СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему: "Части речи" (3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему: "Части речи" по программе "Школа России". Урок открытия новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: "Части речи" (3 класс)»

Урок русского языка по теме: «Части речи» 01.02.2017

ФИО учителя: Балнова Елена Михайловна, МБОУ «Школа №48» города Рязани

Класс: 3 «Г»

Основная цель урока: Создать условия для развития умений определять, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам.

Цели:

Учебно-познавательные:

Узнать отличительные особенности частей речи.

Узнать алгоритм определения частей речи и способ действия по алгоритму.

Приобрести умение правильно определять части речи по алгоритму.

Создать условия для развития орфографической зоркости.

Обобщить знания о частях речи.

Учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги.

Развивающие:

Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету.

Развивать словарный запас детей.

Способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке.

Воспитывающие:

Создать условия для воспитания прилежности, аккуратности.

Создать условия для воспитания интереса и любви к русскому языку.

Формируемые УУД

Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;

  • установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

  • умение формулировать свою позицию;

  • развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи;

  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

  • оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • анализ объектов с целью выделения их признаков;

  • синтез;

  • решение учебных задач по аналогии;

  • подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные УУД:

  • умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • формирование умения слаженно работать в паре, в группе.

Используемые образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Форма проведения: деловая игра.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • частично-поисковый.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык» (Т.Г. Рамзаева), тетради.

Оборудование:компьютер, презентация PowerPoint«Части речи», карточки для работы в группах, толковые словари С.И.Ожегова, лист самооценки.


Ход урока:

1. Самоопределение к учебной деятельности.(2 мин)

- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.


- Девиз сегодняшнего урока: «Где есть желание, найдётся путь!»

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока.

- Почему сегодня у нас такой девиз? (Открытие новых знаний)

- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

- Вы готовы к работе? Тогда в путь!

- Пожелайте друг - другу удачи!


- Ребята, сегодня мы не просто учитель и ученики, мы – исследователи.А кто такой исследователь? Где мы можем это узнать? (Словарь Сергея Ивановича Ожегова)

(Дети ищут значение слова. Исследователь – это тот, кто занимается научными исследованиями)

- Правильно, исследователь – это ученый, прокладывающий новые пути. Это человек, изучающий научное явление. И мы с вами будем проводить исследования.

- Какими качествами должны обладать исследователи?

  1. Быть очень внимательным

  2. Должен уметь все слышать, видеть, наблюдать, исследовать.

- Итак,начнём!


2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности(6 мин)

ЦЕЛЬ: актуализация опыта и предыдущих знаний учащихся для постановки цели учебной деятельности.

- Проверим свои знания.(Фронтальная работа. Дети в режиме соревнования отвечают на поставленные вопросы).

Вопросы:

1. Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из слов)

2. Какие виды речи вы знаете? (Речь устная и письменная)

3.Что мы называем устной речью? (Устная речь – это речь, которую мы слышим и произносим)

4. Что мы называем письменной речью? (Письменная речь – это речь, которую мы читаем и записываем)

5. Речь состоит из слов. А какие же группы слов мы уже знаем в русском языке? (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги)

6. Как пишутся предлоги со словами? (Раздельно)

7. Слова складываются в словосочетания. Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова)


Рефлексия:

1) Кому из вас удалось быстро и верно отвечать на вопросы?

2) Кому было сложно справиться с вопросами?


Запишите число, классная работа.


2) Чистописание.Каждый исследователь должен быть очень внимательным.

- Это, ребята, первое препятствие, и нам с ним надо справиться. В наш исследовательский центр поступила шифрограмма. Вам надо узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

На табличку ты внимательно и

Быстро посмотри.

Какая буква часто повторяется

Ты скорей найди!


У Ч Е Н И К ММ П М М ВРЕ Ш А Т Ь М М И Н Т Е Р Е С Н Ы Й В М М  С О Ч И Н И Т Ь М Ж Ё Л Т Ы Й М МММ О К О Л ОТ М КД Е В О Ч К А Ш М М


- Правильно ли мы справились с первым заданием? (Проверка по щелчку).

- Буква М. Эту букву будем прописывать.

- Какой звук слышится? Дайте ему характеристику. (Согласный, звонкий непарный, может быть мягким и твёрдым).

- Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне).

- Запишите М м всю строчку.Подчеркните простым карандашом букву, написание которой вам понравилось больше всего.


3)Словарная работа

- А мы снова обращаемся к табличке. В ней спрятались слова. Найдите их. (Ученик, решать, интересный, сочинить, жёлтый, около, девочка)

- Что вы можете сказать об этих словах?(Они словарные)

- Спишите слова, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

- Молодцы!


3. Выявление места и причины затруднения и постановка учебной цели (проблема).(2 мин)

- Итак, в наш исследовательский центр поступилматериал из страны Грамматики для исследования. Мы получили огромную шкатулку, из которой посыпались слова. А знаете ли вы, сколько слов в русском языке? Получилась настоящая неразбериха. Что делать? Конечно, наводить порядок!

- А как? (Надо их как-то сгруппировать).

- Но можно ли на одну «полку» положить слова ученик ижёлтый, на другую сочинитьи около, на третью в идевочка?

- Будет ли порядок?(Нет)

- Как же классифицировать слова? Что значит классифицировать?(Разделить по группам, разрядам, классам).

- Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.

На какие же группы мы можем разделить эти слова? (На имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог).

- Как можно назвать все эти группы? (Части речи)


- Из всего, что мы сейчас сказали, сформулируйте тему нашего урока.(Части речи)

- Какова же цель нашего урока?(Научиться определять части речи, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам)


4. Построение проекта выхода из затруднения. (3 мин)

Цель этапа: планирование учебной деятельности.

- Для достижения цели, необходим план. План запишем на доске.

Коллективно разрабатываем план, опираясь на цель урока

- Знаем мы определение понятия часть речи, умеем ли классифицировать части речи по признакам? (Нет)

1. Узнаем.

- После того, как мы это узнаем, что мы будем делать? (Тренироваться)

2. Тренируемся.

- Мы поработаем в группах. А потом как мы будем работать? (Самостоятельно)

3. Работаем самостоятельно.

- Что мы подведем в конце урока? (Подведём итог нашей деятельности на уроке)

4. Подводим итог.


План появляется на доске:

1. Узнаем.

2. Тренируемся.

3. Работаем самостоятельно.

4. Подводим итог.


- Молодцы. Приступим к исследованию. Наведем порядок в стране Грамматика. И первое,что нужно сделать, составить портрет каждой части речи.

У нас работать будут четыре группы исследователей.

- Но прежде, чем начать работать вспомним правила сотрудничества:

- Вместе мы думаем, выбираем, обсуждаем, решаем.


ЦЕЛИ:

  • во-первых, определить, какую часть речи вы будете исследовать.(Капитанам подойти и выбрать)(1 группа - имя существительное; 2 группа – имя прилагательное; 3 группа – глагол; 4 группа - предлог).

- во-вторых, прежде чем приступить к исследованию, учёный всегда выясняет, что ему известно по данному вопросу. Перед вами карточки с различными признаками групп слов, а также карточки с разными вопросами. Выберите те, что нужны вам и составьте кластер по выбранной части речи, который будет нашим помощником в дальнейшей работе.

- Чтобы составить кластер, нам нужно знать алгоритм определения части речи.

- Составим алгоритм изучения группы слов, по которому вы будете работать.

Алгоритм определения части речи

Обозначает…

Отвечает на вопросы…


- Выясните также чем является в предложении:

В предложении является…

Составьте правило о своей группе слов.

Приведите 2-3 примера данной части речи:


(Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать? Что сделать? Что делает? Что делал? предмет, признак предмета, действие предмета, подлежащим, сказуемым, второстепенным членом предложения, служит для связи слов в предложении, отдельно не употребляется)

- Определите, кто будет рассказывать от каждой группы.


5. Реализация построенного проекта. Решение учебной задачи. Усвоение новых знаний (групповая работа)(10 мин)

- Приступаем к работе. Исследуйте свою часть речи.

(Дети крепят свои кластеры к доске).

Самопроверка.

-Прочитай правило в учебнике и сравни со своим. (Учебник с.3, правило).


- Итак, ребята, работая совместно, вы установили, что в русском языке слова делятся на большие группы слов, в зависимости от того, что слова обозначают и на какие вопросы отвечают. Исходя из наших исследованийсделаем вывод, что называется частью речи?

(Часть речи – это группа слов, которая имеет общее зна­че­ние и от­ве­ча­ет на оди­на­ко­вые во­про­сы).

- Как узнать, какой частью речи является слово? (Чтобы узнать, какой частью речи является слово, надо определить, что обозначает слово и поставить к нему вопрос.)


- Обратимся к нашему кластеру. Имена существительные, имена прилагательные и глаголы – это самостоятельные части речи. В предложении они выполняют роль членов предложения. А предлоги лишь им служат. Предлоги служат для связи слов в предложении. А значит их можно назвать… (служебные)


- Ребята, мы сегодня на уроке говорим лишь о четырех частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе и предлоге. Но есть и другие части речи, которые мы будем изучать скоро на уроках русского языка.


6.Физкультминутка. (1 мин)( Физкультминутка для глаз «Берегите зрение»).

- Мы много трудились, пора и отдохнуть.


7. Первичное закреплением с проговариванием во внешней речи.(4 мин)

- Итак,в русском языке слова делятся на большие группы слов, в зависимости от того, что слова обозначают и на какие вопросы отвечают.И называются эти группы слов части речи.

- А теперь наступило время использовать наши знания. Мы возвращаемся к нашему делу о случившейся неразберихе в стране Грамматике и постараемся навести порядок. Пользуясь нашими доказательствами, распределимслова, которые рассыпались из шкатулки по группам.


- Назовитеалгоритм определения части речи.

1. Выяснить, что обозначает слово.

2. На какие вопросы отвечает слово.

3. Определить часть речи.


1 группа исследователей выбирает – имена существительные,

2 группа исследователей - имена прилагательные,

3 группа исследователей – глаголы,

4 группа исследователей – предлоги.


- Каждой группе исследователей надо выбрать слова своей части речи из следующих слов: по, бежал, на, за, над, чай, хлеб, солнце, освободить, песок, переходить, отправиться, принести, круглое, ходить, характер, французский, лимон, сладкий, узкая, от, до. По команде дети выходят к доске и крепят слова в нужный домик. Проверка.

- Молодцы, ребята. Справились с заданием, навели порядок в стране Грамматике. Как вы думаете, какие качества личности вам помогли справиться с заданием? Самостоятельность, активность, внимательность, аккуратность, уважение к товарищам). Некоторым придется еще потрудиться, чтобы воспитать в себе эти качества.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 мин)
Цель: применить полученные знание в самостоятельной деятельности.

- Итак, уважаемые исследователи, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Каждый из вас проведёт частное исследование..

Перед вами задания разного уровня. Выберете себе то задание, которое сможете выполнить.

Помните, что задание с красным кружочком – задание высокого уровня, задание с зелёным кружочком – среднего уровня, задание с жёлтым кружочком – низкого уровня.

Выберите себе одно задание – и приступайте к работе.


- Пользуйтесь алгоритмом определения части речи:

Алгоритм определения части речи:

1. Выяснить, что обозначает слово.

2. На какие вопросы отвечает слово.

3. Определить часть речи.


Низкий уровень. Определить к какой части речи относятся слова:  День, хорошая, друг, думает, смелый, под.

- Как вы определяли часть речи?


Средний уровень. Найди в каждой строчке подчеркни лишнее слово, определи его часть речи и подпиши. 
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина. 
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 
3) Думает, считает, ученик, знает.

- Как вы находили лишнее слово?

Высокий уровень. Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом. 
Веселье – … , … . 
Шум – … , … . 
Игра - … , … .

- Как вы подбирали однокоренные слова?


Проверка со слайда.

- Сравните результаты с заданным эталоном.

- Кто выполнил задание без ошибок?

- Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2?

- В чем испытывали трудности?


9. Физкультминутка (1 мин)

- Мы много трудились, пора и отдохнуть.

(Физкультминутка для шейного отдела позвоночника: Поднять голову, прописать в воздухе носом тему нашего урока: «Части речи»).


10. Этап включения в систему знаний и повторений.(4 мин)

«Внимание исследователь –твой багаж знаний».


– Положите перед собой листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:

красным – слова, обозначающие предмет;

зеленым – слова, обозначающие действия;

синим – слова, обозначающие признак;

желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.



у



лень


труд


бежать

за


портит


маленькое



на





рыбка



кормит





синее


вытащишь



красивый


без


большое



дело


из


пруд



безделье


смотрит





- Из данных слов составьте пословицы о труде.

- Проверьте свою работу.

(Труд кормит – лень портит. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья).







11. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин)

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок? (С девиза урока: «Где есть желание, найдётся путь!»).

-Какова была цель урока? (Научиться определять части речи, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам)

- Как вы считаете, поставленная цель была вами достигнута? (Ответы детей)

-Как называются группы, на которые делятся все слова в нашем языке? (Части речи)

-Как узнать какой частью речи является слово? (Нужно поставить вопрос к слову и определить, что оно означает.)


- Закончите фразы:

Сегодня я убедился в том, что… все слова русского языка делятся на большие группы – части речи. Это закон языка.Сегодня я убедился в том, что…слова каждой части речи отличаются вопросами, на которые они отвечают, и тем, что они обозначают.

Теперь я умею определять…части речи, задавать к ним вопросы, определять их значение.

Я знаю, что в русском языке…есть самостоятельные и служебные части речи.


- Перед вами лист самооценки. Вам нужно подчеркнуть один из предложенных ответов.


Лист самооценки

  1. На уроке я работал активно - пассивно

  2. Своей работой на уроке доволен – не доволен

  3. За урок я не устал - устал

  4. Моё настроение стало лучше – стало хуже

  5. Материал урока мне был понятен – непонятен

лёгким –трудным

- Довольны ли вы своей работой?

-Что вызвало особый интерес?



12. Домашнее задание


Сочинить сказку или стихотворение о любой части речи.

Повторить правила о частях речи на с.3 учебника «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой.


- Благодарю всех исследователей за работу!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!