РОДИТЕЛЬСКОЕ
СОБРАНИЕ - ПРАКТИКУМ
«Как помочь ребенку стать внимательным».
Цель: формирование понятия о внимании как важнейшей деятельности, необходимой в учебном процессе.
Задачи:
изучить в ходе собрания игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся;
повышение психолого-педагогического уровня развития родителей.
Участники: классный руководитель, родители учащихся.
Подготовительная работа.
1. Приглашение родителей на собрание.
2. Проведение анкетирования родителей.
Анкета для родителей
(раздаётся родителям до начала собрания)
1) Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)?
- Да;
- трудно сказать (и да, и нет);
- нет.
2) Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?
- Да;
- трудно сказать (и да, и нет);
- нет.
3) Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?
3. Анализ результатов анкетирования родителей, который проводится классным руководителем
4. Подготовка для игровых групп листов с описанием игр.
5. Подготовка совместно со школьным библиотекарем и психологом выставки книг о развитии внимания и других познавательных процессов.
6. Форма проведения: групповая.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) выставка книг о развитии внимания, о психологии познавательных процессов личности ребенка;
б) оборудованные игровые места для трёх родительских групп (столы с синим, красным и зелёными флажками);
в) листы с описанием игр;
г) реквизиты для игр: мяч, листы с текстами, карандаши;
д) компьютер для показа презентаций;
е) рекомендации-памятки для родителей.
Ход собрания
1. Установление свободной и доверительной атмосферы.
Родители занимают места, за столами с синим, красным и зеленым флажком, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.
2. Сообщение темы и целей родительского собрания.
1. Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности ваших детей. Успехи ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности быть внимательным.
Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки-
Оказалось, это брюки…
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки….
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Цель собрания: познакомить вас, уважаемые родители, с понятием внимания и его основными свойствами
Задачи: изучить в ходе собрания игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся
3. Теоретическая часть.
Что же такое внимание? Внимание - это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.
Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.
Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объема усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.
Умение концентрировать свое внимание помогает ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.
Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье.
Ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированности произвольного внимания и в последствии к проблемам в учебной деятельности.
Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребенку могут стать его мама и папа.
К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них мы предлагаем познакомиться на нашем родительском собрании.
2. Группам родителей раздаются листы с описанием трех игр или игровых упражнений для развития внимания.
Родители знакомятся с содержанием игр и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми. Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания.
Игра « Повтори быстро»
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка».
- Ну, начали! Повторите - «стол».
Играющие говорят: «Стол».
- Повторите – «окно».
Играющие говорят: «Окно».
- Скажите - «улица». Быстро - «кошка» и т.д.
Игра «Не собьюсь».
По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящиеся на 5. Вместо их названия надо говорить слово «не собьюсь» или «гоп» и т.п.
Игра «Быстрый счет»
-Ребенку предлагается показать числа в порядке возрастания (числа в пределах 25)
Упражнение «Ладонь-кулак».
Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую - в кулак. При этом одновременно спрашивается таблица сложения или умножения.
Игра «Полслова за вами»
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-либо слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например: паро-ход, звез- да. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.
Игра «Марафон»
Даны напечатанные тексты (для упражнений дома можно взять старые газеты, журналы).
- Зачеркните первую букву каждого слова в заданном тексте (1 мин.).
- Зачеркните только букву “а” в тексте линией в одном направлении (1 мин.).
Зачеркните две буквы “а”, “у” в каждом слове линиями в разных направлениях (2 мин.).
3.Классный руководитель раздает памятки по развитию внимания и комментирует их.
4.Работа с литературой.
Представители трех групп родителей берут с выставки 1-2 книги, готовятся и кратко рассказывают о содержании книг.
5. В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям:
помогите вашим детям стать внимательными;
приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;
играйте вместе с детьми в различные игры, не забывайте о спортивных и подвижных играх;
учите детей быть наблюдательными.
Оценка. Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание..……».
Учитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании детей.
