В начале апреля уже шумели скв...рцы и л...тали в саду ж...лтые бабоч...ки.
2. То солнце пригревало поля то ветер гнал быстрые тучи.
3. Звезды уже исчезли и небо посветлело когда мы подъехали (к)дому.
4. Старичок заговорил и звуки его голоса изумили меня.
5. Мать п...смотрела в окно и девоч...ка взглянула (на)улицу.
Ответ. 1. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки. 2. То солнце пригревало поля, то ветер гнал быстрые тучи. 3. Звезды уже исчезли и небо посветлело, когда мы подъехали к дому. 4. Старичок заговорил, и звуки его голоса изумили меня. 5. Мать посмотрела в окно, и девочка взглянула на улицу.
*Задание 5.
Цель: развивать творческие способности учащихся.
Методический комментарий для учащихся: 1. Составьте три предложения, соответствующие предложенным схемам.
[– =], и [– =].
[– = и =].
[Общий второстепенный член – =] и [– =].
Возможный ответ. 1. Светило солнце, и шел дождь. 2. Собаки бегали и прыгали по двору. 3. На небе светило солнце и плыли облака.
Уровень В.
Задание 1.
Цель: закрепить теоретическую информацию урока.
Методический комментарий для учащихся: ответьте на вопросы.
Какой знак препинания ставится между частями ССП обычно? Приведите примеры.
Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?
Как отличать ССП с союзом И от предложений с однородными членами, соединенными союзом И?
Задание 2.
Цель: совершенствовать умение отличать ССП с союзом И от предложений с однородными членами.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте предложения. 2. Определите, какие из них являются ССП, а какие ПП с однородными членами. 3. Расставьте знаки препинания.
1. Снова натягивают паруса и лодка по-прежнему покачивается с боку на бок.
2. Одних шуб за Надей давали шесть и самая дешевая из них стоила триста рублей!
3. Луна уже стояла высоко над домом и освещала спящий сад.
4. Утром на другой день у него болела голова гудело в ушах и во всем теле чувствовалось недомогание.
5. Было только двенадцатое число и в саду еще шумели скворцы.
Ответ. 1. Снова натягивают паруса, и лодка по-прежнему покачивается с боку на бок (ССП). 2. Одних шуб за Надей давали шесть, и самая дешевая из них стоила триста рублей! (ССП). 3. Луна уже стояла высоко над домом и освещала спящий сад (ПП с ОЧ). 4. Утром на другой день у него болела голова, гудело в ушах и во всем теле чувствовалось недомогание (ПП с ОЧ). 5. Было только двенадцатое число, и в саду еще шумели скворцы (ССП).
Задание 3.
Цель: совершенствовать умение объяснять расстановку знаков препинания в ССП; развивать навык синтаксического разбора предложения.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте предложения. 2. Объясните постановку знаков препинания. 3. Сделайте синтаксический разбор одного предложения на выбор (схему разбора смотри ниже).
1. Мальчик ни вспышек молнии не пугался, ни удары грома его не страшили.
2. Когда она проснулась, вьюга кончилась и выглянуло солнце.
3. В это время дверь отворилась, и старушка, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога.
4. К полудню ветер затих и вдали заходили волны жара.
5. По мнению врачей, ситуация не изменится и больной вряд ли выздоровеет.
Ответ. 1. ССП, ставится запятая. 2. Это ССП, но запятая не ставится, т.к. есть общее придаточное предложение. 3. ССП, ставится запятая; также обособляется согласованное определение. 4. ССП, но запятая не ставится, т.к. есть общий второстепенный член. 5. ССП, но запятая не ставится, т.к. есть общая вводная конструкция.
Задание 4.
Цель: развивать пунктуационные и орфографические навыки.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте предложения. 2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. 3. Расставьте знаки препинания там, где это необходимо.
1. Ни она никого (не)тронет ни ее н...кто (не)тронет.
2. Часовой дошел (до)угла и осм...тревшись п...вернул обратно.
3. Из окошка далеко бл...стят горы и видна ш...рокая р...ка.
4. Пока мы отсу...ствовали дом был убран и в вазах ст...яли цветы.
5. После длительного перехода люди очень устали и лошади ут...мле(н,нн)ые жарой нуждались в о...дыхе.
Ответ. 1. Ни она никого не тронет, ни ее никто не тронет. 2. Часовой дошел до угла и, осмотревшись, повернул обратно. 3. Из окошка далеко блестят горы и видна широкая река. 4. Пока мы отсутствовали, дом был убран и в вазах стояли цветы. 5. После длительного перехода люди очень устали, и лошади, утомленные жарой, нуждались в отдыхе.
*Задание 5.
Цель: развивать творческие способности учащихся.
Методический комментарий для учащихся: 1. Составьте три предложения, соответствующие предложенным схемам.
[– =], и [– =].
[– = и =].
(Когда – =), [– =] и [– =].
Возможный ответ. 1. Начался дождь, и я побежал домой. 2. Мы пели песни и читали стихи. 3. Когда я вернулся домой, все было готово и все ждали только меня.
Уровень С.
Задание 1.
Цель: закрепить теоретическую информацию урока.
Методический комментарий для учащихся: ответьте на вопросы.
Какой знак препинания ставится между частями ССП обычно? Приведите примеры.
Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП? Приведите примеры.
Как отличать ССП с союзом И от предложений с однородными членами, соединенными союзом И? Приведите примеры.
Задание 2.
Цель: совершенствовать умение отличать ССП с союзом И от предложений с однородными членами.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте предложения. 2. Определите, какие из них являются ССП, а какие ПП с однородными членами. 3. Расставьте знаки препинания.
1. Нина Ивановна хотела что-то сказать но не могла выговорить ни слова всхлипнула и ушла к себе.
2. В комнатах всегда особенно по утрам пахло как в зверинце и этого запаха ничем нельзя было заглушить.
3. Волчата втроем напали на него и визжа от восторга стали кусать его.
4. Было темно и высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет.
5. Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымкой и хорошо берет осторожная плотва.
Ответ. 1. Нина Ивановна хотела что-то сказать, но не могла выговорить ни слова, всхлипнула и ушла к себе (ПП с ОЧ). 2. В комнатах всегда, особенно по утрам, пахло как в зверинце, и этого запаха ничем нельзя было заглушить (ССП). 3. Волчата втроем напали на него и, визжа от восторга, стали кусать его (ПП с ОЧ). 4. Было темно, и высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет (ССП). 5. Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымкой, и хорошо берет осторожная плотва (ССП).
Задание 3.
Цель: совершенствовать умение объяснять расстановку знаков препинания в ССП; развивать навык синтаксического разбора предложения.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте предложения. 2. Объясните постановку знаков препинания. 3. Сделайте синтаксический разбор одного предложения на выбор (схему разбора смотри ниже).
1. Он ни телевизор не смотрит, ни газеты ему не приносят.
2. Уже сверкали молнии и раздавались удары грома, когда путники добрались до хижины.
3. Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре.
4. В городском саду играл оркестр и пел хор.
5. Помнится, мы были здесь два года назад и тогда тоже была прекрасная погода.
Ответ. 1. ССП, ставится запятая. 2. Это ССП, но запятая не ставится, т.к. есть общее придаточное предложение. 3. ССП, ставится запятая; также обособляется сравнительный оборот. 4. ССП, но запятая не ставится, т.к. есть общий второстепенный член. 5. ССП, но запятая не ставится, т.к. есть общее вводное слово.
Задание 4.
Цель: развивать пунктуационные и орфографические навыки.
Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитайте предложения.
2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. 3. Расставьте знаки препинания там, где это необходимо.
1. Уже ра(с,сс)вело и люди стали просыпат...ся когда я вернулся к себе.
2. Небо над г...ловой было очень светлое а к г...ризонту оно густело и цвет его нап...минал св...нец.
3. (Не)сомненно он п...ступил правильно и его п...ступок достоин п...хвалы.
4. Местами на бе(с,з)крайнем б...лоте зеленели (не)большие кустики да белели карельские б...резы.
5. К счаст...ю дожди шедшие две недели кончились и установилась хор...шая п...года.
Ответ. 1. Уже рассвело и люди стали просыпаться, когда я вернулся к себе. 2. Небо над головой было очень светлое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. 3. Несомненно, он поступил правильно и его поступок достоин похвалы. 4. Местами на бескрайнем болоте зеленели небольшие кустики, да белели карельские березы. 5. К счастью, дожди, шедшие две недели, кончились и установилась хорошая погода.
Задание 5.
Цель: развивать творческие способности учащихся.
Методический комментарий для учащихся: 1. Составьте три предложения, соответствующие предложенным схемам.
[– =], и [– =].
[– = и =].
Общая вводная конструкция [– =] и [– =].
Возможный ответ. 1. Выпал снег, и мы пошли кататься на горку. 2. Они рисуют и танцуют на вечере. 3. К сожалению, начался дождь и мы не пошли гулять в парк.
5. Выходной контроль.
Уровень А.
1. Найдите неверные утверждения.
а) между частями ССП обычно ставится точка с запятой;
б) между однородными сказуемыми с союзом И запятая не ставится;
в) между частями ССП с союзом И всегда ставится запятая;
г) между частями ССП, соединенных союзом И не ставится запятая, если есть общий второстепенный член.
2. Найдите сложносочиненные предложения (знаки препинания не расставлены).
а) Черемуха душистая развесившись стоит а зелень золотистая на солнышке горит.
б) Я не зажигал огня и незаметно отдавался тяжелым впечатлениям.
в) Яркое солнце заглянуло в наше окно и осветило всю комнату.
г) Хозяин пригнул его голову к блюдечку и окунул клюв в воду но гусь не пил.
д) Они поговорили и разошлись.
е) Спутанная трава в саду полегла и все доцветал маленький подсолнечник у забора.
3. В каких предложениях неверно расставлены знаки препинания?
а) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и самая архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.
б) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с актерами.
в) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали.
г) Мне кто-то руку подает, и кто-то улыбается.
д) Любовь не знает страха, и отвергает страх, и восстает из праха.
е) Снега сошли и смыли след.
4. Найдите ССП с общим второстепенным членом (знаки препинания не расставлены).
а) Ярким пламенем вспыхнула сухая береста и в то же мгновение вокруг нас стало вдвое темнее.
б) К вечеру похолодало и лужи подернулись тонким ледком.
в) Они медленно шли к пахоте и медленно прячась за огромную лиловую тучу вставало за спиной солнце.
г) С востока надвигались темные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой.
д) Начало смеркаться и в воздухе закружилось несколько снежинок.
е) Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр.
5. Найдите ССП с общим придаточным предложением (знаки препинания не расставлены).
а) Когда мы въехали в деревню в окнах домов погасли последние огни и на улицах воцарилась полная тишь.
б) Первый навстречу солнцу столбом поднялся жаворонок и полилась на землю его золотая песня.
в) Еще одно последнее сказанье и летопись окончена моя.
г) Когда я долго смотрел на облака мне становилось грустно и какая-то легкость вступала в тело.
д) Когда она опомнилась музыка уже не играла и полка не было.
е) Был уже рассвет и в окно была видна утренняя звезда.
Ответы. 1 – а, в. 2 – а, г, е. 3 – в, д. 4 – б, г, е. 5 – а, г, д.
Уровень В.
1. Найдите неверные утверждения.
а) между частями ССП обычно ставится точка с запятой;
б) между однородными сказуемыми с союзом И запятая не ставится;
в) между частями ССП с союзом И всегда ставится запятая;
г) между частями ССП, соединенных союзом И не ставится запятая, если есть общий второстепенный член.
2. Найдите сложносочиненные предложения (знаки препинания не расставлены).
а) Черемуха душистая развесившись стоит а зелень золотистая на солнышке горит.
б) Я не зажигал огня и незаметно отдавался тяжелым впечатлениям.
в) Яркое солнце заглянуло в наше окно и осветило всю комнату.
г) Хозяин пригнул его голову к блюдечку и окунул клюв в воду но гусь не пил.
д) Они поговорили и разошлись.
е) Спутанная трава в саду полегла и все доцветал маленький подсолнечник у забора.
3. В каких предложениях неверно расставлены знаки препинания?
а) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и самая архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.
б) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с актерами.
в) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали.
г) Мне кто-то руку подает, и кто-то улыбается.
д) Любовь не знает страха, и отвергает страх, и восстает из праха.
е) Снега сошли и смыли след.
4. Найдите ССП с общим второстепенным членом (знаки препинания не расставлены).
а) Ярким пламенем вспыхнула сухая береста и в то же мгновение вокруг нас стало вдвое темнее.
б) К вечеру похолодало и лужи подернулись тонким ледком.
в) Они медленно шли к пахоте и медленно прячась за огромную лиловую тучу вставало за спиной солнце.
г) С востока надвигались темные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой.
д) Начало смеркаться и в воздухе закружилось несколько снежинок.
е) Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр.
5. Найдите ССП с общим придаточным предложением (знаки препинания не расставлены).
а) Когда мы въехали в деревню в окнах домов погасли последние огни и на улицах воцарилась полная тишь.
б) Первый навстречу солнцу столбом поднялся жаворонок и полилась на землю его золотая песня.
в) Еще одно последнее сказанье и летопись окончена моя.
г) Когда я долго смотрел на облака мне становилось грустно и какая-то легкость вступала в тело.
д) Когда она опомнилась музыка уже не играла и полка не было.
е) Был уже рассвет и в окно была видна утренняя звезда.
6. Найдите ССП с общим вводным словом или предложением (знаки препинания не расставлены).
а) Ветер стал стихать а мороз усиливаться.
б) Восхождение на гору трудная задача зато вид с горы вознаградит нас за все усилия.
в) Небо озарилось закатом затем потемнело и синеватая тень земли легла по горизонту.
г) Вероятно работа не будет кончена и придется отложить ее на завтра.
д) Далеко где-то рокотал гром его ворчливые звуки всё приближались.
е) Дикие и даже страшные в своем величии горы выступали резко из тумана да вдали тянулась едва заметная белая струйка дыма.
Ответы. 1 – а, в. 2 – а, г, е. 3 – в, д. 4 – б, г, е. 5 – а, г, д. 6 – г.
Уровень С.
1. Найдите неверные утверждения.
а) между частями ССП обычно ставится точка с запятой;
б) между однородными сказуемыми с союзом И запятая не ставится;
в) между частями ССП с союзом И всегда ставится запятая;
г) между частями ССП, соединенных союзом И не ставится запятая, если есть общий второстепенный член.
2. Найдите сложносочиненные предложения (знаки препинания не расставлены).
а) Черемуха душистая развесившись стоит а зелень золотистая на солнышке горит.
б) Я не зажигал огня и незаметно отдавался тяжелым впечатлениям.
в) Яркое солнце заглянуло в наше окно и осветило всю комнату.
г) Хозяин пригнул его голову к блюдечку и окунул клюв в воду но гусь не пил.
д) Они поговорили и разошлись.
е) Спутанная трава в саду полегла и все доцветал маленький подсолнечник у забора.
3. В каких предложениях неверно расставлены знаки препинания?
а) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и самая архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.
б) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с актерами.
в) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали.
г) Мне кто-то руку подает, и кто-то улыбается.
д) Любовь не знает страха, и отвергает страх, и восстает из праха.
е) Снега сошли и смыли след.
4. Найдите ССП с общим второстепенным членом (знаки препинания не расставлены).
а) Ярким пламенем вспыхнула сухая береста и в то же мгновение вокруг нас стало вдвое темнее.
б) К вечеру похолодало и лужи подернулись тонким ледком.
в) Они медленно шли к пахоте и медленно прячась за огромную лиловую тучу вставало за спиной солнце.
г) С востока надвигались темные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой.
д) Начало смеркаться и в воздухе закружилось несколько снежинок.
е) Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр.
5. Найдите ССП с общим придаточным предложением (знаки препинания не расставлены).
а) Когда мы въехали в деревню в окнах домов погасли последние огни и на улицах воцарилась полная тишь.
б) Первый навстречу солнцу столбом поднялся жаворонок и полилась на землю его золотая песня.
в) Еще одно последнее сказанье и летопись окончена моя.
г) Когда я долго смотрел на облака мне становилось грустно и какая-то легкость вступала в тело.
д) Когда она опомнилась музыка уже не играла и полка не было.
е) Был уже рассвет и в окно была видна утренняя звезда.
6. Найдите ССП с общим вводным словом или предложением (знаки препинания не расставлены).
а) Ветер стал стихать а мороз усиливаться.
б) Восхождение на гору трудная задача зато вид с горы вознаградит нас за все усилия.
в) Небо озарилось закатом затем потемнело и синеватая тень земли легла по горизонту.
г) Вероятно работа не будет кончена и придется отложить ее на завтра.
д) Далеко где-то рокотал гром его ворчливые звуки всё приближались.
е) Дикие и даже страшные в своем величии горы выступали резко из тумана да вдали тянулась едва заметная белая струйка дыма.
7. Определите сколько грамматических основ в предложении (знаки препинания не расставлены): Звуки не нарушали тишины не будили застывшего воздуха а вгоняли природу в дремоту.
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4;
д) 5;
е) 6.
Ответы. 1 – а, в. 2 – а, г, е. 3 – в, д. 4 – б, г, е. 5 – а, г, д. 6 – г. 7 – а.
Оценка результатов.
Уровень А. Правильно 5 ответов – «5»; 4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».
Уровень В. Правильно 6 ответов – «5»; 5-4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».
Уровень С. Правильно 7 ответов – «5»; 6-5 ответа – «4»; 4-2 ответа – «3».
План разбора сложного предложения
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное) и по эмоциональной окрашенности (восклицательное или невосклицательное).
2. Выделить грамматические основы и определить, простое предложение или сложное. Указать количество и характер основ (двусоставное, односоставные).
3. Определить средства связи и решить, какое предложение: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, сложное с разными видами связи.
4. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.
5. Возможен (как дополнительное задание) разбор составных частей сложного предложения по схеме простого. Разобрать каждое простое предложение в составе сложного по членам.