Конспект № 6. Тема «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»
Цели:
1) повторение изученного по теме «согласные звуки».
Задачи:
1)на основе практических упражнений систематизировать знания учащихся по теме урока, автоматизировать навык проверки правописания согласных в корне;
2) развитие мышления, памяти;
4) воспитание культуры учебного труда, навыков сотрудничества;
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, учебник.
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологический настрой на урок.
2. Стадия вызова.
1) Фонетическая зарядка.
Детям необходимо хором назвать весь алфавит, голосом и темпом выделяя гласные и согласные.
Учитель предлагает дать характеристику звукам [г] и [г∙] и букве, которая их обозначает.
2) Прием «Правильно ли?»:
- Правильно ли, что [г] обозначает согласный звук?
- Правильно ли, что [г] обозначает глухой звук?
- Правильно ли, что у [г] есть только твердая пара?
3) Выполнение задания на развитие творческого мышления:
Необходимо отгадать слово:
1-я буква этого слова - обозначает согласный звук, которому мы сейчас давали характеристику, работая по алфавиту;
2-я этого слова - непроверяемый безударный гласный в слове «корова»;
3-я буква этого слова - первый звук в слове «рак»;
4-я буква этого слова - ударный гласный в слове «горох»;
5-я буква этого слова - парный звонкий согласный глухому согласному звуку «т»
- Назовите это слово.
ГОРОД.
4) Работа со словарем: учащиеся дают толкование этому слову (групповая работа).
Педагог: Ребята, произнесите это слово и послушайте, какой звук мы слышим на конце слова?
-А какой буквой на письме данный звук обозначается?
- В какой позиции звук и буква не всегда совпадают, написание вызывает трудности?
Вывод: На конце слова парные согласные являются сомнительными, их надо проверять.
Педагог: Ребята, как вы думаете, какая сегодня тема урока? ("Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»).
4. Осмысление.
1) Мозговой штурм:
Педагог:
- А что необходимо делать, чтобы правильно писать парные согласные на письме? (Необходимо подбирать проверочное однокоренное слова так, чтобы после согласного стоял гласный).
Педагог:
- Как проверить парный согласный в корне слова?
- Как вы думаете, а как мы будем работать над этой темой, что будем учиться делать?
- Какие способы проверки можно применить к слову город. Запишите эти слова и подчеркните орфограмму графически. Город - города, городок, пригородный.
Дети проверяют друг друга.
2) Задание: составить предложение со словом город. Подчеркните члены этого предложения.
3) Работа на интерактивной доске.
4) Составление кластера.
Самостоятельная работа детей в группах.
Необходимо обозначить в «кластере» изученные ранее на уроках способы проверки сомнительного согласного.
Даны слова, которые необходимо будет распределить и записать в кластер в в группы по способам проверки.
Слова: утю.., заво.., моро.., тетра..ь, сапо.., дож..ь, гру.., огоро..
Проверка работ групп.
5) Творческое задание (в группах).
Составить текст по теме город.
Представление получившихся текстов.
Каждая группа оценивает друг другу.
5. Рефлексия.
Тестирование:
- Обведи парные согласные: з, н, с, ч, б;
- Обведи слова с парной согласной на конце: Кот, дом, рак, луг, нос;
- Вставь букву: Ду.., арбу.., са.., носоро…
- Подчеркни слова, которые являются проверочными: Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.
Взаимопроверка
5. Подведение итогов. Запись домашнего задания.