Конспект № 10. Тема «Части речи»
Цели:
1) обобщить представления учащихся о частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;
2) научить детей различать части речи, классифицировать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия по группам;
Задачи:
1) формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
2) развивать мышление, воображение, память, связную речь;
3) воспитывать чувство взаимопомощи при работе в паре;
4) реализовывать творческие способности учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологический настрой на урок.
2. Вызов.
1)Работа с презентацией.
- Детям необходимо прочитать стихотворения на слайде.
- Предположить, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (О частях речи).
2) Задание: Педагог читает предложения, а школьники выписывают слова в три колонки: 1) имена существительные; 2) имена прилагательные; 3) глаголы.
Взаимопроверка.
- А что знаете вы по этой теме нашего урока? Какие бывают части речи? (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
3. Осмысление содержания.
1) Педагог:
- Назовите части речи, которые вы знаете?
- Как определить часть речи?
2) Оформление схемы (метод Фишбоун) - работа в парах:
- В какие группы можно распределить разные слова?
- Необходимо составить и заполнить схему о разновидностях частей речи. Схема наша очень похожа на скелет рыбы. В голове рыбы запишем проблему, которую мы будем решать на уроке.
- На какие три группы можно разделить всё многообразие слов, которые мы изучали?
- Напишем название этих групп на верхних косточках.
- Какие слова относятся к именам существительным?
- Кто догадался, как проверить, что данное слово - существительное?
- Запишем это на соответствующей нижней косточке. Приведите примеры.
- Какие слова относятся к именам прилагательным? Приведите примеры.
А есть такие слова, которые обозначают действия предметов. Как поступить в этом случае? К какой группе отнести эти слова? Приведите примеры.
Физкультминутка:
Педагог по очереди называет разные части речи, задача детей: хлопнуть в ладоши, если это имя существительное; подпрыгнуть, если это глагол; махнуть рукой, если это прилагательное.
-Ответим на вопрос, которые были поставлены в начале урока. Как определить часть речи?
- На какие группы мы разделили части речи?
- Какой вывод можно сделать?
- Запишем вывод в хвосте рыбы.
У каждой пары учеников карточка с изображением рыбьего скелета будет заполнена (Приложение 3).
3) Проверочная работа с учётом индивидуально-дифференцированного подхода.
Каждый ребенок получает карточку с заданием.
4. Рефлексия.
1) Составление синквейна на темы: «Существительное, прилагательное, глагол».
2) Анализ полученной информации.
- Сегодня я узнал (а)…
- Было интересно…
- Было трудно….
- Теперь я могу…
5. Подведение итогов. Запись домашнего задания.