СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект тематического занятия «От этикета до делового общения» (8-11-е кл.)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеурочного занятия на тему «От этикета до делового общения» предназначен воспитателям школьной гостиницы (общежития), классным руководителям и обучающимся 8-11-ых классов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОВЕДЕНИЯ:   

- продолжить знакомство с основными правилами этикета, которых так не хватает современной молодежи, правилами общения со взрослыми;

- формировать у обучающихся знания делового общения и правил этикета, развивать умение вести себя в соответствии с этими правилами;

- воспитывать в обучающихся эстетически развитую личность. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект тематического занятия «От этикета до делового общения» (8-11-е кл.)»

МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

Гостиница для обучающихся

г. Моршанск Тамбовской области







КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ «ОТ ЭТИКЕТА ДО ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОВЕДЕНИЯ:    Формирование у обучающихся знаний делового общения и правил этикета.

Необходимое оборудование: ПК, мультимедийное оборудование.



ПРОВЕДЕНИЕ: 11 октября 2019 г.

Воспитатель – Мокшанова И.В.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Мотивация. Постановка проблемы. Целеполагание

В некоторых ситуациях сплетники и хвастуны могут быть забавными. Однако на работе, в школе или при необходимости постоянного общения с ними их поведение перестает казаться смешным. Более того, в действительности поступки таких людей могут причинить вам и вашей компании немало неприятностей.

Если вам надоело, что кто-то из одноклассников не желает считаться с вашим мнением или что о вас или ваших друзьях распускают сплетни, то вам надо правильно выстраивать свои отношения с самонадеянными и высокомерными одноклассниками.

Поэтому деловому общению и этикету надо обучаться.

Что же значит Деловой этикет, зададите вы вопрос? Деловой этикет – результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствует успеху в деловом общении.

- Все мы при слове «деловой» человек представляем… Кого?

Ответы обучающихся.

- Да, чаще всего, деловой человек для нас - бизнесмен, одетый в хороший костюм классического типа, и от которого пахнет дорогим парфюмом.  Но это, на самом деле, - всего лишь составляющая делового человека. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми разделами делового общения и этикета.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Открытие нового знания

Итак, для того, чтобы быть деловым человеком, нужно уметь нравиться окружающим тебя людям: одноклассникам, учителям, друзьям. И деловой человек – это не только тот, кто хорошо одевается, но и тот, кто может организовать свой досуг и рабочее время, и соблюдает правило общения.

А у американского психолога Карнеги существует шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям:

  • Искренне интересуйтесь другими людьми.

  • Улыбайтесь при встрече.

  • Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

  • Будьте хорошим слушателем.

  • Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

  • Внушайте вашему собеседнику, что он значим в данном разговоре и делайте  это искренне.

Действительно, неумелое общение часто является причиной разногласий, неправильного понимания, что приводит к  конфликтам в школе, доме, на работе. А всё происходит из-за того, что мы часто не умеем правильно высказывать свои мысли, идеи. Иногда мы не можем выслушать мнение собеседника и понять его.

Хочу процитировать слова  Будды: «Ненависти можно положить конец не ненавистью, а только любовью».

Положить  же конец недоразумению можно не спором, а только тактом, дипломатией, дружелюбием и сочувственным стремлением понять точку зрения собеседника. Самое главное правило в конфликтных ситуациях: «Единственный способ одержать верх в конфликте – это уклониться от него». А для того чтобы уметь пользоваться этим правилом, нужно уметь в конфликтной ситуации оставаться деловым человеком.

Итак, первый вопрос, который мы с вами рассмотрим: «Деловое поведение в конфликтах».

  1. Практическая работа

1) Задание

Перед вами два листа – черный и красный. Ваша задача - написать на черном листе определение конфликта, делая акцент на отрицательные его стороны, а на красном – положительные.

2) Игра «Мяч-ассоциация»

Теперь давайте посмотрим, как конфликт отражается на внутреннем состоянии человека:

если конфликт – это музыка, то какая?

если конфликт – это погода, то какая?

если конфликт – это овощ, то какой?

если конфликт – это животное, то какое?

если конфликт – это птица, то какая?

если конфликт – это человек, то какой?

3) Задание

А теперь встаньте, вытяните руки и представьте, что у вас в руках находится конфликт. Сделайте с этим образом все, что хотите.

Вот видите, - все вы поступили по-разному с конфликтом, т.е. вы выразили свое определенное душевное состояние.

Для того чтобы управлять и конструктивно разрешать конкретный конфликт, необходимо знать характер своих эмоций.

4) Игра «Рука к руке» (нечетное количество детей)

5) Ситуации (Положительные и отрицательные качества конфликта)

1) Ученик Игорь очень сильно хочет стать юниором.

Его положительные качества: активен в волонтерском движении, участвует в спортивных соревнованиях и показывает неплохие результаты.

Отрицательные: учится по общеобразовательным предметам слабо, курит, иногда бывает дерзок с учителями и одноклассниками, часто конфликтует со сверстниками.

Школьный коллектив, где обучается Игорь, решил дать ему шанс на исправление и принять  его в юниоры. Но председатели других школьных коллективов против.

Как поступить Председателю детской школьной организации?

2) Идет общее собрание. Один из председателей классного коллектива все время противоречит Председателю всех школьных организаций, спорит с ним по поводу и без повода, задает вопросы явно с целью поставить его в тупик.

Как поступить Председателю?

3) Целый год юниор Оксана являлась активисткой, а пионер Ира начала активно участвовать в конкурсах жизни школы лишь в марте. Пришло время награждения активистов. Наградили юниора Оксану. Пионер Ира пришла с жалобой к Председателю.

Почему так произошло и как выйти из этой ситуации?

3. Правила поведения в конфликте

  • Если вы не правы, признайте это быстро и решительно

  • Адекватность восприятия конфликта

  • Открытость и эффективность общения, готовность

  • Адекватность самооценки своих возможностей и способностей

  • Изложение точно и лаконично своих взглядов.

4. Углубление в тему

1) Новые технологии и этикет

XX-XXI века  стали временем всевозможных новых технологий, инноваций. Комфорт для нас стал занимать первое место в жизни: плазменные телевизоры, компьютеры, кабельное телевидение, Интернет и, конечно  же, мобильный телефон, который имеет каждый второй.

Деловые коммуникации с помощью беспроводных устройств сделали нас доступными друг для друга в любое время, но и отдалили от тех, кто находится рядом. Неумение людей пользоваться мобильным телефоном раздражает и иногда вызывает отвращение. В некоторых случаях незнание правил делового этикета равносильно демонстрации невоспитанности. Пользование мобильным телефоном в неподобающем месте может быть воспринято как надменность, заносчивость или демонстрация своей значимости.

2) Официальный звонок (Ситуация)

3) Правила этикета разговора по мобильному телефону

Деловое общение станет более эффективным и приятным, если деловые люди будут соблюдать некоторые простые правила делового мобильного этикета. Отсутствие осведомленности в данной области оказывает негативное влияние на отношение к вам окружающих.

Поэтому,  давайте с вами разработаем правила этикета разговора по мобильному телефону:

  • Не разговаривайте по мобильному телефону, когда кому-то мешаете.

  • Не обсуждайте личные дела прилюдно в общественных местах: уважайте право окружающих не слушать ваш разговор.

  • Не увлекайтесь веселыми и громкими высказываниями — назойливое разговор может раздражать окружающих.

  • Не кричите по телефону.

  • Не пользуйтесь мобильными телефонами во время экзамена, приема или когда вы находитесь в гостях.

  • Не забывайте отключать телефон в местах, где его использование недопустимо по этическим соображениям: церковь, в кабинете у врача, кладбища, театры, учебные аудитории, конференц-залы, рестораны.

  • Ограничьте влияние на окружающих вашего мобильного телефона, не демонстрируйте его как игрушку и обязательно научитесь им правильно пользоваться.

Краткий вывод: Итак, мы с вами видим, что умение правильно, этично разговаривать по телефону также дополняет и делает человека деловым.

4) Культура внешнего вида делового человека

Все мы знаем пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Действительно деловой человек должен соответствовать своему статусу. Простота, вкус, опрятность – вот  портрет элегантного делового человека и залог его успеха.

Культура внешности человека – необходимая составляющая этикетных ситуаций общения. Поэтому пренебрегать своим внешним видом - непростительная ошибка. И если вы произведете хорошее впечатление на собеседника,  например на экзамене, это уже первый шаг к положительному результату.

Задания: А) Одеть ученика(цу), который (ая) собрался (ась) на экзамен.

Б) Женщина: колготки, туфли, костюм, маникюр, макияж, причёска.

5) Этикет комплиментов

Не стесняйтесь делать комплименты — в современном мире людям этого очень не хватает.

Часто мы недооцениваем силу доброго слова и внимания, а ведь от души сказанный комплимент может изменить нашу жизнь к лучшему! Выслушав комплимент, вежливо поблагодарите того, кто его сделал.

Когда вас хвалят за хорошую учёбу или элегантный внешний вид, принимайте комплименты простым утвердительным «спасибо». Можно добавить: «Это очень любезно с вашей стороны».

Никогда не оспаривайте комплимент — не ставьте в неудобное положение того, кто вам его говорит. Если кто-то делает вам комплимент, вы не обязаны немедленно отвечать ему тем же.

Прежде, чем произнести комплимент, убедитесь, что вы совершенно искренне хотите сделать комплемент.

Не делайте лживых комплиментов.

Не выражайтесь грубо во время комплемента, например «Ужасно рад тебя видеть». «Давно не виделись».  

Произнося или получая комплимент относительно внешнего вида, помните: не спрашивайте других о том, где куплена одежда или иная вещь, и сколько она стоит. Не хвалитесь другим, сколько стоит ваша одежда или обувь известной марки.

Игра - комплимент.

6) Качества делового человека

Итак, мы с вами увидели, что деловым человеком быть непросто, и это, прежде всего, - работа над собой как духовно, так и физически.

Давайте с вами выберем качества, которыми должен обладать деловой человек.

(Даётся перечень – см. Прилож. 1, обучающиеся выбирают и затем оглашают).

- В данном перечне вы выбрали качество «лидер». У меня к вам вопрос: Деловой человек - это лидер, по-вашему?

Ответы по группам.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Подведение итогов занятия

Вывод. Да, деловой человек – это лидер.

Лидерство - это не то же самое, что руководство. В отличие от руководства, лидерство не требует обладания официальными полномочиями. Однако оно предъявляет к человеку, занимающему роль лидера, свои требования. Для того, чтобы люди последовали за вами, они должны убедиться, что их лидер заслуживает доверия и уважения.

Так каждый из вас должен стремиться быть деловым человеком, стремиться быть лидерами в школе, в своей детской организации.

Раздаются памятки «Деловой человек – это я!»

  1. Рефлексия

Давайте посмотрим, насколько вы является деловыми людьми.

Проводится тест - Прилож. 2.

 

 

 





































Приложение 1

Высокомерие

Грубость

Гуманность

Деликатность

Джентльмен

Дурные манеры

Зазнайство

Интриган

Комильфо (фр. comme il faut – как нужно, как следует быть) – 1. Приличный, соответствующий правилам светского приличия. 2. Благовоспитанный, светский человек, строго придерживающийся норм этикета.

Культурность

Лицемерие

Лживость

Любезность

Манерность – неестественный, лишенный простоты, жеманный; чрезмерно украшенный, вычурный.

Наглость

Надменность– свойство самонадеянного, кичливого, высокомерного человека, относящего к другим чрезмерно гордо, презрительно.

Нахальство

Невежество

Нетерпимость (Интолерантность)  - нежелание или невозможность терпеть кого-либо или что-либо. Нетерпимость к недостаткам.

Нравоучительный – представляющий собой нравоучение.

Педантичность - убеждения, действия, образ жизни педанта; мелочная точность, излишний формализм в чем-либо.

Пошлость

Пунктуальность

Скверный – 1. Мерзкий, гадкий, поганый, пакостный, недостойный.

Скромность

Спесивость

Тактичность

Толерантность

Точность

Тщеславие

Уважительность

Фамильярность

Фарисейство – поведение фарисея, лицемерие, ханжество. Отрицательное моральное качество, характеризующее личность с точки зрения способа выполнения ею моральных требований общества. Одно из проявлений морального формализма, разновидность лицемерия и ханжества.

Хамство

Хвастовство

Честность

Честолюбие – социальное чувство, проявляющееся в выраженности у личности мотивов достижения первенства, высокого общественного положения, официального признания и связанных с ними почестей, славы, наград в какой-либо области человеческой деятельности.

Чуткость















Приложение 2

ТЕСТ

1. Вы не любите вступать в разговор с малознакомыми или незнакомыми людьми?

А. всегда не люблю - не считаю это возможным

Б. почти всегда не люблю

В. в некоторых случаях могу и поговорить

Г. очень редко

Д. никогда

2. Зависит ли ваша манера общаться и тон от того, кто перед вами?

А. всегда

Б. почти всегда

В. в некоторых случаях

Г. очень редко

Д. никогда

3. Если вам не нравится тема разговора, стараетесь ли вы перевести ее на другую?

А. всегда стараюсь - я должен держать разговор под контролем

Б. почти всегда

В. в некоторых случаях

Г. очень редко

Д. никогда - мне это безразлично, буду лавировать

4. Бывают ли случаи, когда вас раздражает манера поведения собеседника?

А. всегда

Б. почти всегда

В. в некоторых случаях - есть же неприятные люди

Г. очень редко

Д. никогда

5. Если собеседник неправильно произнес то или иное слово, вы его исправите?

А. всегда исправлю - все должно быть четко и ясно

Б. почти всегда исправлю, зависит от ситуации

В. в некоторых случаях исправлю

Г. очень редко исправлю - скорее воздержусь

Д. никогда не буду поправлять – невежливо

6. Вы способны откровенно выразить недовольство, если вам не нравится тон вашего собеседника?

А. всегда выражу недовольство - но корректно, уважительно и спокойно

Б. почти всегда

В. в некоторых случаях

Г. очень редко

Д. никогда

7. Часто ли вы перебиваете говорящего?

А. всегда

Б. почти всегда

В. в некоторых случаях

Г. очень редко

Д. никогда

8. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

А. всегда

Б. почти всегда

В. в некоторых случаях

Г. очень редко

Д. никогда

9. Вы часто держитесь высокомерно по отношению к собеседнику?

А. всегда

Б. почти всегда

В. в некоторых случаях

Г. очень редко

Д. никогда

10. Как вы считаете, с вами приятно общаться?

А. всегда

Б. почти всегда

В. в некоторых случаях

Г. очень редко

Д. никогда



Результат

Если больше ответов под буквой А и Б, то:

Вам есть чему поучиться - этикет общения вы усвоили не полностью.

Довольно часто у Вас возникают межличностные проблемы из-за того, что Вы не можете держать себя в рамках приличия. Будьте уверены - воспитанность человека чувствуется сразу, и в зависимости от этого к нему и относятся с самого начала. Если будете и дальше вести себя самодовольно и резко, не ставя интересы окружающих ни во что, то в конце концов рискуете сильно проиграть.

Очень часто личные переживания и эмоции мешают Вам выслушать говорящего, даже если он говорит правду или предлагает что-то интересное. Запомните: эмоциям в любом деле нет никакого места. Оценка должна быть спокойной и четкой, а личные переживания оставьте при себе, - они Вам только мешают.

Вы часто сталкиваетесь с непониманием, которое связано с вашим неумением выслушать до конца. Исправляйтесь.

Если В, то:

Ваш уровень речевой культуры гораздо выше среднего, с этикетом общения Вы знакомы.

Вы достаточно хорошо воспитаны для того, чтобы находить взаимопонимание с собеседниками. Вы легко вступаете в контакт с окружающими людьми, что позволяет Вам быстро налаживать деловые связи, межличностные коммуникации - это очень важно в современном мире. С вами приятно общаться - вы понимающий и уважительный собеседник.

Однако, Вам следует внимательнее относиться к тому, с кем говорите, - зачастую Вы не обращаете внимания на его задачи и не понимаете общих целей. Данное поведение может служить серьезным препятствием для командной игры.

Если Г, Д, то:

Вас можно назвать очень внимательным слушателем и собеседником. Этикет общения у Вас на высоте. Скорее всего, Вы успешны в школе, так как умеете находить общий язык даже с самыми несговорчивыми учителями. Ваше воспитание позволяет Вам поддерживать настолько высокий уровень коммуникативной культуры, что окружающие тянутся к Вам, доверяют Вам свои тайны.

Вы - корректный и благодарный слушатель.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!